Цели:
- рассмотреть вопросы педагогической этики,
определить понятие, рассмотреть нравственный
фундамент педагогической этики, помочь
воспитателям изменить себя с помощью изучения
педагогического общения с коллегами, друзьями,
знакомыми;
- дать рекомендации воспитателям по изучаемому
вопросу с помощью анкетирования; сообщить
необходимые теоретические знания в организации
практики общения;
- формировать интеллектуальную, нравственную,
эстетическую готовность к эффекту общения.
Материал к занятию:
Блок-схема нравственного воспитания;
блок-схема по изучаемому вопросу.
Межпредметные связи:
Вовлечь в разговор психолога и дать
рекомендации по изучаемому вопросу.
Ход занятия
Сегодня, мы с вами собрались для того, чтобы
поговорить на очень важную, новую, я бы сказала
"деликатную" тему о педагогической этике.
Почему я выбрала именно эту тему? Потому что
считаю, что самым главным в жизни воспитателя
является его личность. А личность, как сказал
замечательный советский психолог А. Н. Леонтьев
"… это то, что человек делает из себя сам,
утверждая свою человеческую жизнь. Человек
утверждает свою личность в повседневных делах, в
общении с людьми, которым он передает частицу
себя…"
Запишите: "ЭТИКА – это реализация педагогом
в своей деятельности специальных нравственных
требований, норм поведения, как во
взаимоотношениях с коллегами, так и с другими
людьми".
Обращаю внимание на блок – схему по
нравственному воспитанию, объясняю, как этой
схемой пользоваться в работе.
Давайте с вами поиграем в игру и разберем, какие
же нравственные требования вы больше всего
цените в людях:
- честность;
- порядочность;
- доброта;
- сопереживание;
- корректность;
- отстаивание своих взглядов, учитывая интересы
других.
Каким образом появляется нравственный
фундамент, то есть все перечисленные нами
требования?
- в нашем мышлении (как)?
- в наших действиях (каким образом)?
- в педагогическом общении (каким образом)?
Сейчас, я зачитаю вам небольшую притчу из книги
В.А. Сухомлинского "Хрестоматия по этике",
послушайте ее: "Как-то однажды пришли дети к
старой бабушке, чтобы помочь ей. Спросили у нее,
что нужно сделать? Она ответила им, что вот на эти
деньги нужно купить что-нибудь из продуктов. Дети
принесли ей грецких орехов. Взяла их бабушка,
сложила в передник и сидит играет ими, как
камушками. А сама смотрит на каждого: кто-то
засмеялся, увидев как бабушка играет, кто-то
отвернулся, кто-то спрятал глаза…" Конца у
этой притчи нет. Почему? Чтобы каждый читатель
смог определить действия детей.
А. В. Сухомлинский, читая притчу, внимательно
смотрел детям в глаза, он искал в маленьких детях
корешки большого зла, оно таилось в тех детях, кто
засмеялся. Вот и Вы придете сегодня к детям и
расскажете эту притчу, что-то изменив, добавив, и
вы узнаете, каковы ваши дети, и какое лекарство
для души им необходимо.
Чтобы лучше узнать вас самих, я предложила
нашему психологу, врачевателю и наших, и детских
душ, провести среди вас анкетирование, для того,
чтобы узнать (при условии, что вы были предельно
чисты совестью, когда отвечали на вопросы) каковы
же мы сами в педагогическом общении, в
педагогическом мышлении и в педагогических
действиях, потому что мы оцениваем друг друга
именно с этих позиций.
Слово предоставляется психологу Герасимовой
Т.В.:
"Подводя итог сказанному, я хочу сказать,
чтобы Вы записали каждый для себя черты
творческого работника в любой сфере
деятельности:
- мотивы: трудиться на совесть, желание приносить
пользу людям;
- постоянный поиск оптимальных путей
деятельности;
- четко выраженный рефлекс цели;
- постоянные стремления к пополнению и
расширению общеразвивающей и профессиональной
информации;
- идеальное – в перспективе;
- причины не удовлетворяющей их результативности
своей деятельностью ищут прежде всего в себе, в
методике своей работы;
- высокая общая культура, развитый интеллект,
широкий кругозор, общественная активность,
чувство меры во всем;
- умение общаться."
Несколько слов о педагогическом общении. Еще
раз обращаю ваше внимание на то, что в нашей
работе – это наиглавнейшая черта.
А теперь – мгновенный тест.
Ответьте:
- Вы любите больше слушать, чем говорить?
- Всегда ли найдете тему для разговора с
незнакомым человеком?
- Всегда ли внимательно слушаете собеседника?
- Любите ли давать советы?
- Если тема разговора вам неинтересна,
показываете ли вы это собеседнику?
- Раздражаетесь ли вы, если вас не слушают?
- У вас есть собственное мнение по любому вопросу?
- Если тема разговора вам незнакома, будете ли ее
развивать?
- Любите ли вы быть центром внимания?
- Есть ли хотя бы три предмета, по которым вы
обладаете достаточно прочными знаниями?
- Вы хороший оратор?
Ваша педагогическая этика проявляется во всем,
даже в том, насколько искренне вы ответили на
вопросы этого теста.
Запишите, если хотите, высказывание А.С.
Экзюпери: "Единственная настоящая роскошь –
это роскошь общения."
Общение между людьми существует не ради
общения как такового. В общении мы лучше узнаем
друг друга, и самих себя, через общение мы
получаем какую-то информацию об окружающих, об
окружающем нас мире, усваиваем социальные,
духовные, нравственные нормы.
Теперь, давайте рассуждать, что же такое
ОБЩЕНИЕ и КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ?
В заключении, я хотела бы еще раз обратиться к
книге В.А. Сухомлинского "Хрестоматия об
этике": "Отсутствие общей культуры у
человека умного, склонного к творчеству, может
привести к неумеренному честолюбию, жажде
престижа, к расчету, стремлению утвердиться
любой ценой, даже за счет намеренного умаления
достоинств и порядочности своих коллег!" Эти
слова являются итогом всего, о чем мы с вами
говорили. Все, что связано с педагогической
этикой, можно прочитать в журнале начальное
образование № 5, 1990. В этом журнале есть статья
"10 советов директора школы молодому
учителю."
Подводя черту сказанному сегодня, разрешите
вам дать несколько советов: БУДЬТЕ СЧАСТЛИВЫ!
БУДЬТЕ ОПТИМИСТАМИ! ВЕРЬТЕ В ХОРОШЕЕ И ПУСТЬ
ВСЕГДА С ВАМИ БУДЕТ ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ! |