Цель – формирование "Я” — позиции в решении
философской проблемы.
Задачи – используя групповой метод обучения,
развивать логическое мышление, формировать
самостоятельность мышления старшеклассников на
основе имеющихся знаний и опыта в осмыслении и
разрешении обсуждаемой проблемы.
Участники
- учащиеся 10–11-х классов
- родители старшеклассников
- учителя школы
Ход диспута
Приветствие участников:
Первое слово, которым встречают друг друга
люди,-
"Здравствуйте!”
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы:
"Здравствуйте!”
Что особенного в том, что мы друг другу сказали?
Просто "здравствуйте”, больше ведь мы ничего не
сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалось в мире?
Эти поэтические строки В.Солоухина напоминают
нам о старом русском обычае здороваться даже с
незнакомыми людьми, выражая таким образом
уважение к ним.
Представление участников. Знакомство.
Ознакомление участников с условиями работы:
Диспут (лат. disputare – рассуждать, спорить)-
коллективное обсуждение актуальных проблем,
лежащих в сфере жизнедеятельности участников и
их социального опыта.
Правила диспута:
- Диспут - свободный обмен мнениями.
- На диспуте все активны. В споре все равны.
- Каждый выступает и критикует любое положение, с
которым не согласен.
- Главное в диспуте - факты, логика, умение
доказывать.
Мимика, жесты, восклицания в качестве
аргументов не принимаются.
Законы диспута:
- Здесь нет наблюдателей! Каждый - активный
участник разговора.
- Неуместные шутки запрещаются.
- Помоги изжить комплексы своим товарищам.
- Говори, что думаешь; думай, что говоришь.
- Имей мужество выслушать правду, не обижаясь.
Памятка участнику диспута:
- Прежде чем спорить, подумай.
- Спорь честно и искренне, не искажай мыслей и
слов своих товарищей.
- Начиная спорить, ясно и определенно выскажи
положения, которые будешь защищать и доказывать.
- Помни, что доказательством и лучшим способом
опровержения являются точные и бесспорные факты.
- Доказывая и опровергая, говори ясно, просто,
отчетливо, точно.
- Старайся говорить своими словами.
- Если доказали ошибочность твоего мнения, имей
мужество признать правоту своего оппонента.
- Заканчивая выступление, подведи итоги,
сформулируй выводы.
Подготовительный к работе этап:
Игра для учащихся "Расскажи мне о себе”.
Учащимся предлагается осуществить самооценку
– выбрать качества, присущие ему самому:
ОТКРЫТЫЙ, ОБЩИТЕЛЬНЫЙ, НЕОБЩИТЕЛЬНЫЙ,
КРИТИЧЕСКИ НАСТРОЕННЫЙ, СООБРАЗИТЕЛЬНЫЙ,
ЭМОЦИОНАЛЬНО УСТОЙЧИВЫЙ, СПОКОЙНЫЙ,
ЭМОЦИОНАЛЬНО НЕУСТОЙЧИВЫЙ, САМОУВЕРЕННЫЙ,
СКЛОННЫЙ К ЛИДЕРСТВУ, ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНЫЙ, МЯГКИЙ,
ПОСЛУШНЫЙ, УСТУПЧИВЫЙ, БЕСПЕЧНЫЙ,
ЖИЗНЕРАДОСТНЫЙ, МОЛЧАЛИВЫЙ, СЕРЬЕЗНЫЙ,
СОВЕСТЛИВЫЙ, ПРАКТИЧНЫЙ, СМЕЛЫЙ, ДЕРЗКИЙ,
ЗАСТЕНЧИВЫЙ, НЕСМЕЛЫЙ, ПОЛАГАЮЩИЙСЯ НА СЕБЯ,
СКЛОННЫЙ К ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТИ, ДОВЕРЧИВЫЙ,
МЕЧТАТЕЛЬНЫЙ, С РАЗВИТЫМ ВООБРАЖЕНИЕМ, ПРЯМОЙ,
ОТКРОВЕННЫЙ, НЕУВЕРЕННЫЙ В СЕБЕ, ОБИДЧИВЫЙ,
СПОКОЙНЫЙ, УВЕРЕННЫЙ В СЕБЕ, САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ,
КОНСЕРВАТИВНЫЙ, УМЕЮЩИЙ ПОДЧИНЯТЬСЯ ПРАВИЛАМ,
НЕОРГАНИЗОВАННЫЙ, СПОСОБНЫЙ СОЧУВСТВОВАТЬ.
Можно предложить учащимся охарактеризовать
друг друга.
Тест для родителей "Правильная ли Ваша
позиция по отношению к детям”.
- Ваша дочь требует переключить телевизор с
фильма, который вам очень нравится, на программу
рок- музыки. Что вы делаете.
- Выполняете просьбу и слушаете рок- музыку
вместе с ней.
- Отвечаете, что ей придется подождать, пока
закончится фильм.
- Обещаете купить для нее портативный телевизор.
- Записываете фильм на видеокассету, а дочери
позволяете слушать рок-музыку.
- Вы видите в своих детях:
- Людей равных вам
- Тех, кто может помочь вам заново пережить свою
молодость
- Маленьких взрослых.
- Тех, кто постоянно нуждается в ваших добрых
советах.
- Какую прическу вы носите.
- Которая больше всего вам подходит.
- Которая отвечает последней моде.
- Которая копирует прическу рок-звезды.
- Которая копирует стиль сына (дочери).
- Поговорим о вашем возрасте:
- Знают ли ваши дети, сколько вам лет.
- Вы предпочитаете не замечать и не подчеркивать
разницу в возрасте между вами и детьми.
- Скрываете ли вы свой возраст от детей.
- Настаиваете ли на том, что знаете больше, потому
что старше.
- Как вы одеваетесь.
- Подражаете стилю рок – звезды, любимой сыном
(дочерью).
- Стараетесь следовать стилю сына (дочери),
полагая, что это поможет установить более тесную
связь между вами.
- Выбираете ту одежду, которая лучше всего вам
подходит.
- Следуете молодежной моде, потому что чувствуете
себя моложе.
- Как вы поступите, если заметите, что сын –
подросток вдел в ухо серьгу.
- Посчитаете, что это его личное дело.
- Станете подшучивать над его женственностью.
- Скажете, что это модно, не желая, чтобы он счел
вас старомодным.
- Купите такую же серьгу и наденете ее.
- Сын (дочь) заводит музыку на полную громкость, а
вы:
- Затыкаете уши ватой и делаете свои дела.
- Уменьшаете громкость.
- Миритесь с этим, раз уж ему (ей) так хочется.
- Говорите, что музыка буквально бьет вас по
голове.
- При споре с детьми вы:
- Редко говорите, что они ошибаются, опасаясь, как
бы они не стали отвергать вас вовсе.
- Соглашаетесь изменить позицию, потому что
дальнейший спор бесполезен.
- Оставляете последнее слово за детьми, не желая с
ними ссориться.
- Соглашаетесь с ними, если они действительно
правы.
- Дети пригласили в гости сверстников, и вы:
- Предоставляете их самим себе: пусть делают, что
хотят.
- Составляете им компанию, стремясь держаться на
равных.
- Спрашиваете гостей, считают ли они своих
родителей тоже такими веселыми, как вас.
- Ни во что не вмешиваетесь, но даете понять, что
всегда рядом на случай, если что-то произойдет.
- Дети собираются на дискотеку, но вас не берут, и
вы:
- Не удивляетесь, потому что они знают, как вам
трудно выдержать эти новые танцы.
- Печалитесь, потому что хотели потанцевать
вместе с ними.
- Обижаетесь, потому что они не хотят разделить с
вами свое веселье.
- Расстраиваетесь, потому что готовились
пощеголять в обновке.
- Когда вы пытаетесь вести себя так, будто вы не
старше своих детей, почему так делаете.
- Потому что с детьми в хороших отношениях.
- Потому что это помогает сократить разницу в
возрасте.
- Потому что это может дольше держать семью
вместе.
- Потому что это для вас это естественно.
- Свои отношения с детьми строите так:
- Обращаетесь с ними как со взрослыми.
- Обращаетесь с ними как с маленькими.
- Стараетесь быть их приятелем.
- Ведете себя как должно родителю.
ПОДСЧИТАЙТЕ ВАШИ БАЛЛЫ, ПОЛЬЗУЯСЬ ДАННЫМИ
ТАБЛИЦЫ
№ |
А |
Б |
В |
Г |
1 |
3 |
0 |
2 |
1 |
2 |
3 |
2 |
1 |
0 |
3 |
0 |
2 |
1 |
3 |
4 |
1 |
3 |
2 |
0 |
5 |
2 |
3 |
0 |
1 |
6 |
0 |
1 |
2 |
3 |
7 |
1 |
0 |
2 |
3 |
8 |
3 |
1 |
2 |
0 |
9 |
1 |
3 |
2 |
0 |
10 |
0 |
2 |
1 |
3 |
11 |
3 |
2 |
1 |
0 |
12 |
2 |
1 |
3 |
0 |
В соответствии с суммой баллов вы можете
определить, какова ваша позиция по отношению к
вашим детям.
МЕЖДУ 25 и 36. Вы, наверное, думаете, что весело
проводите время с ними на равных во всем. Но это
сейчас. Позднее вы можете поплатиться. Вы взяли
на себя роль приятеля собственных детей, позабыв
о своей роли наставника. В результате, как
считают психологи, подспудно у детей возрастает
нервозность. Быть просто приятелем недостаточно.
Дети нуждаются в руководстве. Вам надо понять,
что с разницей в возрасте ничего поделать нельзя,
и важно осознать, что именно вы призваны быть
опорой своих детей.
МЕЖДУ 24 и 14. Ваши дети, похоже, так и не знают в
точности, как же правильно с вами держаться. Вы
явно стараетесь им во всем потакать, а затем,
когда вам это нужно, пытаетесь войти в роль
родителя. Рано или поздно вы захотите настоять на
своем в чем-то важном, и это вызовет у детей
растерянность, гнев и неповиновение. Но вы зашли
не так далеко и можете перестать играть в
приятеля, чтобы явить детям образец зрелого и
ответственного поведения. И пусть вас не
беспокоит опасение, что дети перестанут любить
вас, если вы станете утверждать себя в
родительской роли.
МЕЖДУ 13 и 0. Так держать! Вы отчаянно пытаетесь
понять и оценить вечно меняющиеся нужды и
настроения своих детей, иногда поддаетесь
соблазну уступить им. В этом нет ничего плохого,
потому что, судя по всему, вы достаточно разумны и
знаете, как строить отношения с детьми на ваших, а
не их условиях. Ссоры неизбежны, однако, дети вас
любят, уважают и, главное, видят в вас любящего и
надежного родителя.
Обсуждение вопросов диспута.
- Тебе 15-17 лет. Много это или мало?
"Много” - так как детство уже прошло, много
требований со стороны взрослых, большая
ответственность за свои поступки.
"Мало” - так как все жизненные трудности еще
впереди, недостаточно знаний для взрослой жизни,
материальная зависимость от родителей.
- Что мешает и что способствует становлению
твоей собственной жизненной позиции?
"Мешают” окружающие люди, которые навязывают
свое мнение, родители давят своим авторитетом.
"Способствует” жизненный опыт собственный и
родителей, советы опытных людей, в том числе
учителей, учеба, СМИ.
- С чем в жизни Вы не можете мириться и почему?
Несправедливость, предательство друзей, ложь,
лицемерие, жестокость, подлость.
- Как вы относитесь к мнению, что милосердие,
долг, любовь, честь являются якобы устаревшими
добродетелями?
Это ценности на все времена, все зависит от
человека.
- Определенная часть людей понятие "смысл
жизни” подменяет понятием "уметь жить”. Как Вы
к этому относитесь?
"Смысл жизни” - то, ради чего живет человек,
идея, цель, благодаря чему человек раскрывается
как личность. "Умение жить” -
приспособленчество.
- Какая точка зрения тебе ближе: "Мечты хороши
лишь для детей, а для взрослых должна быть
трезвая оценка своих реальных способностей и
возможностей”. "За мечту надо бороться всю
жизнь, только реализовав ее можно стать
личностью”?
- Разум или чувства. Что важнее.
Подведение итогов диспута. Выводы для себя. |