Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 24.11.2024, 20:30:13
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Домашние задания, опрос
29.11.2010, 22:19:13

Вопросы на дом

Читается по главам "Евгений Онегин". Прочитана в классе первая глава. Ученики записывают в тетради домашнее задание по первой главе:
1) Рассказать о воспитании Онегина и о том, что он в результате этого воспитания знал и умел.
2) Образ жизни Онегина.
3) "Но был ли счастлив мой Евгений?" (строфы XXXVI-XLIV).

Ученикам объяснили, что рассказывать нужно, используя цитаты. Каждый может процитировать те строки, которые ему больше понравились, те, которые легче было запомнить: "Не надо зубрить, вы от этого не получите никакого удовольствия. Понравившиеся вам строки прочтите несколько раз, про себя и вслух, и они запомнятся сами собой". Разумеется, ребятам не надо учить наизусть все цитаты, а только некоторые (кто сколько хочет).
После чтения в классе половины второй главы (больше не успели) на дом были даны два вопроса:
1) отношения между Онегиным и его соседями-помещиками и причины таких отношений.
2) Что сблизило Онегина и Ленского? (Строфы XI и XII.)

Здесь характер вопросов другой, чем к первой главе. Тут необходимо размышлять, высказать свое мнение и понимать текст.
Вторая глава дочитана. Вопрос на дом:
Чем отличалась Татьяна от дворянских барышень?
Эти вопросы помогли ребятам понять текст романа и облегчили им подготовку связного рассказа о его героях. Подобные задания необходимы также потому, что учащиеся работают непосредственно с текстом и приучаются понимать: главное - не в заучивании учебника (многие учителя вообще не требуют этого), а в самостоятельной работе с текстом.

Само собой разумеется, что предложенные к первой и второй главам романа "Евгений Онегин" вопросы не единственно возможные.
Важно, чтобы вопросы соответствовали чувствам, вызываемым произведением в целом или главой, то есть чтобы они касались самого главного. Ребята впервые читали "Онегина", а учительница предложила им дома, читая вторую главу, подумать над особенностями воспитания в семье Лариных и над отношением автора к деревенской жизни. Но ведь эти вопросы вступают в противоречие с восприятием главы учеником, с чувствами, которые она вызывает. Такое задание помешает подростку полюбить Татьяну, представить ее задумчиво сидящей в стороне ото всех у окна, или бродящей по саду с книгой, или любующейся рассветом, помешает понять тоску Онегина...
В классе прочитаны первые две главы рассказа Чехова "Ионыч". Учитель предложил ученикам дочитать рассказ дома и подумать над тем, что случилось с доктором Старцевым и почему. Почему были поставлены именно эти два вопроса? "Да потому, что они сами собой приходят в голову каждому, кто прочитает рассказ",- отвечает мне учитель. И добавляет: "Это, по-моему, главное". Как глубоко он прав! Вопросы хороши и тем, что ничего не подсказывают. Ученику есть над чем всерьез подумать! Ведь если спросить, например, о том, какую роль в перемене, происшедшей со Старцевым, сыграла среда или в чем пошлость семьи Туркиных, то ученику тут в сущности не над чем размышлять: ответы подсказаны.
Совсем не обязательно задавать все вопросы, которые вы хотите поставить, на дом. Многие словесники предпочитают ставить больше вопросов на уроке. Такая беседа без предварительной подготовки учащихся проходит обычно очень живо. А дома ученик может читать спокойно, вживаться в текст и не думать все время о том, годится ли та или другая цитата для ответа на очередной вопрос. Если постоянно помнить о многочисленных вопросах (а то и смотреть в них), то это помешает переноситься в созданный писателем мир. Поэтому пусть ваши вопросы будут немногочисленны.

Как помочь?

Как помочь ребятам подготовить связный рассказ о герое, когда беседа о нем закончена? Представьте, что ребятам было бы без всяких пояснений сказано: "Дома подготовьте рассказ об образе Онегина". И вот приходит подросток домой, раскрывает дневник: "Образ Онегина". Что делать? Кто его знает! Вот и будет по учебнику учить. Ну а если учитель так не разрешает? Тогда у слабого ученика, когда он думает о таком сложном образе, может появиться вопрос: "Ну, ладно, по учебнику нельзя, а как можно?" И здесь могут помочь наводящие вопросы. Ну, например, такие:

1) Чем отличался Онегин от тех, кто его окружал?
2) Чем он может привлечь нас?
3) В чем причины его несчастья? (Тут придется напомнить, пояснить, что надо сказать и об объективных причинах - среда, воспитание, устройство общества - и о субъективных: о его эгоизме, пассивности.)
4) Кто такие "лишние люди"?
5) Мое отношение к Онегину. К образу Татьяны можно дать, например, такие вопросы:
- Чем отличалась Татьяна от других дворянских барышень?
- Что мне особенно нравится в Татьяне?
- Изменилась ли Татьяна, став светской дамой?

Для сильных учащихся эти вопросы, пожалуй, примитивны. Как быть? Многие словесники дают дифференцированные домашние задания. Вместо вопросов, подобных указанным, желающим предлагается взять более трудные, например: "Что сделало Онегина лишним человеком?", "Почему Татьяна - "милый идеал" поэта?".

А вот для слабых учащихся и приведенных вопросов недостаточно. Нужно еще объяснить ученику технику подготовки. Учительница, дав ребятам вопросы к образу Онегина, сказала: "Дома положите эти вопросы перед собой, подумайте над ними. Если какой-нибудь вопрос затруднит вас (хотя обо всем мы говорили на уроках), ищите ответ на него не в учебнике, а в тексте. Подумайте сами над текстом. Если плохо домните какой-нибудь отрывок (без которого трудно доказать что-нибудь), перечитайте его. Потом попытайтесь ответить на вопросы вслух, чтобы получился связный рассказ об Онегине. Ваше отношение к нему, конечно, будет чувствоваться во всем рассказе. Но в заключение все-таки скажите о нем подробнее. Вам нравится Онегин или нет? Может быть, у вас двойственное к нему отношение? Вы его больше осуждаете или жалеете?"

Дав вопросы к образу Татьяны, учительница объяснила, что не обязательно придерживаться порядка, в котором они следуют. Можно начать с ответа на второй вопрос. Можно вообще отвечать только на него, если Татьяна в самом деле очень нравится. Вопросы даются для того, чтобы было легче рассказывать, а не как что-то обязательное.
Конечно, впоследствии таких пояснений давать уже не приходится. Да и вопросы нужны не всегда. Скажем, к образу Печорина нужны, а к менее сложным образам этого же романа нет. Можно просто сказать ребятам: "Расскажите, чем вам нравится Максим Максимыч"- или: "Объясните, почему вам не нравится Грушницкий". (Для сильных можно поставить вопрос о том, почему Грушницкий ненавидит Печорина.) Разумеется, этим нельзя ограничиваться, но это помогает начать думать и говорить.
Некоторые учителя дают ребятам записывать план к образу героя, составленный коллективно. Что же, если он составляется коллективно, а не диктуется учителем и если это делается не систематически, а иногда, это может быть полезным, научит ребят планировать свой ответ, то есть думать о последовательности рассказа. Но будем все-таки помнить, что план, в отличие от вопросов, дает готовый ответ и подсказывает определенную формулировку. И даже не подсказывает, а навязывает. И если ученик привыкнет все время работать дома по готовому плану, он не научится самостоятельно выражать свои мысли.

"Не знаю, как начать"

Комедия "Горе от ума" прочитана. Все объяснено, обо всем говорено.
На дом ребята получают задание - рассказать о Чацком. Учитель говорит: "Давайте начнем рассказывать о Чацком как-нибудь по - особенному. Чтобы начало было интересным. Давайте придумаем возможные интересные варианты начала!" Ребята молчат. Учитель понимает: надо им сперва показать. И думает вслух: "А не начать ли нам так? ... Бал ... Нарядные дамы и мужчины танцуют или, прохаживаясь, сплетничают друг о друге. Девицы обсуждают последние моды, молодые люди - новые назначения. Но кто это стоит в стороне от всех, с усталым и печальным лицом? Это Александр Андреевич Чацкий. Почему же он не принимает участия в общем веселье?" Отвечая на этот вопрос, вы раскроете главное, основное - конфликт Чацкого с обществом.
Класс часто упражняется в этом. Ребята предлагает те или иные варианты начала, обсуждают, учитель оказывает достоинства и недостатки каждого предложения. Но при этом всегда предостерегает ребят от искусственно приделанных "интересных начал", от которых трудно перейти к сути дела. Надо, чтобы такой переход был легким и естественным. Учитель подчеркивает, что интересное начало не обязательно. Иногда советует, с чего можно в каждом отдельном случае начать. "Можете начать с того, чем вам Чацкий больше всего нравится, или с того, что в нем, по-вашему, главное. Или с его конфликта с обществом".

И у ребят не бывает ни одинаковых, стандартных начал, ни одинаковых ответов.

Вот как начала одна из учениц рассказ о Чацком:
"Карету мне! Карету!"- кричит молодой человек. Он не желает оставаться на балу. Он едет один, куда глаза глядят. Да, Александр Андреевич Чацкий не пожелал оставаться с этими господами..."
А вот несколько "начал" ученических ответов о Базарове.
"Базаров был нигилистом...", "Базаров - молодой шестидесятник...", "Мне больше всего нравится в Базарове то, что он обо всем имеет свое собственное мнение и не боится его высказывать. Он не смотрит на то, что это может кому-нибудь не понравиться", "У меня двойственное отношение к Базарову".
Почему мы придаем этому значение?
Во-первых, если ученик начинает не стандартно, по-своему, ему и продолжать естественно так же.
Во-вторых, очень часто ученика затрудняет именно начало (если, конечно, он не учит по учебнику). Как часто мы слышим от старательных учеников, которые добросовестно готовятся к уроку и ответят на любой вопрос: "Не знаю, как начать..."! Что ж, надо помочь им.

Опрос

Иногда считают, что связный ответ по анализу образа самое главное и чуть ли не единственное, что заслуживает хорошей оценки. Но это не так. Ничуть не менее важны (и ничуть не менее заслуживают хорошей оценки) рассуждения ребят о том или другом поступке героя, рассказ об отдельных сторонах его характера, правильное объяснение какого-нибудь факта, наконец, просто интересная мысль. Почему не поставить хорошую отметку мальчику, который сумел самостоятельно объяснить причину недоброжелательного отношения Онегина к помещикам?

Учитель спрашивает: "Что могла слышать Татьяна об Онегине до встречи с ним и что она могла понять из этих слухов?"Девочка поднимает руку и отвечает: "Из того, как отзывались о нем помещики, Татьяна могла понять, что он не похож на них. Ему скучно их общество, скучны их пошлые интересы. Татьяна могла понять, что Онегин вообще человек независимый, со своими взглядами. И какой-то особенный". Учитель ставит этой ученице хорошую отметку. Неважно, что говорила она немного. Важно, что она поняла главное. Если стремится высказать свою мысль слабый ученик, учитель всячески поощряет его.
Ученице, которая во время беседы по какой-то главе из "Онегина" все время "вставляла" в ответы товарищей цитаты (разумеется, наизусть), была поставлена отличная отметка.
Вообще формы опроса по анализу образа героя могут быть самыми разными. Так, между уроками, посвященными образам князя Андрея или Пьера Безухова (таких уроков бывает 3-4 по каждому образу), учителя обычно задают ребятам выразительное чтение (по книге) и анализ их любимых отрывков, в которых действует данный персонаж. Анализ состоит в объяснении того, как проявляется в данном эпизоде характер героя, это сумел показать автор в немногих строках.

А вот как проходит опрос по образу Рахметова у некоторых московских словесников.
На дом учащиеся получили задание самостоятельно прочесть главу "Особенный человек" и подумать о том, то их больше всего поразило в Рахметове. Этот вопрос ставится на следующем уроке. Ответы самые разные. "Меня поразило, как он читал. Он не читал все подряд, а выбирал, что у этого автора самое главное. Раньше мне это не приходило в голову. Возьму какого-нибудь писателя и читаю все подряд. А ведь это совсем не нужно. Рахметов был прав: надо прочитать самое главное".
"А меня поразило, что он читал несколько суток подряд". "А меня, как он знакомился. Нужен ему человек, прямо говорит: "Мне нужно с вами познакомиться".

Чернышевский пишет, что он не хотел знакомиться с Рахметовым и сказал, что приезжает домой только в 2 часа ночи. Так Рахметов все равно не сдался и сказал, что приедет". "У него личного времени не было совсем, а все время было отдано делу", "Он спал на гвоздях" и др.
"А во всем ли вы согласны с Рахметовым?" Многие ответили утвердительно, а некоторые возражали. Учитель сказал об отношении Писарева к этому образу. Одни согласились, другие нет. "А как бы он переносил голод в тюрьме, если бы привык хорошо питаться?" - "А как же другие переносили?"

В сущности, после этого уже не обязательно задавать и спрашивать "связный рассказ о Рахметове". Вряд ли после такого урока он будет интересен. Да и вообще не всегда обязателен рассказ ученика об образе в целом.
Хорошо если во время опроса создается такая атмосфера, что ребята чувствуют: их спрашивают не ради отметки. Вызывая ученицу, учитель говорит: "Интересно, что скажет о Базарове Нина?" А когда Нина высказывает мнение, что прямота Базарова часто переходит в грубость и бестактность, учитель спрашивает у грубовато-резкой Любы: "А ты. Люба, согласна с этим?" Ребята улыбаются. Девочки просят учителя: "Вызовите, пожалуйста, мальчиков! Нам интересно, что мальчики о Базарове скажут!" И видно, что девочкам это и в самом деле интересно.

Иногда более слабым ученикам, когда они отвечают, приходится задавать вспомогательные вопросы. Что ж, на первых порах можно снизить требования к речи ученика. Но зато резко повысятся требования к самостоятельности ответа: к самостоятельности мысли и ее выражения.
Самое важное - чтобы ребята поверили: они могут работать сами, они могут думать сами, и каждая их мысль будет встречена с интересом. И чтобы поняли:
главное - не повторять чужие слова, а знать и понимать текст, думать над ним, чувствовать его, уметь выразить свои мысли, свое восприятие текста, свое отношение к герою. Связность и беглость речи тоже постепенно выработаются.

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, конспект урока, презентация powerpoint, скачать бесплатно, урок русской литературы в школе, грамотнос, русская литература, для учителя
Просмотров: 882 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0