Цели.
- формирование представлений о взаимосвязи добра
и зла в мире.
- развитие представления о том, что добро, прежде
всего находится внутри нас и зависит от
духовно-нравственного содержания человека.
- отработка методики ведения дискуссии и работы в
группах.
Оборудование:
- раздаточный материал (карточки, чистые листы
бумаги);
- стенд с листочками-анкетами: фамилия, имя
ученика и место для выставления баллов;
- на доске эпиграф "Тот кто делает добро другому,
делает добро самому себе" Сенека и
заключительная фраза "Чтобы поверить в добро,
надо начать делать его" Л.Н.Толстой (фраза
закрыта до конца урока), а так же критерии
оценивания анкеты (см. в тексте).
Ход урока
На прошлых уроках мы говорили о личности, о
достоинствах и недостатках человека, о нормах
морали и совести. И часто использовали слова
"хорошо", "плохо", "добро" или "зло". Т.е. мы
оцениваем свои и чужие поступки и мысли. Однако,
оцениваем по-разному, как нам подсказывает
сердце и совесть. Т.е. каждый из нас имеет свое
понимание добра и зла. Этот вопрос и будем
обсуждать на уроке, который называется "добро и
зло". Прочитайте эпиграф и скажите, как вы
понимаете слова древнеримского мудреца Сенеки
(ответы учеников). Прежде чем мы будем делать
какие-либо выводы, давайте обсудим одну
старинную испанскую притчу. "Когда-то давно в
Испании жил очень богатый гранд. В тот день когда
у него родилась дочь, кто-то подкинул к воротам
замка младенца. Гранд решил оставить подкидыша у
себя и растить его вместе со своей дочерью, чтобы
в последствии юноша стал верным ее слугой. Дети
росли вместе, подружились, а когда выросли, то
влюбились в друг друга. Гранд узнав об этом,
прогнал юношу, так как он был беден и незнатен.
Дочь гранда сильно тосковала и часто убегала из
замка, чтобы побыть в одиночестве. Однажды ее
похитил враг гранда, чтобы обесчестив ее, унизить
семью.
Юноша пробрался в замок, где держали девушку. Но
стражники заметили и подняли тревогу. Убежать
было невозможно. Дочь гранда сказала: "Если ты
любишь меня, то убей, чтобы позор не коснулся
моего имени и имени моей семьи". Юноша достал
кинжал и убил ее. Себя убить он не успел, его
схватила стража. Юношу судили за убийство и
приговорили к смертной казни. Люди долго
обсуждали его поступок. Одни говорили, что он
убийца, преступник, злодей. Другие говорили, что
он герой, совершил благородный поступок". А как
вы могли бы оценить поступок юноши? (ответы
учеников)
Вывод: вы убедились сами, что один
и тот же поступок можно оценит по-разному. Наш
советчик и судья - наша совесть.
А сейчас мы будем работать в группах (деление
может быть произвольное, работают на листах
приготовленных в начале урока).
Первое задание. Определите одной
фразой, что такое добро или добрый человек. Для
работы 2 минуты.
Опрос групп, результаты пишутся на
доске "Добро - это:.".
Второе задание. Во все времена люди
осуждали зло, а что вы бы включили в понятие зла?
Для работы 2 минуты.
Опрос групп, результаты пишутся на
доске "Зло - это:".
Третье задание. Попробуйте нарисовать
символы добра и зла. Для работы 5 минут.
Опрос групп. На доске вывешиваются
рисунки, группы кратко комментируют, что они
изобразили и почему.
Работа в тетради. Давайте запишем
определения, которые поучились в результате
нашей совместной работы. "Добро - это все
хорошее, положительное. Зло - все плохое,
отрицательное".
Древние мудрецы говорили, что каждый человек
состоит из двух частей: добра и зла, белого и
черного. Правая половина тела - добрая.
Неслучайно говорят наше дело правое,
справедливо. Верующие люди говорят, что за правым
плечом находится ангел-хранитель. И все приметы,
связанные с правой стороной, положительные:
правый глаз чешется - хорошего человека видеть,
правая рука - с хорошим человеком здороваться,
правая ступня - к хорошей дороге. А вот левая
сторона человека - темная, за левым плечом
скрывается черт-искуситель. И приметы не очень
приятные: левый глаз чешется - плакать, левая
рука - деньги отдавать, левая ступня - к плохой
дороге. И не случайно, когда мы задумываем
хорошее дело, плюем через левое плечо, на черта.
А интересно, насколько в нас больше хорошего,
чем плохого. Очень трудно оценит самого себя.
Однако нас оценивают другие люди. И насколько в
нас хорошего, доброго нам сегодня скажут наши
друзья - одноклассники. На стенде размещены
листочки - анкеты с указанием фамилий учеников.
Вы должны оценить проявления доброты своих
одноклассников. Выберите любых 7 учеников,
которых вы хотели бы оценить. Поставьте баллы от +
2 до -2 соответствующие критериям: +2 - высшая
степень доброты, +1 - средняя степень, 0 - ничего
не могу сказать о доброте этого человека, -1 -
доброта проявляется редко, -2 - этого качества
нет. Для работы вам дается 7 минут. (По окончании
работы листочки раздаются ученикам для подсчета
баллов, максимум 14 баллов)
Кто же самый добрый в классе? (называется
несколько фамилий). Эти ребята всегда могут
прийти на помощь, поддержать. Если человек делает
добро, то оно к нему возвращается от других. А тот,
кто не делает добра другим людям, не видит
хорошего отношения к себе и считает, что добра
нет. Л.Н.Толстой сказал: "Чтобы поверить в добро,
надо начать делать его".
Домашнее задание. Напишите небольшую
сказку собственного сочинения про добро и зло.
|