Цель:
Ход занятия
1-я часть
Урок начинается необычно: ученики
средних классов показывают сказку «Дорога добра
и Гарри Поттер».
Под таинственную музыку и перезвон
колокольчиков на сцену, кружась, выбегает
профессор Люпин, облаченный в черную накидку.
Профессор: Здравствуйте, мои
друзья! Вы меня не узнали? Это же я, профессор
Люпин! (Сбрасывает с головы накидку, ожидает
восхищенных возгласов, но, увидев пустую сцену,
растерянно оглядывается.) Ну вот, хотел удивить
своих старых друзей: Гарри, Рона, Гермиону. Они же
всегда здесь собираются. Где они? Без волшебства
не обойтись. (Вынимает из кармана волшебную
палочку, делает пассы рукой, бормочет заклинания:
«Амигус, выходикус!».)
(На сцену выходят дети: у Гарри –
теплый шарф на шее, у Рона подвязана щека, у
Гермионы – непричесанные волосы. У всех
измученный вид, они еле-еле передвигают ноги.)
Профессор: Друзья, вы ли это? Что с
вами случилось?
(Дети пытаются что-то сказать, но у
Гарри получается только сип, у Рона – стон, а
Гермиона зевает.)
Профессор: Попытаемся выяснить,
что с вами случилось. (Волшебной палочкой
делает пассы над головой ребят.) Диагноз ясен:
нелюбикос себякос. А проще говоря, не смогли
защитить себя от самих же себя.
(Дети обмениваются недоуменными
взглядами, пожимают плечами, жестами просят
объяснить подробнее.)
Профессор: Я вас понял и попробую
все объяснить. А для начала вы должны говорить. (Делает
жест волшебной палочкой, дети начинают нормально
говорить.) Начнем, Гермиона, с тебя. Ты зеваешь,
у тебя утомленный вид, я не вижу твоих красивых
волос. Что с тобой?
Рон (вмешивается в разговор):
Она хочет пройти несколько курсов за один год.
Терпеть не могу задавак!
Гермиона: Неправда, я не задавака!
Просто мне все интересно! Я хочу все узнать и… и…
Профессор (продолжая за нее):
И
ты не спишь ночами, и не ходишь гулять на улицу, и
перекусываешь на ходу. И я был таким же, пока не
понял: нельзя объять необъятное! Знания и опыт
приходят к нам только с возрастом. Скажи честно:
когда ты в последний раз общалась с друзьями?
Была ли ты на этой неделе у лесничего Хагрида?
Летала ли на метле? Выгуливала ли свою любимую
кошку?
Гермиона (вспоминает, нахмурив
лоб): Нет.
Профессор (обращается к Рону):
А
у тебя, Рон, болят зубы?
Рон: Да, ни с того ни с сего начали
болеть. Никакие заклинания не помогают.
Профессор: Ты же волшебник, Рон, и
должен знать, что просто так ничего не бывает!
Рон (вздохнув): Родители
прислали конфеты, и все разного вкуса. Мне больше
всего нравятся со вкусом ванили, я искал их,
искал... Но попадались со вкусом ваксы, ушной серы,
горького перца, а ванили я так и не нашел. И не
заметил, как съел целую кучу конфет…
Профессор: И сейчас мучаешься от
зубной боли. А ты лечишь зубы?
Рон (испуганно): Уж-ж-жасно
б-боюсь з-зубных в-врачей!
Профессор: А пытался успокоить
зубную боль? (Рон отрицательно качает головой.)
Вы ведь проходите уроки зельеварения? Тогда ты
должен знать, что, например, настой из коры дуба
поможет успокоить зубную боль.
Рон (радостно): Сегодня же
сделаю этот настой!
Профессор: Есть много рецептов, но
все же ты должен сходить к зубному врачу. И не
спорь со мной... Ну а ты, Гарри?
Гарри: А я летал на метле, попал
под
дождь и простудился. Но я лечусь, профессор Люпин.
Профессор: Вы хотите изменить мир к
лучшему, но вначале вы должны изменить свое
отношение к себе. Помните: в большинстве болезней
виноваты не природа и не общество, а только сам
человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности,
но иногда и от неразумности.
Гарри: Профессор, но мы же
волшебники! Взмах палочкой – и мы здоровы!
Профессор: Не все так просто,
Гарри.
Во-первых, вы не имеете права пользоваться
волшебством в обычном мире людей, где живете
большую часть своей жизни. Во-вторых, надеясь
только на волшебство, вы перестанете полагаться
на себя, утратите разум и осторожность. Вот
поэтому в волшебной школе Гриффиндора вас лечат
не волшебством, а отварами из лекарственных
растений.
Гермиона: Не знаю, как вы, а я
поняла, что за диагноз нам поставил профессор:
нелюбикос себякос. В самом деле, нужно умудриться
не любить себя, чтобы заболеть так, как я, Рон или
Гарри. Теперь я знаю, в чем моя ошибка: я не
соблюдала режим дня.
Рон: А я оказался слишком жадным, и
это почувствовали на себе мои зубы.
Гарри: А я слишком беспечен к себе.
И еще я понял, что никакое волшебство не вернет
здоровья.
Профессор: Еще раз напоминаю: не
изменив своего отношения к себе, не изменишь мир
к лучшему.
В конце представления актеры поют
куплет из песни «Дорога добра» (слова Ю.Энтина,
музыка М.Минкова):
Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра.
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом.
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
(Под мелодию актеры кланяются и
уходят.)
2-я часть. Беседа с учениками по сказке
– Ребята, ваше впечатление от сказки? А
какую главную мысль можно извлечь из этой сказки?
– Кто сможет перевести с волшебного
языка на русский диагноз профессора Люпина:
нелюбикос себякос? Что означают эти странные
слова?
– К какому выводу пришли Гермиона,
Гарри, Рон? Будут ли они заботиться о своем
здоровье? Какие советы вы дадите каждому из этих
героев? Каким должен быть распорядок дня? Как вы
бережете свои зубы, глаза, волосы? Нужно ли
закаляться?
– Могут ли больные люди изменить мир к
лучшему? Почему? Значит, главная мысль заключена
в словах профессора: не изменив своего отношения
к себе, не изменишь мир к лучшему.
– А напоследок давайте споем все
вместе песню «Дорога добра».
Заключительное слово учителя
– Ребята, вы сами пришли к выводу,
что нужно беречь свое здоровье. А это начинается
с малого: соблюдать режим дня, закаляться и
заниматься спортом, быть умеренным в еде. Только
здоровый человек сможет изменить мир в лучшую
сторону. |