Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 12:10:37
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Дифференциация имен существительных по значению
28.09.2011, 14:11:33

Задачи:

- формировать умение различать имена существительные по значению;

- расширять активный словарь учащихся;

- развивать их орфографическую зоркость, память, внимание, связную речь, мышление;

- стимулировать аналитико-синтетическую деятельность учеников;

- воспитывать самостоятельность, умение работать в парах, нравственные качества личности, прилежание, интерес детей к урокам русского языка.

Оборудование: рисунок с изображением Имени Существительного; звёздочки со значениями существительных; картинки для игры "Назови одним словом”; таблица; карточки для работы в парах и индивидуальных заданий; мяч; сюжетная картина "Добрые дела зимой”; записи на доске.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Разбор предложения.

Индивидуальный опрос.

- Запишем предложение: "На ветвистом дереве Анна заметила гнездо грача”.

- Дайте характеристику этому предложению.

- Разберите предложение по членам, стрелками укажите связь слов в нём.

Фронтальный опрос.

-Устно повторим разбор предложения.

3. Актуализация знаний учащихся об имени существительном.

- Какую часть речи мы с вами вчера начали изучать?

- Что такое имя существительное? Например, …

- Сегодня Имя cуществительное – наш гость. Посмотрите, какая длинная седая у него борода.

Давно он существует в мире этом,
Даёт названья, имена предметам.
Его вопросы КТО? и ЧТО?
Не перепутает никто.

- Давайте порадуем нашего гостя и найдём существительные в этом предложении.

- Почему вы решили, что это существительные? Докажите.

Вывод:

- Действительно, это имена существительные. Это реальные конкретные предметы, до них можно дотронуться.

4. Введение в тему урока.

- Но всегда ли существительные обозначают конкретный предмет? Можем ли мы с вами дотронуться до ВЕТРА, РАДУГИ, пощупать дождевую ТУЧУ или лёгкое ОБЛАЧКО? Мы можем лишь наблюдать, ощущать эти природные явления. Значит, слова ВЕТЕР, ОБЛАЧКО – существительные. Летом мы можем услышать ЩЕБЕТАНИЕ птички в малиновом кусте, зимой – ХРУСТ снега под ногами. Звуки – это тоже имена существительные. Всему название дано: запахам, окружающим нас, чувствам, которые мы испытываем, поступкам, которые мы совершаем. И все эти названия – имена существительные. Всё, что мы видим, слышим, чувствуем, ощущаем, и о чём можно спросить, ЧТО ЭТО? или КТО ЭТО? – имена существительные.

- Сегодня на уроке мы будем учиться различать имена существительные по значению.

5. Объявление темы урока.

- Итак, тема сегодняшнего урока: "Значение имён существительных”.

6. Определение основных значений имён существительных.

-Давайте отгадаем загадки, запишем слова-существительные и попробуем определить их значение. Пропустили строчку, пишем слова через запятую.

  • Кто в халате белом занят важным делом? (доктор)
  • Громко лает, в дом не пускает. (собака)
  • Синенький звонок висит, никогда он не звенит. (колокольчик)
  • Благовест – зовётся он. Это колокольный … (звон)
  • Набита пухом, лежит под ухом. (подушка)
  • Рукавом махнул, все деревья нагнул. (ветер)
  • Души нашей красота, живёт в сердце. (доброта)
  • Радостное, долгожданное событие, выходной день. (праздник)
  • Укрепит здоровье всех – ходьба, плаванье и … (бег)

- Определим значения данных существительных.

7. Работа с таблицей.

-Что же могут обозначать имена существительные? Приведите свои примеры.

Люди, профессии

Животные

Растения

Вещи

Явления природы

Состояние, чувства человека

Действия

Звуки

События

8. Упражнения на группировку предметов.

Работа в парах.

- Заполните таблицу. Разложите карточки под ней согласно значениям имён существительных.

Люди

Животные

Растения

Вещи

Явления природы

События

Звуки

Чувства человека

Слова на карточках: маляр, герой, друг, жук, окунь, медведь, берёза, ромашка, шиповник, лопата, рубашка, тетрадь, снег, дождь, иней, перемена, праздник, победа, плеск, жужжание, свист, радость, тоска, грусть.

Игра "Назови одним словом”.

Я назову сейчас много предметов.
Словом одним назовите всё это.
Стол, шкаф, кресло, кровать –
Как одним словом предметы назвать? (Мебель)

Чашка, тарелка, чайник и блюдце –
Как одним словом они назовутся? (Посуда)

Лодка, автобус, такси, вертолёт –
Общее слово кто назовёт? (Транспорт)

Слива, хурма, банан, абрикос –
То же задание, тот же вопрос. (Фрукты)

Работа по карточкам с записью в тетрадях.

Игра "Четвёртый лишний”
(по вариантам)

- А теперь похожую работу выполните письменно: напишите ряд слов, через тире дайте общее название группе. Но будьте внимательны: в каждом ряду есть лишнее слово – его не пишите.

1-й вариант:

Стрекоза, муха, голубь, комар - …

Дождь, война, метель, туман - …

Победа, прогулка, снег, праздник - …

2-й вариант:

Тюльпан, гвоздика, бабочка, мак - …

Соревнование, дождь, выборы, битва - …

Воробей, орёл, коршун, самолёт - …

10. Физминутка (с мячом, на котором написаны слова: плавание, прыжки, ходьба, бег, наклоны).

- Читайте слово и выполняйте на месте то, что оно обозначает.

- Какое общее значение у этих слов? (Действие, спорт)

11. Комментированное письмо.

- Запишем предложения комментировано.

Наступила холодная зима. Мороз запушил деревья. Во дворе царит веселье. Ребята играют в снежки.

- Найдите в них имена существительные, подчеркните их. Сколько существительных обнаружили в тексте?

- Назовите существительное, обозначающие:

  • время года,
  • природное явление,
  • растение,
  • людей,
  • состояние их души.

12. Работа с картинкой.

- Рассмотрите картинку.

- Какое время года на ней изображено?

- Почему вы решили, что это зима?

- Как одеты дети?

- Какие природные явления можно здесь увидеть?

- Почему думаете, что на картинке изображён гололёд?

- Какие звуки можно услышать?

- Чем заняты дети? С каким чувством, настроением ребята трудятся?

- Каким существительным можно назвать поступки этих ребят? (Добро, забота, уход, помощь, труд, работа)

- О ком заботятся дети?

- О чём ещё заботятся ребята?

- Молодцы! А теперь коротко назовите существительные по картинке, которые обозначают:

  • время года;
  • природные явления;
  • названия людей;
  • животных;
  • растения;
  • перечислите вещи, предметы;
  • звуки;
  • чувства, настроение людей и животных;
  • характер поступков ребят (добро, забота, помощь, труд, работа).

- Недаром говорят, что зимой работа – любовь, добро, забота.

13. Домашнее задание.

- На самоподготовке составьте по этой картинке 4-5 предложений о том, как дети зимой проявляют любовь, заботу о людях, птицах, растениях, какие добрые дела они совершают. Найдите и подчеркните в предложениях имена существительные, попробуйте определить их значение.

14. Подведение итогов урока.

- Итак, что такое имя существительное? Например, …

- Что могут обозначать имена существительные? Приведите примеры.

- Чему вы научились сегодня?

- За работу на уроке многие из вас получили золотые звёздочки. Давайте украсим ими одежду нашего гостя Имени Существительного, ещё раз вспомним значения существительных и приведём примеры.

Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: Вилли | Теги: открытый урок, грамматика, грамотность, урок русского языка в школе, конспект урока, скачать бесплатно, русский язык, для учителя, Орфография, письмо
Просмотров: 1169 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 91
Гостей: 91
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0