I. ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
Образовательные:
- закрепление знаний о механизме написания букв
"т" и "п", их графических особенностях;
- формирование понятия различения букв "т" и
"п";
- закрепление и уточнение словаря;
- уточнение и закрепление лексико-грамматических
категорий.
Коррекционные:
- развитие зрительного гнозиса;
- развитие мнезиса;
- развитие пространственных представлений;
- закрепление связи между фонемой "т" и
графемой "т";
- закрепление связи между фонемой "п" и
графемой "п";
- закрепление сравнительного анализа состава и
структуры графических знаков "т" и "п";
- закрепление навыка синтеза букв "т" и "п"
из их элементов;
- закрепление правильного написания букв "т"
и "п" на письме (изолированно, в слогах,
словах, предложениях);
- формирование навыков фонематического анализа и
синтеза;
- закрепление навыков составления графической
схемы слов;
- развитие лексики.
Воспитательные:
- формирование трудолюбия, целеустремленности в
работе.
II. ПЛАН ЗАНЯТИЯ
- Организационный момент.
- Развитие зрительного гнозиса.
- Объявление темы урока.
- Зрительный анализ букв "т" и "п",
определение их сходства и различия.
- Закрепление навыка синтеза букв "т" и "п"
из их элементов.
- Закрепление правильного написания букв "т"
и "п" в слогах.
- Закрепление правильного написания букв "т"
и "п" в словах.
- Закрепление правильного написания букв "т"
и "п" в предложениях.
- Домашнее задание.
- Итог урока.
- Оценка работы детей.
III. ОСНОВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ
- показ образца;
- пояснение;
- объяснение;
- использование средств наглядности;
- наводящие и подсказывающие вопросы;
- педагогическая оценка.
IV. ОБОРУДОВАНИЕ: разноцветные полоски,
элементы букв "т" и "п" для
конструирования, предметные картинки, цветные
карандаши, карточки.
V. ПОДГОТОВКА КОНСПЕКТА ЗАНЯТИЯ
1. Использование литературы:
1.1. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в
коррекционных классах. - М.: Владос, 2001.
1.2. Хрестоматия по логопедии/ под ред. Л.С.
Волковой, В.И. Селиверстова. - М.: Владос, 1997.
VI. ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент (положительный
настрой на занятие, предусматривается ведущая
деятельность детей, возрастные особенности)
- Сегодня на занятии вам нужно очень
внимательно слушать, смотреть и запоминать.
2. Развитие зрительного гнозиса
Подбор одинаковых полосок.
Раздаются разноцветные полоски, состоящие из 2
частей. Логопед показывает одну из полосок. Дети
находят у себя такую же.
3. Объявление темы урока
- Жила-была буква "т" (показ карточки с
рукописной строчной буквой "т"). У нее было
три ноги, поэтому она очень быстро бегала. Все ее
называли Торопыжкой. Бегала-бегала буква "т"
и сломала одну ножку. Прихромала она к царице
Грамматике. "Что мне делать? У меня сломалась
одна ножка!" - жалуется она. "Теперь ничего
сделать нельзя, у тебя было три ноги, ты
называлась буквой "т", а теперь у тебя
осталась только пара ног и ты будешь называться
буквой "п" - ответила ей царица Грамматика.
Так буква "т" превратилась в букву "п".
- Среди вас есть такие ученики, которые путают
буквы "т" и "п". Чтобы вы не путали
впредь эти буквы, я вам предлагаю выполнить
следующие задания:
4. Зрительный анализ букв "т" и "п",
определение их сходства и различия
- Посмотрите на букву "т". Из скольких
элементов она состоит? (Буква "т" состоит из
трех элементов).
- А буква "п"? (Буква "п" состоит из двух
элементов).
- Чем же похожи буквы "т" и "п"? (В
обеих буквах есть палочка и крючок).
- Чем различаются эти буквы? (В букве "т" - три
элемента, а в букве "п" - два.)
- А теперь давайте напишем рукописные строчные
буквы "т" и "п" в воздухе. (Дети пишут
в воздухе рукописные строчные буквы "т" и "п").
5. Закрепление навыка синтеза букв "т"
и "п" из их элементов
- А теперь, ребята, давайте выложим рукописные
строчные буквы "т" и "п" из их
элементов. (Дети конструируют буквы "т" и "п"
из их элементов, вырезанных из картона).
- Пропишите, пожалуйста, строчку буквы "т"
и строчку буквы "п" в тетрадях. (Дети
прописывают буквы в тетрадях).
6. Закрепление правильного написания букв
"т" и "п" в слогах
- Запишите в тетрадях следующие слоги через
запятую:
Та, от, сто, ап, пу, пту, туп, пуп.
(Дети записывают слоги в тетрадях. Обращаем
внимание на соединение букв в слогах).
7. Закрепление правильного написания букв
"т" и "п" в словах
1. - Я предлагаю вам сыграть в игру "Шифровка".
На доске у меня записаны зашифрованные слова. Вы
должны их расшифровать. Там, где стоит цифра "2",
зашифрована буква из 2 элементов (это буква
"п"), а в месте, где написана цифра "3",
зашифрована буква из 3 элементов (это буква
"т". Запишите полученные слова.
3анец |
|
ло3ок |
|
3е2ло |
2авлин |
|
жел3ок |
|
3а2ки |
2альма |
|
с3анок |
|
с2у3ал |
3ворог |
|
гло3ка |
|
2е3ля |
- Проверяем, какие слова у вас получились.
2. - Впишите пропущенные буквы "т" и "п"
в следующие слова (детям выдается карточка № 1):
:ар, :ок, :ам, :ух, :или, :ело, :уфли, :аракан,
:оляна, :арелка, :орошок, :арус, :уговица,
:ор:фель, :е:ух.
3.- А теперь выполним звуко- слоговой анализ
слова "ПЕТУХ" (анализ проводит один ученик у
доски, остальные пишут в тетрадях).
8. Закрепление правильного написания букв
"т" и "п" в предложениях
(Детям раздаются карточки с заданием).
- Впишите пропущенные буквы п и т в
следующие предложения:
Нас:у:ила :ора цве:ения ли:ы. Де:и долго
буду: вс:омина:ь своего :ервого учи:еля.
Лас:очки - :ереле:ные п:ицы. П:енец вс:орхнул
и с:ря:ался за кус:ик.
- Записываем в тетрадях предложение: Наступила
пора цветения липы.
- Сделаем графический анализ предложения. Слова
мы обозначаем линиями. Как пишется первое слово в
предложении? (С заглавной буквы).
- Отметьте, пожалуйста, в графической записи,
что первое слово написано с большой буквы.
9. Домашнее задание
Произвести звуко-слоговой анализ слова
"ПТИЦА" и составить его графическую запись.
Придумать и записать предложение со словом
"ПТИЦА". Составить схему полученного
предложения.
10. Итог урока
- Какие буквы мы сегодня с вами учились
различать? (Рукописные строчные буквы "т" и
"п").
- Что у них общего? (В обеих буквах есть палочка и
крючок).
- Чем буквы "т" и "п" отличаются? (В
букве "т" три элемента, а в букве "п" -
два элемента).
11. Оценка работы детей:
- Вы очень хорошо потрудились на занятии.
Надеюсь, теперь вы никогда не перепутаете на
письме буквы "п" и "т". |