Форма:
коллективно-творческое дело. Цель:
познакомить детей с понятием «толерантность» на языке науки и разных
видов искусства. Задачи:
организовать сотрудничество детей, родителей, учителей;
развивать в детях творческую, познавательную и поисковую деятельность;
способствовать накоплению опыта рассмотрения одного и того же объекта с
разных точек зрения. Оборудование:
компьютер, экран, проектор, магнитная доска, плакаты, реквизит и костюмы
для сценки, магнитофон.
МЕСТО КЛАССНОГО ЧАСА В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ
Воспитать личность, соответствующую современным требованиям
общества, можно только в том случае, если, как писал Л.С. Выготский,
обучение будет забегать вперед развития ребенка, будет осуществляться в
зоне его ближайшего развития. Воспитательная система под названием
«Академия роста» создается в моем классе усилиями всех участников
образовательного процесса (классного руководителя, детей, родителей,
социальных партнеров) и реализуется в течение 4 лет. В классе
организуется такая воспитательная среда, которая дает каждому ребенку
возможность выбора различных видов занятий и творческой
деятельности, соответствующих личным потребностям. Поэтому все
внеклассные мероприятия проводятся в форме коллективно-творческих дел,
проектов. Именно они создают в классе атмосферу доброжелательности,
взаимопонимания.
ХОД ПРАЗДНИКА
Дети заходят в зал под песню «Дорогою добра», садятся за столы по
группам.
Учитель: Наша встреча началась с песни. Посмотрите на
экран. Выберите, какая из трех дорог является Дорогою добра?
Дети: Первая дорога извилистая, она для людей хитрых.
Вторая узкая, она только для одного человека. А последняя широкая, на
ней места хватит для меня и друзей. Поэтому Дорога добра – последняя.
Учитель: Сегодня, 16 ноября, Международный день
толерантности. Не всем знакомо это слово, но смысл, который оно несет,
очень важен для нас. Что же обозначает слово «толерантность»?
Разобраться в этом нам помогут ваши однокласскники, которые на время
стали исследователями, художниками, артистами, книголюбами,
мультипликаторами, музыкантами. Дадим слово ребятам, работавшим в группе
исследователей. Ребята подготовили слайд-программу и комментарии к ней.
Демонстрируется слайд-шоу.
1-й ученик: Слово «толерантость» происходит от латинского
слова tolerantia, что переводится как «терпение». Это слово существует
во многих языках, и, несмотря на некоторые различия в значениях,
произнося это слово на любом языке, мы подразумеваем практически одно и
то же:
2-й ученик: ... что другие могут думать иначе, чем ты
сам;
3-й ученик: ... милосердие, сострадание;
1-й ученик: ... умение быть великодушным и терпимым;
3-й ученик: ... признание идей, отличных от твоих
собственных.
2-й ученик: А есть и такая история, связанная с этим
словом. Около двух веков назад во Франции жил князь Талейран Перигор. Он
отличался тем, что при разных правителях оставался министром
иностранных дел. Это был человек, который учитывал настроения людей,
уважительно к ним относился, при этом сохраняя свою точку зрения. Многие
утверждают, что как раз от имени этого человека произошло понятие
«толерантность».
3-й ученик: Английский писатель Бернард Шоу однажды
написал: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы,
плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного – научиться
жить на земле, как люди».
Учитель: Слово художникам. Дети, работавшие в этой
группе, покажут картину на тему толерантности и прокомментируют ее.
Дети показывают картину, нарисованную с помощью родителей при
подготовке к классному часу.
Ученик: На нашей картине изображена планета, на ней
стоят дети из разных стран с цветами в руках. Картина символизирует
мирное соседство, понимание, желание подружиться друг с другом. На нашей
картине люди с разными цветами кожи, разной веры, но они вместе. Они
интересны друг другу.
Учитель: Теперь слово артистам. Дети, работавшие в этой
группе, покажут подготовленную ими сценку «Сказочка о счастье» на стихи
Ирины Токмаковой.
На сцену выходят участники постановки.
Ведущий:
На свете жил король,
Богатый и могучий.
Всегда грустил он. И порой
Бывал мрачнее тучи.
Гулял он, спал, обедал,
А счастья он не ведал!
Но вечно хныкать и тужить
Бедняге надоело.
Вскричал король:
Король:
Нельзя так жить!
Ведущий:
И с трона спрыгнул смело.
Да вмиг порушить свой удел
Не в королевской власти?
И вот король в карету сел
И покатил за счастьем.
Король в окошечко глядит,
Карета бодро катится.
Король:
Постой-ка, кто там на пути?
Ведущий:
Девчонка в драном платьице.
Девочка:
О всемогущий мой король,
Подать хоть грошик мне изволь.
Король:
Эй, попрошайка, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду.
Ведущий:
Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл...
Карета мчится наугад
Бог весть в какую сторону.
Вдруг на пути стоит солдат,
израненный, оборванный.
Солдат:
О мой король...
Ведущий:
...вскричал солдат...
Солдат:
Тебя я видеть очень рад!
Прошу покорнейше: устрой
Меня ты в услуженье,
Я за тебя стоял горой,
Я, право, бился, как герой,
Я выиграл сражение.
Король:
А ну, служивый, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду!
Ведущий:
Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл...
Карета мчит во весь опор,
Конь скачет, что есть духу.
Вдруг на дорогу вышла с гор
Сутулая старуха.
Старушка:
Прости, любезный мой король,
Старуху одинокую.
Мой дом – вон, видишь, за горой,
С утра ушла далёко я.
Ношу из лесу я дрова –
Тяжелая работа.
Гляжу вокруг, едва жива:
А вдруг поможет кто-то...
Король:
А ну, старуха, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду!
Ведущий:
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл...
И все бы кончилось бедой –
Сомнений в этом нету.
Да фея с доброю душой
Остановила карету.
Фея:
Ты ищешь счастье для себя,
Ты странствуешь по свету.
Но, только ближнего любя,
Найдешь ты счастье это.
Скорей послушайся меня:
Обратно разверни коня,
Детя согрей и накорми,
Солдата в сторожа найми,
Все это сделай, но сперва
Старушке ты поможешь:
До дома довезешь дрова,
Распилишь и уложишь...
Ведущий:
Король поныне во дворце
Всем людям помогает.
И счастье на его лице,
Как ясный день, сияет!
Учитель: Слово книголюбам. Дети, работающие в этой
группе, подготовили выставку книг и аннотации к рассказам детских
писателей.
1-й ученик: Я прочитал книгу Василия Сухомлинского. В
рассказе «Алая или багровая» идет речь о двух мальчиках, которые жили в
одном доме. Но жизнь у них была разная. У одного была дружная семья, где
все любили друг друга, от этого мальчик был очень счастливым. У другого
мальчика была только мама. Она не знала, что такое человеческая
доброта, ее сердце было холодным и равнодушным. И случилось так, что ее
сын стал несчастливым. Мальчики общались между собой. Однажды, в летний
вечер они смотрели в небо. И одна звезда замерцала как-то особенно.
Счастливый назвал ее алой, а несчастливый – багровой. Неудивительно, что
каждый видел одну и ту же звезду по-своему. Алый цвет ассоциируется с
яркими эмоциями, с теплом, любовью, пониманием, а багровый – очень
темный, холодный, жесткий и ассоциируется с грозой, штормом, бурей и
беспокойством. Герои рассказа – обычные мальчики, но воспринимают мир
по-разному. Так хочется, чтобы все люди на земле были счастливы и
оказывались всегда рядом с теми, кому нужна помощь. Читайте книги В.
Сухомлинского, и вы научитесь быть толерантными.
2-й ученик: В книге «Дети мира» мне очень понравился
рассказ болгарского писателя Георгия Мишева «Мальчишка». Главный герой
рассказа Цанко однажды увидел, что его преследует чужой маленький
мальчик. Цанко подумал, что тот следит за ним, очень разозлился,
закричал и даже кинул в него камень. Но потом Цанко остановился и решил
выяснить, почему мальчишка ходит за ним. Оказалось, что тот просто очень
хотел быть похожим на Цанко. Так Цанко приобрел нового друга. Вот как
иногда важно прислушаться к тем, кто рядом.
3-й ученик: Однажды военный корабль «Забияка» проходил
рядом с берегами Африки. Юнга заметил человека за бортом. Была спущена
лодка с опытными моряками и через пять минут человек был на палубе
«Забияки». Это был негритенок лет одиннадцати. Доктор его выходил,
вскоре мальчик встал на ноги. Ответственным за него назначили Ивана
Лучкина. Он назвал мальчика Максимкой. Научил его русскому языку и
остался с ним до конца жизни. Об этом говорится в рассказе Константина
Станюковича «Максимка».
Учитель: Слово музыкантам. Дети, работавшие в этой
группе, исполняют песню на слова Б. Заходера, музыка А. Осадчего. Она
называется «Песенка обо Всех На Свете».
Припев:
Все, все,
Все На Свете
На свете нужны,
И мошки
Не меньше нужны,
Чем слоны.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
кто делает мед,
и кто делает яд.
Нельзя обойтись
без чудищ нелепых
и даже без хищников,
злых и свирепых. Припев.
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки. Припев.
Да если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы все-таки ОЧЕНЬ
Друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется... Припев:
Все, все,
Все На Свете
На свете нужны,
И это
Все дети
Запомнить должны.
Учитель: Слово мультипликаторам. Дети, работающие в
этой группе, представляют мультфильм по сказке А. Поповой «Коряга».
Дети: Давным-давно на окраине темного леса, у широкой
полноводной реки жили Бревна. Они любили играть: наскакивать друг на
друга, переворачиваться, кувыркаться и с шумом раскатываться в разные
стороны. Среди ровных и стройных Бревен выделялась одна странная,
неуклюжая Коряга, вызывая своим причудливым видом всеобщие насмешки. Она
хотела поиграть с Бревнами, но своими торчащими сучьями делала больно
другим. Бревна отгоняли ее и даже задумывались: а не проучить ли ее, не
обломать ли ей все сучки?
Вечером, когда она лежала в одиночестве, ей было так грустно
думать, что она никому не нужна, что она совсем не такая, как все
остальные.
А наутро пришел дровосек, стал подтягивать бревна одно к
другому. Сначала Бревна перепугались, а потом поняли, что Дровосек хочет
соорудить плот и отправится в путешествие.
Но вот беда: не оказалось у Дровосека ничего, что могло бы
скрепить Бревна. Случайно его взгляд упал на Корягу. Дровосек уложил ее
поперек всех бревен. Кривые сучья Коряги, словно пальцы, обхватили
бревна, тесно прижали их друг к другу и закрепили плот, на ее длинный
сук дровосек привязал маленький флажок. И плот отправился в далекое
путешествие, в новые неизведанные земли.
Учитель: Итак, тем, кто выбрал дорогу добра, предстоит
овладеть искусством жить в мире непохожих идей и людей. Научиться этому
нам помогут следующие классные часы, проведенные в виде тренингов и игр
на взаимопонимание. В подготовке к классному часу приняли участие шесть
творческих групп. Настало время рассказать, как проходила подготовка,
обсудить, что получилось, что нет.
Выступает представитель от каждой творческой группы, показывается
слайд-программа.
Мультипликаторы: Нашей группе было дано задание –
создать мультфильм на тему толерантности. Марина Николаевна предложила
нам несколько вариантов, нам понравилась сказка «Коряга». За помощью мы
обратились к учителю информатики, она помогла смонтировать фильм, мы его
озвучили.
Музыканты: Наша творческая группа называлась
«Музыканты». Тексты песен нашла для нас учитель музыки, мы выбрали песню
«Обо
всех на свете». Она веселая, соответствует теме. Мама Эдика, Лариса
Алексеевна, записала музыку на диск и репетировала с нами. Мы очень
старались, и у нас все получилось.
Артисты: Для проведения классного часа мы с ребятами
решили поставить маленький спектакль. Сценарий нам подобрала Марина
Николаевна. Мы распределили роли. Каждый день репетировали, сами
придумывали и готовили костюмы и реквизит. Мы очень волновались перед
спектаклем. А как у нас получилось – оценивать зрителям.
Художники: 10 ноября наша группа посетила мастерскую
художника Валерия Ивановича – папы Лизы Степаненко. Мы долго обсуждали,
что будет изображено на нашей картине, а когда договорились, Валерий
Иванович сделал нам набросок, и мы принялись раскрашивать нарисованное.
Надеемся, что наше творчество всем понравилось.
Книголюбы: Нашей группе было дано задание: найти
произведения детских писателей, которые пишут о толерантности. Сначала
мы зашли в школьную библиотеку. Нужных книг там не оказалось, и тогда
Елена Викторовна посоветовала нам сходить в библиотеку имени Д.С.
Лихачева. В детском отделе библиотекари посоветовали нам несколько книг.
Мы их прочитали и подготовили краткие пересказы.
Учитель: Мы с вами собрали много материала. Что будем с
ним делать?
Ученики: Расскажем учащимся других классов, родителям,
выпустим специальный номер классной газеты о классном часе.
Учитель: В конце хотелось бы сказать, что наш класс –
это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в ней царили добро, уважение,
взаимопонимание, не было ссор. Что для этого нужно? Хотите узнать?
Встаньте в круг, возьмитесь за руки. Послушайте притчу.
Звучит музыкальная композиция «Величие гор».
Учитель: Жила-была на свете семья. Она была не простая.
Сто человек насчитывалось в этой семье. И царили в этой семье мир и лад.
Ни ссор, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до владыки
страны. Прибыл он в село, где она жила, и попросил раскрыть секрет
мирной жизни. Взял глава семьи лист бумаги и написал три слова: любовь,
прощение, терпение. А в конце добавил: «Сто раз любовь, сто раз
прощение, сто раз терпение». «И все?» «Да, – ответил старик. – Это
основа всякой хорошей семьи и мира».
Учитель: Как вы думаете, сколько раз нам надо любить,
прощать и терпеть?
Ученики: Двадцать семь раз, по количеству учеников в
классе.
Учитель: На память о нашем классном часе я хочу подарить
вам сделанные мною календари с символом толерантности – большим любящим
сердцем. |