Тип урока: Урок закрепления и обобщения
материала.
Вид урока: Обобщающая игра-путешествие.
Цели урока:
- формирование коммуникативных умений учащихся;
- социализация личности (поддержка друг друга,
взаимодействие, культура общения между
учащимися и учителем);
- развитие интеллектуальных способностей и
умений;
- овладение знаниями, умениями и навыками каждым
учеником на уровне, соответствующем его
индивидуальным особенностям развития.
Основные принципы обучения:
- Общность цели и задач (дается одно задание на
группу).
- Индивидуальная ответственность (одно поощрение
на группу, зависящее от вклада каждого).
- Равные возможности успеха для всех
(распределение ролей капитаном согласно уровню
знаний)
Учебные задачи урока:
- Представить материал в нетрадиционной форме
для усиления неформального запоминания ключевых
аспектов темы.
- Закрепить умения составления электронных и
электронно-графических формул элементов,
расчета относительной молекулярной массы
вещества и доли каждого элемента.
- Закрепить понятия химический элемент, изотоп,
электрон, протон, нейтрон, относительная атомная
масса.
- Закрепить основные правила техники
безопасности при работе в химическом кабинете.
Оборудование:
- таблица "Периодическая система химических
элементов Д. И. Менделеева";
- карта-план урока
- раздаточный материал
- компьютеры, телевизор.
Используемые педагогические технологии: технология
сотрудничества - обучение в малых группах,
технология критического мышления,
информационные технологии
Виды работы учащихся:
- по дидактическим целям: самостоятельные работы
для повторения опорных знаний, для
систематизации знаний, для закреплений и умений
путем применения их в новой ситуации;
- по характеру познавательной деятельности:
копирующего характера (репродуктивные),
частично-поисковые (эвристические) и
исследовательского характера;
- по форме организации работы учащихся:
групповые, индивидуальные;
- по источнику знаний и средств обучения: работа с
таблицами, раздаточным материалом, устное и
письменное решение упражнений, работа с
электронными тестами.
Организационные условия:
- Столы сдвигаются попарно и располагаются так,
чтобы учащимся было удобно слушать учителя и
работать в группе.
- Формируются стабильные разнородные по уровню
обученности группы по 5-6 человек
- Выбор членами команды капитана, который будет
распределять роли внутри группы.
- Каждый член команды должен защитить одно
задание.
- Каждая группа получает бланки с заданиями.
- Оценки за индивидуальную работу суммируются в
группе.
Содержательная часть
Стадия вызова, создание проблемной ситуации.
(Основная задача стадии вызова - пробудить
интерес, подготовить учащихся к предстоящей
работе. На этой стадии озвучиваются цели урока,
происходит мотивация их дальнейшей
деятельности).
1. Вступительное слово учителя:
- Завис, завис проклятый комп!
Знать, электроны в проводах присели
Чуть отдохнуть. Так электронный тромб
Мой комп оставил не при деле.
И я сижу: пустой экран
А мне писать свое творенье.
Меня же комп оставил без движенья.
Войдешь в знакомый кабинет,
А там - детей десятки, толпы.
На протяженье многих лет
Судьба учить. И виснут компы:
1. Игра "Верю - не верю?" (2 мин) .
Вопросы: Верите ли вы в то, что:
1. Электроны могут заставить компьютер
зависнуть.
2. Только электроны входят в состав атома.
3. Электроны положительные частицы.
4. Количество нейтронов и электронов
одинаковое.
5. Атомная масса равна количеству электронов
6. Все электроны имеют одинаковые электронные
орбитали.
7. У всех элементов одинаковое строение атома.
Озвучивание целей урока:
- Сегодня на уроке мы с вами закрепим полученные
знания по теме "Строение атома", повторим
символы химических элементов, продолжим
выполнять расчеты молекулярной массы веществ и
доли элементов.
(Заранее, я по желанию ребят разделила класс на
четыре равноценные группы. В каждой группе был
выбран капитан.)
2. Химический диктант: (5 мин)
Проводится в виде игры "Поймай мяч". Учитель
бросает мяч каждому учащемуся при этом называет
химический элемент - учащийся ловит мяч и
называет атомную массу. По одному учащемуся от
группы выполняют индивидуальное задание по
определению атомных масс элементов на
компьютере - тест с выбором ответа. Учащиеся, по
окончании работы на компьютере сразу получают
оценки.
Стадия осмысления:
(На стадии осмысления учащиеся сталкиваются с
новой информацией; они пытаются решить
поставленную задачу, опираясь на сведения,
полученные ранее).
3. Анализ знаний учащихся. (10 мин)
Учитель: Случилось это. Вчера вечером. Было уже
поздно, на улице темно и неуютно. Дома все
заснули, а я все готовлюсь к урокам. Устало
опускаю голову и почти засыпаю. В короткий миг
между сном и явью мне вдруг показалось, что слышу
чьи-то голоса. Голоса все громче и громче спорят,
прислушиваюсь и узнаю ведь это инопланетяне.
Просыпаюсь, смотрю в окно и все забываю. Прихожу в
школу, открываю кабинет и вижу их портреты и
записку. Следы от их ног еще не смыла вода.
На карточках в форме следов детских ног
написаны задания - "анаграммы" для каждого
учащегося. Сначала учащиеся составляют название
химического элемента, затем дают ему
характеристику по плану. По одному человеку от
группы составляют характеристику химического
элемента у доски, еще по одному - проходят
электронный тест на компьютере. Остальные
учащиеся выполняют задания на местах в рабочих
тетрадях.
Из оставшихся букв учащиеся в группах
составляют слова. 4. Конкурс "Прятки с формулами" (10 минут) (Слайд
6)
В письме от инопланетян есть еще одна просьба:
- Дорогие ребята! В нашем инопланетном корабле
есть склянки с некоторыми реактивами, но
этикетки постарели и символы некоторых
элементов не видны, но известна относительная
молекулярная масса веществ в склянках. Вставьте
недостающий элемент. Помогите нам!!!
Учащиеся работают в парах.
H2-O3 |
- NO3 |
- SO4 |
H3- O4 |
H -O3 |
Mg - O4 |
Al -O4 |
K-NO3 |
Cu -O4 |
Na -O3 |
Ca- O4 |
Na-H |
Какой элемент есть во всех веществах?
(Кислород).
Вычислите его процентное содержание в каждом
веществе и выясните, в каком веществе его больше.
5. Повторение правил ТБ. (3 мин).
Ребята! При работе в химическом кабинете мы
должны помнить правила техники безопасности:
Учащиеся по очереди вспоминают и анализируют
шуточные стихи о правилах ТБ.
1. Вы спиртовку от спиртовки зажигайте очень
смело.
Ведь фитиль у вас хороший, пламя яркое столбом.
И не страшно, если брюки вспыхнут быстро,
незаметно.
Но зато соседка ваша не пойдет уж больше
стричься-
Ерш волос на голове ей напомнит об огне.
2. Ну а если что-то хочешь ты в штативе закрепить,
Зажимай пробирку в лапке и не бойся, если треснет
И осколки острым краем вдруг вопьются прямо в
глаз.
Пара глаз - ведь это роскошь.
Как Кутузов, одноглазый ты теперь и навсегда.
6. Физминутка. (3 мин).
Проверка "химического зрения".
Учащимся предлагается, как Кутузову закрыть
один глаз и называть по очереди символы
химических элементов. Cu O K Zn N Cl
H Al Na Fe Cu Ag
N Ca C Zn S Cl K P
Al P Na Cu H O Fe Cl N S
K N C Ag Fe H O S Ca Cu Al Cl Na
Стадия рефлексии.
(На стадии рефлексии происходит корректировка
взглядов учащихся на основании полученной ими
информации. Учащиеся высказывают свое мнение и
аргументируют его).
7. Рефлексия.
На столах у учащихся лежат вырезанные из бумаги
руки. На одной стороне руки ученики пишут, что им
понравилось на уроке, на другой, что не
понравилось.
8. Домашнее задание, подведение итогов урока,
выставление оценок. |