И в жизни сей мне будет утешенье:
Мой скромный дар и счастие друзей.
А.С.Пушкин
Пушкин говорит с нами всю нашу жизнь. И
постепенно входит в неё как знакомец. Вот почему
важно знать, какой он был. С кем дружил, кого
любил. А чего терпеть не мог.
Имя существительное
И.И. Пущин (1798-1859)
1. а) Выразительно прочитайте текст.
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Устно
назовите все имена существительные. Почему
некоторые из них заключены в кавычки?
Учился А.С. лениво, но рано обнаружил охоту к
чтению и уже девяти лет любил читать Плутарха или
"Илиаду” и "Одиссею”.
Не довольствуясь тем, что ему д…вали, он часто
заб…рался в к…бинет отца и читал другие книги;
библиотека же отцовская состояла из клас…иков
фр…нцузских и философов 18 века. Страсть эту
ра…вили в нём … р…дители, читая ему вслух
занимательные книги.
… немудрено, что 9-летнему мальчику зах…телось
попробовать себя в искус…тве подр…жателя и
…делаться автором. Первые его попытки были … на
французском языке, хотя учили его и русской
грамоте.
(Ольга Павлищева, сестра поэта)
б) Прочитайте. Озаглавьте текст. Объясните
лексическое значение выделенных слов, пользуясь
толковым словарём. Спишите, вставляя пропущенные
буквы и расставляя знаки препинания.
Любимым его упражнением сначала было импровизировать
маленькие к…меди и самому ра…ыгрывать их перед
с…строю, которая в этом случае сост…вляла всю
публику и пр…изн…сила свой суд. Однажды она
как-то осв…стала его пьеску "Пох…титель”.
Он (не)обиделся и сам на себя нап…сал эпиграмму
(по-французски).
Скажи, за что "Пох…титель”
Освистан партером?
Увы, за то, что бедняга сочинитель
Похитил его у Мольера.
2. Прочитайте. Выпишите сначала
существительные, обозначающие одушевлённые
предметы, а потом – неодушевлённые. Подготовьте
текст для письменного пересказа.
В жизни Пушкина лицейская дружба оставила
неизгладимые следы. До сих пор, когда произносят
слово "лицей”, в воображении встают : братство,
благородство, высокие помыслы, любовь к свободе.
А друзья – ах, какие были друзья!.. Спасали,
верили, любили, приезжали в ссылку.
Учителям в Лицее было нелегко с ним. Такой
шалун, озорник и непоседа! Но это была не энергия
хулиганства. А энергия таланта. И сверстники и
взрослые быстро догадались, что Саша Пушкин –
талант. Всегда он был счастлив в друзьях и
учителях.
(Ольга Кучкина. "Пушкин”)
3. Найдите в тексте имена собственные. Выполните
морфологический разбор 2-3 имён существительных
мужского и женского рода.
Старик Державин нас заметил
И, в гроб сходя, благословил.
Это все знают. Но всё-таки стоит представить
себе: признанный, крупный, приближенный к царю
поэт и – толстогубый мальчик, то весёлый, то
задумчивый, с выпуклыми глазами под высоким лбом,
смесь русской и негритянской крови. Как Державин
угадал, что из него вырастет Пушкин?
(Н.Я. Эйдельман "Пушкин и декабристы”)
4. Словарный диктант.
Стари(н, нн)ые сказки, соверше(н, нн)ое знание,
обыкнове(н, нн)о, к…сается, к…снулся, искре(н,
нн)ость, односторо(н, нн)ость, глубокомысле(н,
нн)ый, распол…жжение, в геометрии, в поэзии,
грамматика, обычай, из…снять, ничего,
(не)произведёшь, душевное спокойствие,
вдохновение, творческий под…ём.
<Рисунок 1>
5. Спишите, раскрывая скобки, вставляя
пропущенные буквы. Графически объясните
правописание безударных гласных в окончаниях
существительных.
Необычайной была дружба этих двух людей.
"Шесть лет соед…нения” в Лице… . Затем, в 1817-1819
г.г. довольно редкие встречи в Петербург… , у
общих знакомых. Наконец, единственный день,
проведённый вместе, - 11 января 1825 г., когда Пущин
первым из друзей Пушкина посетил "поэта дом
опальный” в Михайловском.
И всё. Больше они никогда (не)виделись. 11 лет
Пушкин знал, что Пущин заживо похоронен "в
мрачных пропастях земли”. Но дружба (не)осл…бела
:
М…лю св…тое провиденье:
Да голос мой душ…твоей
Д…рует то же ут…шенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней.
(В.В. Кунин "Друзья Пушкина”)
6. Прочитайте. Выпишите сначала
существительные, обозначающие одушевлённые
предметы, а потом – неодушевлённые. Назовите
имена собственные и нарицательные.
Пущин и Пушкин сразу же подружились. Их комнаты
оказались рядом. Александру досталась комната
под № 14. Пущину-№ 13.
Два месяца, что отделяли вступительные
экзамены от открытия Лицея, провели вместе, гуляя
в Летнем саду и развлекаясь в доме на Мойке.
Первый лицейский друг был обретён. Он оказался
бесценным.
7. Прочитайте. Укажите несклоняемое
существительное. Определите род, число и падеж
всех имён существительных. Спишите, вставляя
пропущенные буквы.
Учился Пущин пр…красно. Л…цейские прозвища,
данные ему товарищ…ми, были Иоанн Великий, или
эквивалент того же имени – Больш…й Жанно. Пушкин
считал, что рус…ким языком Больш…ой Жанно
вл…деет пр…восходно. Лучше всего его друг
док…зал это в своих "Записках о Пушкине”.
(В.В. Кунин "Друзья Пушкина”)
8. Найдите в тексте имена собственные.
Запишите те из них, которые показались вам
особенно забавными, смешными.
Влияние личности и образа мыслей Пущина на
Пушкина очень значительно. Большой Жанно не раз
охлаждал горячую голову темпераментного
Француза, которого в Лицее звали ведь ещё и
"помесью обезьяны с тигром”. Верный своему
характеру, Пущин никогда, с отроческих лет, не
боялся сказать другу правду.
(В.В. Кунин "Друзья Пушкина”)
9. Прочитайте. Объясните постановку
запятых при обращении. Первые четыре выделенных
слова разберите как часть речи письменно,
остальные – устно. Напишите свободный диктант по
этому тексту.
В числе немногих лицеистов Пущин был
выпущен в военную службу – офицером в
гвардию. Никого это не удивило. Стройный
красавец, один из первых на кавалерийских
занятиях, проводившихся в Лицее (здесь, между
прочим, и Пушкин не отставал), Пущин обещал
стать блестящим гвардейским офицером. Соученики
его, правда, шутили в одной из так называемых
национальных песен Лицея:
Не тужи, любезный Пущин,
Будешь в гвардию ты пущен…
Мы ж нули, мы нули,
Ай люли, люли, люли.
В.В. Кунин "Друзья Пушкина”
10. Спишите, расставляя пропущенные
запятые. Укажите предложение, соответствующее
схеме: А: "П”. Подчеркните обращения.
Но неподдельное глубокое уважение товарищей
сопровождало Большого Жанно чуть ли не с детских
лет. Он был для лицеистов живым олицетворением
справедливости, правды и высокого ума. К нему
невозможно было даже применить известную
лицейскую прибаутку, которой чугунники охотно
потчевали друг друга: "Ах, братец, если бы ты был
столь же умен, насколько глуп, - мудрее тебя,
братец, не найти на целом свете”.
(В.В. Кунин "Друзья Пушкина”)
Для любознательных:
К выпуску первого курса каждый лицеист
получил чугунное кольцо на память. Они всю жизнь
так и называли сами себя: "чугунники”.
11. а) Прочитайте. Определите основную
мысль текста. Выпишите слова, в которых пропущены
буквы:
1) в окончании,
2) в корне,
3) в приставке.
Пущин стоял чуть-чуть особняком: лицейское
братство было ему близко, лицейское панибратство
не всегда. Но всего ближе был ему будущий пароль
дек…бристов: " честь, польза, Россия”.
14 декабря 1825 г. на площад… Пущин принял
командование теми ч…стями, командиры которых
струсили и п…прятались. Вовремя п…дав нужную
команд…, спас от гибели многих солдат. Он
ост…вался на площад… до картечных выстрелов и
п…кинул ее одним из последних. Бывший на нем плащ
деда-адмирала ок…зался пр…стреленным в
нескольких местах.
(В.В. Кунин "Друзья Пушкина”)
б) Письменно ответьте на вопрос: "Какие
черты личности Пущина раскрываются в этом
отрывке?”
12. Спишите, обозначьте условия выбора
орфограмм. Определите род выделенных слов.
В 1842 году в Тобольск…, в ссылк… у Пущина
р…дилась доч…Анна. Она была очень музыкальной. И
Пущин нап…сал п…сьмо Матюшкину с просьб…
пр…слать рояль. Ему пр…слали не рояль, а
настоящее произведение иску…тва: белый, с
великолепной инкрустацией. Деньги на этот рояль
с…брали лицеисты по по…писк… . И гордый Пущин
бе…прекословно пр…нял этот дар.
(С.В. Русина)
13. Напишите письмо одному из ваших
друзей и расскажите в нём, что нового узнали вы об
А.С. Пушкине и его лицейском друге И.И. Пущине.
Какое обращение вы используете в начале письма?
Каким обращением закончите?
14. а) Диктант. Озаглавьте текст.
Подчеркните существительные и обозначьте их
падеж. На какие виды орфограмм пропущены буквы?
Первое предложение третьего абзаца разберите
синтаксически.
Кони н…сут(?) ся среди сугробов. Вдруг крутой
поворот. Сани неож…дано ост…новились у крыльца
при гром… к…локольчика.
Пущин оглядывает(?)ся и вид…т на крыльц…
Пушкина. Он ст…ит б…сяком, в одной рубашк…, с
подн…тыми вверх руками. Друзья обнялись.
Пр…б…жала ст…руха и застала друзей в
об…ятиях. Пушкин и Пущин в…шли (в)комнату,
которая была возле крыльца. …кно вых…дило (во)
двор, через которое он увид…л кибитку. В комнат…
ц…рил поэтический бе…порядок. Кругом в…лялись
листы бумаг…, обкусанные пер…я.
<Рисунок 2>
б) Узнали ли вы, кто была старуха, встретившая И.
Пущина? Как её звали?
Имя прилагательное
А.А. Дельвиг (1798-1831)
<Рисунок 3>
1. Прочитайте. Разделите текст на
абзацы. Спишите, расставляя пропущенные запятые.
Обозначьте падеж, род, число имён прилагательных.
Подчеркните их как члены предложения.
"Никто на свете не был мне ближе Дельвига”, -
написал Пушкин. Дельвиг был не только другом
души, но и большим поэтом, при жизни
недооцененным едва ли не всеми, кроме его
великого друга. Антон Дельвиг носил баронский
титул. Дельвиг - старший был помощником
коменданта Московского Кремля. По отцу он
происходил из прибалтийских немцев. Дельвиг с
Пушкиным гордились тем, что родились и провели
детские годы в древней столице. Однако
встретиться до Лицея им не довелось.
(В.В.Кунин "Друзья Пушкина”)
2.а) Выпишите из текста имена
прилагательные. Определите, к какому
разряду они относятся.
В Лицее Дельвиг отличался только познаниями в
российской словесности, да и те не склонен был
проявлять в классе. Все остальные лекции и
занятия проходили для него как бы в тумане: он
дремал.
Тогда и родилась полулегенда – полубыль о
небывалой, феноменальной, неодолимой и
всепобеждающей лености барона Дельвига. Пушкин
отдал дань этим общим представлениям о Дельвиге:
Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь?
Проснись, ленивец сонный!
Ты не под кафедрой сидишь,
Латынью усыплённый.
(В.В. Кунин "Друзья Пушкина”)
б) Обозначьте в прилагательных приставку
"не”. В стихотворном тексте подчеркните
обращения.
3. а) Надпишите над прилагательным сокращённо
падеж, число и род. Подчеркните относительные
прилагательные как члены предложения. Докажите,
что они являются относительными.
Дельвиг охотно поддерживал свою репутацию
безмятежного ленивца:
Я благодарности труда
Ещё, мой друг, не постигаю!
Лениться, говорят, беда,
А я в беде сей утопаю.
Он даже сочинил шутливую надпись для своей
будущей могилы: "Прохожий, здесь лежит философ –
человек. Он проспал целый век ”.
(В.В. Кунин "Друзья Пушкина”)
б) Подберите синонимы к слову безмятежный.
Разберите 2-3 прилагательных письменно.
4. а) Прочитайте. Какие черты личности
Дельвига раскрываются в этом отрывке?
Дельвиг не суетился, а размышлял. Он вовсе не
чурался общества сверстников и пошалить был
любитель. Лицеисты вспоминали, что Дельвиг был
физически крепок: побороть его удавалось только
лицейскому силачу Броглио. Медлительность
Дельвига и впоследствии не проявлялась в тех
случаях, когда нужно было вступиться за честь
свою и друзей. Например, однажды он вызвал на
дуэль литератора, агента 3 отделения Ф.В.
Булгарина , и если бы Булгарин не струсил и не
уклонился от поединка, быть бы кровавому
столкновению.
(В.В. Кунин "Друзья Пушкина”)
б) Подчеркните имена прилагательные как
члены предложения. Укажите разряды имён
прилагательных по значению и форме.
5. Спишите. Обозначьте относительные и
притяжательные прилагательные. Назовите
фразеологизм в последнем предложении. Укажите
условия выбора орфограммы – гласного в
окончаниях прилагательных.
Пресловута… лень не помешала Дельвигу после
Лицея стать душой пушкинск…го круга писателей,
организатором многих литературн…х начинаний. К
тому же Дельвиг сочинял стихотворн…е послания,
песни, идиллии, оды. Это при том, что Дельвиг
никаких наследствен…х капиталов на имел и
должен бал всегда заботиться о хлебе насущном.
(В.В. Кунин "Друзья Пушкина”)
6. Прочитайте. Определите основную
мысль текста. Над качественными именами
прилагательными надпишите букву к, над
относительными – букву о. Произведите на
материале текста разные виды разбора.
Когда первый курс приближался к выпуску,
директор Е. А. Энгельгардт попросил Дельвига
(сначала- Пушкина, но он так и не собрался)
написать прощальную песню, которую можно будет
спеть на выпускном вечере. Дельвиг исполнил
просьбу и написал гимн Лицея, который знали
наизусть все, кому в разные времена довелось
учиться в этом заведении:
Шесть лет промчалось, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины.
И уж Отечества призванье
Гремит нам: шествуйте, сыны!
Простимся, братья! Руку в руку!
Обнимемся в последний раз!
Судьба на вечную разлуку,
Быть может, здесь сроднила нас!
(В.В. Кунин "Друзья Пушкина”)
7. Знаешь ли ты части речи? Укажите
известные вам части речи. Какие слова вызвали у
вас затруднение?
Эпиграмма
Ха-ха, хи-хи, Дельвиг пишет стихи.
Полагают, что ее написал Пушкин.
Для любознательных.
Эпиграмма – короткое сатирическое
произведение.
8. Прочитайте выразительно текст. Подчеркните
имена прилагательные в форме сравнительной
степени как члены предложения. Над
прилагательными сокращенно надпишите, какого
они разряда.
Дельвиг навестил Пушкина в Михайловском в
апреле 1825 года. Эту встречу реже описывают, чем
зимний приезд Пущина. Но радости было не меньше.
А.С.Пушкин посвятил этому событию и своему другу
трогательные строки:
Когда постиг меня судьбины гнев,
Для всех чужой, как сирота бездомный,
Под бурею главой поник я томной
И ждал тебя, вещун пермесских дев,
И ты пришел, сын лени вдохновенный,
О Дельвиг мой: твой голос пробудил
Сердечный жар, так долго усыпленный,
И бодро я судьбу благословил.
С младенчества дух песен в нас горел,
И дивное волненье мы познали;
С младенчества две музы к нам летали,
И сладок был их лаской наш удел:
Но я любил уже рукоплесканья,
Ты, гордый, пел для муз и для души;
Свой дар, как жизнь, я тратил без вниманья,
Ты гений свой воспитывал в тиши.
А.С. Пушкин "19 октября” 1825г.
Для любознательных.
Пермесские девы – музы (от реки Пермесса,
стекающей с горы Геликон). |