Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Среда, 22.05.2024, 02:21:58
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Дидактическая игра "Страна морфем"
15.02.2011, 11:00:59

Цель: обобщить знания учащихся о морфемах.

Оборудование: карточки, рисунки, лингвистические сказки о приставке, корне, суффиксе, окончании.

Ведущий: Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей.

– Что это за части?

(Дети называют: приставка, корень, суффикс, окончание)

(На сцену выходят Приставка, Суффикс, спорят между собой)

Приставка: Я в слове самая главная.

Окончание: Это почему, ты главная, тебя иногда в слове вообще не бывает. Нет, главный я, я, я! (Бьет себя в грудь.)

(Выходит суффикс. Кричит издалека.)

Суффикс: Ни приставка, ни окончание в слове не главные, так как не всегда бываете в слове, так же как и я. Ребята, кто же имеет особое место?

(Появляется Корень)

Корень:  Да, ребята, я важна
В любом слове непременно
Если корня в слове нет.
Чепуха мгновенно!

Но и другие части слова важны. Почему?

(Ответы детей)

Приставка: Точно, точно и каждый выполняет свою роль и знает свое место в слове и подтверждение тому стихотворение.

Ведущий: На конце любого слова
Окончанье ищет Вова
Изменяемая часть
С другим, словом держит связь
Окончанье он найдет,
Его в рамочку возьмет.

Корень:     Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она,
И при помощи приставки
Образуются слова.

Приставка: После корня он стоит,
Перед окончание
Его я если заменю,
Другое слово получу.
Обозначу уголком.
Называю суффиксом.

Суффикс: Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым-
Был он только словом.
Это слово – слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло-
Стало много новых слов.

Ведущий: Пришло время проверить, как наши участники знают состав слова.

Корень: Умеют составлять слова из корня.

Суффикс: Умеют составлять слова, используя суффикс.

Приставка: Умеют составлять слова, используя приставку.

Окончание: И изменять слова, применяя окончание.

Ведущий: Конкурс «Отгадай слово»

1. Слово имеет такой же корень, как и в слове сказка, суффикс такой же, как и в слове извозчик, приставка такая же, как и в слове расход. (Рассказчик)

2. Корень в слове преподносить, приставка в слове выписать, суффикс и окончание – в слове терпеливый. (Выносливый)

3. Корень в слове целый, первый суффикс - в слове дружина, другой суффикс в слове высотник. (Целинник)

4. Приставка, окончание и суффикс те же, что и в слове появление, корень в слове ручка. (Поручение)

5. Корень возьмите у слова полагать, приставку – у слова приложение, суффикс – у слова восклицательный, окончание – у слова числительное. (Прилагательное)

6.В слове такая же приставка, как в слове полёт,  корень такой же, как в слове дружба,  суффикс такой же, как в слове артистка. (Подружка)

Корень: Я то знаю, как может измениться слово, если неправильно выделен корень.

Приставка: Но ребята правильно составили слова, а значит….

Суффикс: А значит, умеют правильно находить приставку, корень, суффикс, окончание.

Корень: Да я не об этом!

Окончание: А о чем?

Корень: А том, что корень нужно всегда выделять правильно, а иначе…

Суффикс: А иначе?

Корень: Ребята неправильно выделят и вас.

Окончание: А как они могут выделять меня неправильно,  Ведущий: я нахожусь в конце слова.

Суффикс: А я после корня.

Приставка: А я в самом начале. По-моему корень, ты зазнался.

(Приставка, Суффикс, Окончание надвигаются на Корень)

Ведущий: Стойте, стойте! Корень действительно прав, а правоту докажут участники.

(Например, слово «закатиться». Если родственное слово подбирают закат, то корень будет неправильным; а вот если подбирают однокоренное откатился, прикатился, то корень будет кат, это и есть правильно.)

Приставка: (обращаясь к Корню) Так в чем суть?

Корень: Ребята, вы знаете ответ?

(Родственные слова)

Приставка: Вот мы и подошли к следующему заданию турнира. Подобрать родственные слова.

Суффикс: Рога (рожки)
левша (левый)
чертенок (чер)
лиса (лисы)
молодой (молоденький, молод)
удивительно (диво)
лесной (лес)
летящий (полёт)
менять (замена)
ленивый (лень)

Окончание: И с этим заданием дети справились легко. Хорошо научились они подбирать проверочные слова.

Приставка: Скажите нам любители русского языка как можно большой дом превратить в маленький. А теперь превратите топор в рукоятку. (При помощи суффикса)

(После ответа Суффикс показывает рисунки).

Суффикс: При помощи чего вы образовали новые слова? (При помощи суффикса)

Корень: Пришло время проверить наших капитанов.

Ведущий: Для них специальная грамматическая арифметика.

Окончание: А что это за грамматическая арифметика?

Ведущий: Я буду показывать примеры, а вы должны отгадать, какое слово в них спрятано.

БА + БОЛЬШОЙ ДЕРЕВЯННЫЙ СОСУД = ЛЕТАЮЩЕЕ НАСЕКОМОЕ
НОТА ДО + ЗАРЫТЫЕ В ЗЕМЛЕ ЦЕННОСТИ =
ДОКЛАД
НОТА ДО + РОЖКИ У УЛИТКИ =
ДОРОЖКИ
ВОРОННИЙ ВОЗГЛАС + ЗНАК ПРЕПИНАНИЯ =
КАРТОЧКА
19 БУКВА АЛФАВИТА+ ХВОЙНЫЙ ЛЕС =
СБОР
ЧУДЕСА – А + НЫЙ =
ЧУДЕСНЫЙ

Окончание: Слова можно образовывать из двух слов. Как мы называем эти слова?

(Ответ детей)

Проведем блиц-опрос. Я вам вопрос, а вы мне ответ

I) Загудел глазастый жук,
Обогнул зелёный луг.
дороги смял ковыль
И ушел, вздымая пыль

(Машина)

2) Закручу, зажурчу,
 В небеса улечу.

(Самолет)

 

 

3) Висит немая,
Бранит лентяя

(Стенгазета)

4) Весь день поёт,
Траву стрижёт.
А как ночь придёт,
Она спать идёт.
А иногда разойдётся
И ночью не уймётся.

(Трактор)

5) Из какого полотна не сошьешь рубаху?

(Железнодорожного)

6) Не турист, а словно птица
По горам взбирается.

(Скалолаз)

7)  Всем поможет,
Всех спасет
Человек в халате
Но уколы больше любит
Ставить нам в палате.

(Медсестра)

8)  Стоит красивый сундучок,
Его не тронешь он молчок.
А стоит ручки повертеть,
Он будет говорить и петь.

(Радиоприемник)

9) Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног,
Вот и весь я -…

(Осьминог)

10) Мойдодыру я родня,
Отверни, открой меня,
И холодною водою
Живо я тебя умою.

(Водопровод)

Окончание: И с этим заданием вы прекрасно справились. Но у меня к вам еще вопрос, о какой части слова мы с вами еще не поговорили?

(Основа)

Приставка: А зачем нам нужна основа?

(Ответ детей)

Корень: Действительно, основа также важна, как и любая морфема в нашей стране.

Ведущий: А наша игра «В стране Морфемике» подошла к концу. Мы с морфемами увидели, что вы великолепно умеете разбирать слова по составу, подбирать родственные слова, при помощи приставки и суффикса вы умеете образовывать слова, а с окончанием –изменять слова, составлять из двух слов одно, но сложное.

Корень: А еще умеют решать примеры грамматические…

Приставка: Это ты о чем?

Корень: Конкурс капитанов. Забыла?

Ведущий: А теперь наше жюри подведет итоги дидактической игры.

Суффикс: А мы проведем еще испытание для участников. Игра называется кто больше?

Приставка: Вам нужно за 2 минуты, составить очень большое слово и не одно, чтобы в нем было много букв 10-15-25…

Окончание: Я, например, знаю одно такое слово – предпринимательство.

Корень: В этом слове 19 букв, 2 приставки, один корень, 3 суффикса и окончание. А вы сможете?

Приставка: Тогда дерзайте.

(Дети вспоминают, придумывают слова).

По истечении времени жюри оглашает итоги.

Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, грамматика, грамотность, конспект урока, урок русского языка в школе, скачать бесплатно, русский язык, Орфография, для учителя, письмо
Просмотров: 1518 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0