«Урок должен быть пронизан
творчеством и вместе с тем оставаться
уроком»
С.И. Гессен
Педагогический процесс - специально
организованное взаимодействие старшего (обучающего)
и младшего (обучаемого) с целью передачи
старшими и освоения младшими социального
опыта, необходимого для жизни и труда в
обществе. (слайд 1-7)
Классный менеджмент - управление учебно-познавательным
процессом, поведением,
дисциплинированностью и процессом
социализации, осуществляемый учителем в
классе.
Личностно-ориентированное образование -
педагогический процесс, создающий условия
для проявления личностных функций
учащегося: мотивации, выбора,
смыслотворчества, самореализации,
рефлексии и т.д.
Обучение - целенаправленный и планомерный
процесс передачи и усвоения знаний, умений,
навыков и способов познавательной
деятельности человека.
Оптимизация педагогического процесса -
логическая последовательность действий
учителя для избранного сценария учебно-воспитательного
процесса.
Урок — форма организации обучения с
целью овладения учащимися изучаемым
материалом (знаниями, умениями, навыками,
мировоззренческими и нравственно-эстетическими
идеями). (слайд 8,9)
«С урока начинается учебно-воспитательный
процесс, уроком он и заканчивается. Все
остальное в школе играет хотя и важную, но
вспомогательную роль, дополняя и развивая
все то, что закладывается в ходе уроков», -
так оценил урок выдающийся отечественный
педагог-ученый Ю.А. Конаржевский
Уроки бывают разными: хорошими и плохими,
интересными и скучными, познавательными и
бесполезными.
Один урок сменяется другим,
незавершенность повторяется, а
неудовлетворенность результатами работы
учителя и учащихся накапливается. Все это
вызывает негативное отношение учеников к
уроку в частности к школе в целом, а у
учителя – к педагогической деятельности.
Но бывает и по-другому. Как сделать урок
таким, чтобы ученик ждал новой встречи с
учителем? И возможно ли это? Надо, чтобы
учитель проектировал урок. (слайд 10-16)
Настоящий урок начинается не со звонка, а
задолго до него.
Достоинство урока определяется качеством
подготовки к нему учителя. Подготовка – это
не что иное, как разработка урока, его
моделирование или проектирование,
оформленного в поурочный план. Поурочный
план – это не только рациональная
конструкция урока, но и программа
деятельности, продукт творчества учителя,
отражение его педагогического почерка,
важнейший элемент культуры, средства
экономии времени и сил.
Проект –это прообраз предполагаемого
результата, попытка заглянуть в будущее.Урок
никогда не будет носить целостного
системного характера, если отсутствует
основательная подготовка к нему. Учитель
сегодня не является единственным
источником информации и его роль на уроке
состоит в том, чтобы организовать работу
учащихся с информацией, полученной ими из
множества других источников, а это требует
тщательного продумывания процесса
обучения. Жарова Л.В. в своей книге «Учись
самостоятельности» акцентирует внимание
учителя на планирование не только своей
деятельности на уроке, но прежде всего
деятельности учащихся и предлагает
привлекать их самих к разработке плана
следующего урока, реальные штрихи которого
можно наметить в конце предыдущего. Тем
самым, учитель постепенно может приобщить
учащихся к планированию в целом своей
деятельности на уроке, и в частности к
выполнению отдельных видов заданий или
своего ответа. Ученик на практике
приобретает одно из важнейших умений –
умение планировать. Совместное
проектирование урока, взаимодействие,
диалог, партнерство – это уже черты
современного урока. Можно подумать, что
проектирование поурочного плана по одной и
той же технологии приведет к однотипности
уроков. Этого не случиться никогда.
Индивидуальность учителя, разный уровень
компетентности, творчества, различные
предметы, разнообразная тематика уроков,
возрастные особенности учащихся, степень
педагогических и ученических умений не
позволит сделать уроки одинаковыми.
Успех урока определяется не только
качеством планирования, не только тем,
насколько эмоционально будет рассказывать
или объяснять учитель, а прежде всего
уровнем общения учителя с учениками,
организацией взаимодействия учащихся друг
с другом, характером их деятельности, а
интересом к теме урока. И действия учителя
на уроке не должны быть связаны
обязательством выполнения собственного
плана. По ходу урока не исключена любая
импровизация. Но хорошая импровизация
возможна только при условии заранее
продуманного урока.
Требования к современному уроку (слайд
17 -20)
Цель урока – это заранее
запрограммированный результат, который
должен быть достигнут учителем и учащимся в
конце урока.
Триединая цель урока – это сложная
составная цель, вбирающая в себя три
аспекта: учебно-образовательный,
воспитательный и развивающий.
Учебно-образовательный аспект определяет
какие предполагаются приращения в
знаниях.
Это может быть:
- формирование новых знаний; усвоение
новых знаний (усвоить, значит, понять,
запомнить, применить);
- обеспечение усвоения (углубления,
расширение) наиболее существенных
элементов знаний, определений, правил,
формул, формулировок, теорий и их
доказательств.
- формирование общеучебных умений и
навыков: планировать учебную работу,
работать с учебником (пользоваться
оглавлением, находить в учебнике нужный
текст, разбивать его на смысловые части,
самостоятельно изучать новый материал),
работать с таблицами, справочной
литературой, самостоятельно проверять
правильность выполнения упражнений,
усвоение материала.
- формирование навыков (точных,
безошибочно выполняемых действий,
доведенных в силу многократного
повторения до автоматизма);
- формирование умений (сочетания знаний и
навыков, которые обеспечивают успешное
выполнение деятельности);
- контролирование степени усвоения
знаний, умений, навыков.
Развивающий аспект - какие логические
операции и приемы умственной деятельности
усвоят учащиеся:
1) Развитие речи: обогащение и усложнение
ее словарного запаса; усложнение ее
смысловой функции ( новые знания приносят
новые аспекты понимания); усиление
коммуникативных свойств речи (
экспрессивность, выразительность);овладение
учащимися художественными образами,
выразительными свойствами языка.
2) Развитие мышления:
- умение выделить объекты сравнения;
- находить параметры и признаки сравнения;
- умение соотносить, сопоставлять,
противопоставлять, находить сходства и
различия;
- умение анализировать;
- умение строить аналогии;
- обобщать;
- систематизировать;
- объяснять понятия;
- ставить и решать проблему.
3) Развитие сенсорной сферы -
развитие глазомера, ориентировки в
пространстве, и во времени, точности и
тонкости различения цвета, света и тени,
формы, звуков, оттенков речи.
4) Развитие двигательной сферы -
овладение моторикой мелких мышц, умением
управлять своими двигательными действиями,
развивать двигательную сноровку,
соразмеримость движений и т.п.
5) Формировать интерес к предмету, связывая
изучение творческого материала с историей
развития науки, эмоции, волю.
Воспитывающий аспект - какие
качества личности будут формироваться.
- Формирование мировоззренческого
понимания науки как объективной
реальности;
- Формирование представления о
познаваемости мира, роль практики как
критерия истинности познания; методы
научного познания (наблюдение,
исследования, эксперимента, выдвижения
гипотез), методологические понятия (объяснения,
обоснования, доказательства, аксиомы,
истины, теоремы).
- Формирование диалектико-материалистического
понимания развития природы и общества:
понимания причин развития знаний,
потребностей практики, противоречий в
науке. Условий приемлемости правил,
формул, свойств, отражений причинно-следственных
связей.
- Воспитание понимания роли труда и
научных знаний в жизни общества,
активность, настойчивость,
самостоятельность в изучении предметов,
познавательную потребность,
увлеченность предметами, творческий
подход к решению задач и выбору профессии.
- Воспитание нравственности, чувства
патриотизма, чувства долга,
ответственность, сознательную
дисциплину и культуру поведения,
коммуникабельность. Эстетическое
воспитание.
Дидактические требования к современному
уроку
- четкое формулирование образовательных
задач в целом и его составных элементов,
их связь с развивающими и
воспитательными задачами. Определение
места в общей системе уроков;
- определение оптимального содержания
урока в соответствии с требованием
учебной программы и целями урока, с
учетом уровня подготовки и
подготовленности учащихся;
- прогнозирование уровня усвоения
учащимися научных знаний,
сформированности умений и навыков, как на
уроке, так и на отдельных его этапах;
- выбор наиболее рациональных методов,
приемов и средств обучения,
стимулирования и контроля оптимального
воздействия их на каждом этапе урока,
выбор, обеспечивающий познавательную
активность,
- сочетание различных форм коллективной и
индивидуальной работы на уроке и
максимальную самостоятельность в учении
учащихся;
- реализация на уроке всех дидактических
принципов;
- создание условий успешного учения
учащихся
Психологические требования к уроку
К ним относятся:
- учет возрастных особенностей;
- учет психологических особенностей (памяти,
внимания, темперамента, воображения, воли,
эмоциональной сферы).
Гигиенические требования к уроку
- температурный режим;
- освещенность;
- критические точки усвояемости.
Время |
1-4 мин. |
5-23 мин. |
23-34 мин. |
35-45 мин. |
Усвояемость |
60 % |
80 % |
45-60 % |
6 % |
Кризисы внимания:
1 - на 14-18-ой минуте
2 - через 11-14 минут
3 - через 9-11 минут
4 - через 8-9 минут
(по Высоцкой С.И.)
В педагогической литературе нет единой классификации
типов уроков. (слайд 21)
Чередов И.М. выделяет девять, Онищук В.А. -
шесть, Махмутов М.И. - четыре типа урока.
Классификация типов уроков,
разработанных на ФППК МГПУ:
- Изучения и первичного закрепления новых
знаний.
- Закрепления новых знаний.
- Комплексного применения знаний.
- Обобщения и систематизации знаний.
- Проверки, оценки и коррекции знаний.
Учитель в зависимости от места урока в
теме (разделе), от типа урока определяет его
структуру, используя тот или иной набор
элементов.
Объем учебного материала, выносимого на
урок, должен быть оптимальным, не
перегружать учащихся и не быть
недостаточным. Учителю необходимо
обеспечить связь содержания данного урока
с предыдущим уроком и ранее изученным
материалом.
В литературе существует много подходов к
классификации методов обучения. Лернер
И.Я., Скаткин М.Н., Бабанский Ю.К., Данилов М.А.,
Харламов И.Ф. определяют методы по
источникам знаний, по характеру учебно-познавательной
деятельности учащихся и другим основаниям.
(слайд 22-32). Методы обучения – это
совокупность приемов и подходов,
отражающих форму взаимодействия учащихся и
учителя в процессе обучения.
В современном понимании обучения процесс
обучения рассматривается как процесс
взаимодействие между учителем и учениками (урок)
с целью приобщение учащихся к определенным
знаниям, навыкам, умениям и ценностям. С
первых дней существования обучения и до
сегодняшнего дня сложились, утвердились и
получили широкое распространение в общем
три формы взаимодействия учителей и
учащихся. Из данных схем видно, что методы
обучения можно подразделить на три
обобщенные группы:
- Пассивные методы;
- Активные методы;
- Интерактивные методы.
Каждый из них имеет свои особенности.
Пассивный метод (слайд 26) – это
форма взаимодействия учащихся и учителя, в
которой учитель является основным
действующим лицом и управляющим ходом
урока, а учащиеся выступают в роли
пассивных слушателей, подчиненных
директивам учителя. Связь учителя с
учащимися в пассивных уроках
осуществляется посредством опросов,
самостоятельных, контрольных работ, тестов
и т. д. Лекция - самый распространенный вид
пассивного урока.
Активный метод (слайд 27) – это
форма взаимодействия учащихся и учителя,
при которой учитель и учащиеся
взаимодействуют друг с другом в ходе урока
и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а
активные участники урока. Если в пассивном
уроке основным действующим лицом и
менеджером урока был учитель, то здесь
учитель и учащиеся находятся на равных
правах. Если пассивные методы предполагали
автократный стиль взаимодействия, то
активные больше предполагают
демократический стиль.
Интерактивный метод (слайд 28).
Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» -
действовать) – означает взаимодействовать,
находится в режиме беседы, диалога с кем-либо.
Другими словами, в отличие от активных
методов интерактивные ориентированы на
более широкое взаимодействие учеников не
только с учителем, но и друг с другом и на
доминирование активности учащихся в
процессе обучения. Место учителя в
интерактивных уроках сводится к
направлению деятельности учащихся на
достижение целей урока. Важное отличие
интерактивных упражнений и заданий от
обычных в том, что выполняя их учащиеся не
только и не столько закрепляют уже
изученный материал, сколько изучают новый.
Наиболее полной и приемлемой в
практической работе сегодня является
классификация методов обучения,
предложенная Бабанским Ю.К.
Классификация методов обучения (по
Бабанскому Ю.К.)
№ пп |
Основные группы методов обучения |
Основные подгруппы методов обучения |
Отдельные методы обучения |
1. |
Методы стимулирования и мотивации
учения |
1.1. Методы формирования интереса к
учению
1.2. Методы формирования долга и
ответственности в учении |
Познавательные игры, учебные
дискуссии, методы эмоционального
стимулирования и др.
Методы учебного поощрения, порицания,
предъявления учебных требований и др. |
2. |
Методы организации и осуществления
учебных действий и операций |
2.1. Перцептивные методы (передачи и
восприятия учебной информации
посредством чувств):
- словесные методы
- наглядные методы
- аудиовизуальные методы
- практические методы
2.2. Логические методы (организация и
осуществление логических операций)
2.3. Гностические методы (организация и
осуществление мыслительных операций)
2.4. Методы самоуправления учебными
действиями |
Лекция, рассказ, беседа и др.
Методы иллюстраций, демонстраций,
кинопоказа и др.
Сочетание словесных и наглядных
методов
методы упражнений, проведение опытов,
выполнение трудовых заданий и др.
Индуктивные, дедуктивные, метод
аналогий и др.
Проблемно-поисковые (проблемное
изложение, эвристический метод,
исследовательский метод и др.),
репродуктивные методы (инструктаж,
иллюстрирование, объяснение,
практическая тренировка и др.).
Самостоятельная работа с книгой, с
приборами, объектами труда и др. |
3. |
Методы контроля и самоконтроля |
3.1. Методы контроля |
Методы устного контроля, письменного
контроля, лабораторного контроля,
машинного контроля.
Методы самоконтроля. |
(слайд 34) Главная идея отобранного на
урок содержания учебного материала должна
проходить через все этапы урока и
присутствовать во всех его компонентах
Основные этапы урока |
Компоненты урока |
1.
|
Орг этап: объявление темы урока (как
главной идеи);целей и задач урока (как
его результатов) |
Целеполагание начинается с выявления
главной дидактической цели урока |
2.
|
Изучение новых знаний (получение
понятия о главной идее темы) |
Отбор содержания материала – это
выделение главной идеи темы |
3.
|
Закрепление знаний (неоднократное
повторение учащимися главной идеи
содержания учебного материала) |
Выбор методов и приемов обучения, sjhv
организации деятельности учащихся для
достижения целей |
4.
|
Применение знаний (главная идея
содержания применяется в стандартной и
нестандартной ситуациях) |
Оценка усвоения на уроке главной идеи
содержания учебного материала |
5.
|
Информация о домашнем задании
начинается с определения цели его
выполнения как главной идеи урока |
Выполнение домашнего задания (самостоятельное
применение главной идеи на практике) |
6.
|
|
Рефлексия (самооценка овладения
главной идеей содержания учебного
материала) |
Учить на уроке – это показатель высокого
уровня профессиональной компетентности
учителя.
«Слишком много на свете людей, кому никто
не помог пробудиться»
(Сент-Экзюпери).
Дело ученого – открыть и облечь в слово
и формулы существующие закономерности
Вселенной. Миссия методолога
– найти инструменты
привнесения открытия ученого в образование. Миссия педагога
– формировать
целостное мышление ученика, в равной мере
привнося в этот процесс достижения ученого
и методолога.
«Посредственный преподаватель излагает,
хороший – объясняет, выдающийся –
показывает, великий – вдохновляет» Ильин
|