Цель:
- систематизировать и закрепить знания по
основным классам химии: оксиды, кислоты, соли,
основания; закрепить навыки вычислительные и
практические;
- развить дальнейшие представления о веществах;
- активизировать познавательный интерес
учащихся, их самостоятельность, а также привить
навыки выполнения практических работ и
соблюдения правил техники безопасности при
выполнении их.
Оборудование: магнитофон,
компьютер и мультимедиа, табличка "жюри”,
номера на столы, карточки "настроения”, карта
следования, флажки (красные – 5 баллов, зеленые –
4 балла, желтые – 3 балла), скотч, 4 фломастера,
карточки учета (для жюри), бочонки с номерами (для
кроссворда), кристаллизатор, вопросы кроссворда,
полотно кроссворда, карточки с формулами (для
домика), два домика (для жителей государств),
химическое колесо, кодовые карточки, конверты с
заданиями, карточки с формулами оксидов, кислот,
солей, оснований, карточки с типами химических
реакций, оборудование для практической части
урока.
Этапы игры:
- Холм Творчества (приветствие)
- Холм Памяти (разминка)
- Холм Знаний (конкурс "Знайка”)
- Холм Опроса (конкурс капитанов)
- Холм Умений (конкурс "Проверь себя”)
- Вершина Совершенства (домашнее задание).
Оформление:
- на доске находятся 2 полотна для кроссворда,
девиз, этапы игры;
- на столе жюри табличка, каточки учета, где члены
жюри отмечают прохождение командами этапов игры,
флажки, компьютер и мультимедиа, скотч, карта
следования на планшете; на ученических столах:
карточки "настроения”, периодическая таблица
Д.И. Менделеева, таблица растворимости веществ,
химическое колесо, кодовые карточки,
оборудование для практической части.
Урок проходит в виде КВН, заседания - Клуба
Веселых Химиков. На протяжении урока звучит
музыка, на компьютере демонстрируются слайды.
(Слайды можно взять у автора).
Проводится очередное заседание клуба веселых
химиков по теме: " Основные классы
неорганической химии” под девизом: " Не стыдно
не знать, стыдно не учиться”.
Судится игра учащимися 10–11-х классов.
Для начала игры определяется эмоциональное
состояние и общая атмосфера в группах. У каждого
из участников игры имеются карточки 4-х цветов,
игрокам нужно поднять ту, которая соответствует
их настроению.
Напоминание:
- Красная карточка– отличное;
- Зеленая карточка - приятное;
- Синяя карточка- грустное;
- Желтая карточка– трудно сказать.
После определения эмоционального состояния
игроков, происходит знакомство с командами и их
капитанами. Раскопки на Холме Творчества – на
этом этапе происходит приветствие команд.
Как вы знаете, путь по стране Химии долгий и
требует упорства, а чтобы многое узнать и многому
научиться, необходимо совершить раскопки на
Холмах Памяти, Знаний и Умений, чтобы добраться
до Вершины Совершенства.
Холм Памяти – разминка команд, для этого этапа
на доске расположены полотно кроссвордов, а на
демонстрационном столе находится
кристаллизатор с бочонками. Бочонки имеют
нумерацию, которая соответствует номеру задания
в кроссворде.
Кроссворд 1
Какой ученый в 1776 году установил свойства
водорода и указал отличия его от других газов?
Вопросы для кроссворда:
- самый распространенный элемент земной коры?
- как называются соли серной кислоты?
- химический знак - Pb.
- взаимодействие какого-либо вещества с
кислородом относятся к реакциям …
- свойство атомов присоединять определенное
число атомов другого элемента называется …
- продукт горения реакции.
- угольная, сернистая, фосфорная это - …
- фамилия ученого, который получил кислород в
чистом виде?
Кроссворд 2
Какой ученый установил, что кислород является
составной частью воздуха?
- ученый, получивший кислород из оксида ртути (II)?
- газ, входящий в состав воздуха?
- ученый, определивший молекулярный объем газов?
- вещества, вносимые в почву для подкормки
растений?
- соль угольной кислоты?
- вещества, ускоряющие ход химической реакции?
- химический знак – Cu?
- реакция кислорода с веществами, протекающая с
выделением тепла и света?
Перед нами Холм Знаний. Здесь оставили свои
автографы члены известных вам семейств. Найдите
каждому из них место в этом домике (по одному
представителю от команд подходят к столу берут
там табличку с формулами определяют класс
соединений и помещают в свой домик).
А теперь химическое колесо:
- на внутреннем диске - формулы соединений:
кислоты, основания, оксида, соли;
- на среднем диске – классификация веществ;
- на внешнем диске даны названия веществ.
Вам необходимо повернуть диски таким образом,
чтобы совпали все три сектора.
- средняя соль
- бескислородная кислота
- кислотный оксид
- щелочь
- сульфид калия
- соляная кислота
- оксид азота (V)
- гидроксид калия
В закодированных карточках найдите
правильную формулу соли или формулу оксида,
основания.
Оксид серы (VI) |
Нитрат натрия |
S2O3 |
Na3NO3 |
SO3 |
Na2NO3 |
S2O6 |
NaNO3 |
Гидроксид железа (III) |
Сульфит калия |
Fe(OH)2 |
KSO3 |
Fe(OH)3 |
K2SO3 |
Fe2(OH)6 |
K3SO3 |
Ответом на карточки является -23.
Вот и Холм Опроса. К доске выходят капитаны. Для
них есть задачи.
Задача № 1. Какая соль образуется, если к
раствору, содержащему фосфорную кислоту массой
4,9г, добавили гидроксид калия массой 2,8г?
Рассчитайте массу полученной соли.
Задача № 2. Смесь, образовавшуюся при
сливании растворов, содержащих 10г гидроксида
натрия и 14,7г серной кислоты, выпарили досуха.
Вычислить массу сухого остатка.
Далее учитель вместе с детьми вспоминает
основные правила техники безопасности при
работе с химическими веществами.
А теперь Холм Умений. Каждой команде дается
задание по определению веществ.
Определить в какой пробирке находится
соляная кислота, а в какой хлорид натрия. |
Распознать кислотный и основной оксид. |
Химия – это волшебная наука, и каждый из вас
хотел бы не надолго стать волшебником. У вас есть
такая возможность сейчас. Из имеющихся цепочек
превращений получите соответствующие вещества.
Н2О --- О2 --- СО2 --- Н2СО3
---Na2CO3 |
S --- SO2 ---SO3 --- H2SO4
--- CuSO4 |
Игра закончена. Кто первый жюри объявит, но
сначала определяем эмоциональное состояние и
сравниваем его с тем, которое было в начале игры.
Оно обычно улучшается.
Заключительное слово жюри. Можно дать слово
ребятам.
|