Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 18.05.2024, 23:46:33
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Довлатов «Шоферские перчатки»
19.04.2011, 09:42:42

Цель: анализ рассказа С.Довлатова «Шоферские перчатки», выявление художественных особенностей рассказа.

Оборудование: портрет С.Довлатова, репродукция портрета Петра.

Опись чемодана С.Довлатова: Опись чемодана … :
- Креповые финские носки.
- Номенклатурные ботинки.
- Приличный двубортный костюм.
- Офицерский ремень.
- Куртка Фернана Леже.
- Поплиновая рубашка.
- Зимняя шапка.
- Шоферские перчатки.
- Старые письма

Учитель заходит с чемоданом в руке.
- Не удивляйтесь, я никуда не еду. Пока. Но иногда, в определенный период жизни стоит подумать, что положить в этот чемодан. Я думала. Многих вещей уже нет. Да это и неважно. Важна не вещь, а воспоминание, ощущение жизни, потока жизни, которая эта вещь вызывает. Поэтому я положила в чемодан… старые студенческие письма моих друзей. «Иных уж нет, а те далече», а письма остались. В чемодане Довлатова, с которым он переехал границу, тоже полно всякой всячины и не всегда нужной.

Читаю опись.
- Особенно не нужны шоферские перчатки, ведь машины, как известно, у Довлатова не было, даже в благополучной Америке не было. На самом деле это не опись вещей, а содержание сборника рассказов С.Довлатова «Чемодан». Сегодня на занятии спецкурса мы попытаемся проанализировать рассказ и подумаем : и все же зачем Довлатову шоферские перчатки?

- Напомните , ребята, сюжет рассказа.

- Верите ли вы в реальность этого сюжета? Почему?
- Сюжет рассказа анекдотичен. (Запись на доске и в тетради особенностей стиля)
Ученик дает лексическое значение слову анекдот.

- Анекдот часто строится на несоответствии , например, желаемого и действительного. Найдите подобные несоответствия в сюжете.
-Одним из сюжетов фильма было обличение пьянства народа как порока , присущего советской действительности. Царь – представитель высокой культуры - сам оказался одним из них.
-Шлиппенбаху нужно было показать антагонизм царя и народа. Но когда агрессия толпы нарастает, то Шлиппенбах нешуточно пугается, терпит поражение , подобное тому, какое потерпел его однофамилец при Полтавской битве от Петра.
- «Пропили Россию, гады!..»- говорит человек, который в следующую минуту будет так же, как все, пить пиво.
- Ленфильм оказался не «фабрикой грез», а « гигантской канцелярией».
- В диссиденте Шлиппенбахе народ видит советского журналиста, наподобие тех, кто оформляет стенды с рубрикой «Они мешают нам жить».

Вывод:

Что было задумано Шлиппенбахом?
- Задуман сатирический памфлет, (ученик раскрывает лексическое значение слов памфлет, аполитичный, КГБ, чувиха, фарцовщик, резонанс).

А что получилось?

- Балаган, абсурд, маскарад…

Индивидуальное задание «Мотив балагана в рассказе» .

Индивидуальное задание «Значение имен собственных в рассказе».

Действительно в рассказе употребляется довольно большое количество собственных имен. Основной принцип подбора имен собственных – тот же принцип несоответствия. Так, например, главного героя зовут Юрий Шлиппенбах. Русское имя сочетается с шведской фамилией того самого полководца, которого разбил при Полтаве Петр1.

Диссидент Юрий Шлиппенбах терпит тоже поражение от русского народа , стоящего возле пивного ларька. Он нешуточно пугается, когда агрессия толпы нарастает.
«-Ну и публика! Вот так народ! Я даже испугался. Это было что-то вроде…
-Полтавской битвы,- закончил я.»

Шлиппенбах гордится предком и носит «в хозяйственной сумке однотомник Пушкина. «Полтава» заложена конфетной оберткой».Заметно сочетание высокого с низким, бытовым, мелочным.

Имена реформаторов, государственных деятелей Петра, Ленина употребляется на фоне советской действительности: вот оно будущее, в строительство которого они внесли весомый вклад.

Довлатов употребляет и множество имен собственных , относящихся к культуре . И опять же заметен прием несоответствия: герой ожидает ,впервые побывав на Ленфильме, увидеть творческую суматоху, фабрику грез советского кинофильма, а видит «гигантскую канцелярию». Надеется встретить знаменитостей, и тут же следует пошлая фраза «Чурсина примеряет импортный купальник, а рядом стоит охваченная завистью Тенякова» (имена знаменитых актрис).

Звучит и имя знаменитого итальянского режиссера Антониони, русского режиссера Раппопорта. Но для бывшего зека , а нынешнего работника бутафорского цеха Чипа великими людьми являются совсем не эти деятели культуры, а Сивый, Мотыль, Паровоз. «Какие были люди!» Тем самым дискредитируется проблема великих людей.

Интересно и употребление собственных имен, связанных с историей Петербурга -
Ленинграда : «С Юрой Шлиппенбахом мы познакомились на конференции в Таврическом дворце. Вернее, на совещание редакторов многотиражных газет».

Таврический дворец – это место заседания царской думы, а сейчас здесь распекают редакторов.

«Я прогуливался вдоль здания бывшей Кунсткамеры. Прохожие разглядывали меня с любопытством» . Ряженый Петр действительно похож на экспонат Кунсткамеры.

Итак, имена собственные в рассказе «Шоферские перчатки» тоже поддерживают ощущение балагана, абсурда происходящего и действительности вообще, так как подобраны по принципу несоответствия, контраста, несочетаемости.

В - Каковы особенности композиции?
- Несколько новелл, связанных ассоциативно и общим героем: о знакомстве с Шлиппенбахом, о неудачных актерских дебютах героя, даже описание буфета Дома прессы можно было, развернув , сделать новеллой.
- Пейзаж в 2 коротких предложениях. Портреты одной емкой фразой.
- Основа сюжета- диалог, герои характеризуются через диалог.
- Внимание к первой фразе рассказа. Вырвана из потока жизни.
В «Записных книжках» Довлатова есть фраза : «… похожим быть хочется только на Чехова». Я предлагаю вам сравнить текст Чехова и Довлатова и ответить на вопрос: что общего в стилях находите вы?
Текст Чехова из рассказа «Лошадиная фамилия»:
«У отставного генерала-майора Булдеева разболелись зубы. Он полоскал рот водкой, коньяком, прикладывал к больному зубу табачную копоть, опий, скипидар, керосин, мазал щеку йодом, в ушах у него была вата, смоченная в спирту, но все это или не помогало, или вызывало тошноту. Приезжал доктор. Он поковырял в зубе, прописал хину, но и это не помогло. На предложение вырвать больной зуб генерал ответил отказом. Все домашние – жена, дети, прислуга, даже поваренок Петька предлагали каждый свое средство. Между прочим и приказчик Булдеева Иван Евсеевич пришел к нему и посоветовал полечиться заговором.
- Тут , в нашем уезде, ваше превосходительство, -сказал он,- лет десять назад служил акцизный Яков Васильевич. Заговаривал зубы- первый сорт. Бывало, отвернется к окошку, пошепчет, поплюет – и как рукой! Сила ему такая дадена…
- Где же он теперь?
-А после того, как его из акцизных увольнили, в Саратове у тещи живет. Теперь только зубами и кормится. Ежели у которого человека заболит зуб, то и идут к нему, помогает… Тамошних саратовских на дому у себя пользует, а ежели которые из других городов, то по телеграфу. Пошлите ему, ваше превосходительство, депешу, что так, мол, вот и так… у раба божьего Алексия зубы болят, прошу выпользовать. А деньги за лечение почтой пошлете.
- Ерунда! Шарлатанство!
- А вы попытайтесь, ваше превосходительство. До водки очень охотник, живет не с женой, а с немкой, ругатель, но, можно сказать, чудодейственный господин!
- Пошли, Алеша!- взмолилась генеральша.- Ты вот не веришь в заговоры, а я на себе испытала. Хотя ты и не веришь, но отчего не послать? Руки ведь не отвалятся от этого.
- Ну, ладно, -согласился Булдеев.- Тут не только к акцизному, но и к черту пошлешь…»

Объяснение слова «акцизный»

Учащиеся отмечают общее для стиля Чехова и Довлатова: анекдотичность сюжета, употребление простых предложений, разговорной лексики, отсутствие выразительных средств языка, ирония, диалогичность.
Какие фразы вызвали улыбку, как они построены? (« Бывало, отвернется к окошку, пошепчет, поплюет – и как рукой! Сила ему такая дадена…», «До водки очень охотник, живет не с женой, а с немкой, ругатель, но, можно сказать, чудодейственный господин!»).
Ирония не в самих словах, а в контексте, в их расположении. Несоответствие слова и значения.

Найдите тот же прием у Довлатова.

«Вялый тон его говорил о нашей крепнущей близости». «Лежу тут на диване в одиночестве, с женой…» «Моя жена уверена, что супружеские обязанности – это прежде всего трезвость».

И все же есть у писателя Довлатова свои художественные особенности.

В - Каковы особенности синтаксиса Довлатова?

Неполные предложения : « Шлиппенбах – ленфильмовскую многотиражку под названием «Кадр».

Параллелизмы: «Я не удивился. Я к этому привык. Я знал, что далее…»

Парцелляция: « С Юрой Шлиппенбахом мы познакомились на конференции в Таврическом дворце. Вернее, на совещании редакторов многотиражных газет.» Внимание к паузе, несет смысловую нагрузку, показывает несоответствие : в Таврическом дворце нынче распекают редакторов.

Ритмичность прозы:
Но вот мучения кончились.
Галина протянула мне термос.
Затем мы поехали на Таврическую.

Даже на абзацы рассказ делится не только по смыслу, но и по виду синтаксических конструкций.
Создается впечатление безыскусственной естественной речи.

Итоговый вывод.
Так о чем рассказывает Довлатов? Сформулируйте проблему.

Человек в абсурдном мире. Чувства человека в абсурдном мире.

Зачем же Довлатову шоферские перчатки?
Это тоже балаганный атрибут. Кроме того, важна не вещь, а те чувства, ощущения, которые она вызывает. Вообще, для Довлатова важны не сами события, а выражение чувств героев. Его проза лирична.
Довлатов ничему не учит, ни о чем не пророчествует, он просто рассказывает о мире и о себе, о неистребимости внутреннего мира человека.

Домашнее задание: написать рассказ о предмете, с которым связаны какие-либо чувства, переживания, пополнив тем самым содержимое чемодана 10 Б класса. Мой вклад в чемодан рассказ «Старые письма».

Задание на перспективу: научно-исследовательская работа «Лагерная тема в русской литературе» (По повести Ф.М. Достоевского «Записки из Мертвого дома», сборнику В.Шаламова «Колымские рассказы», повести С.Довлатова «Зона») ; «Веселый грустный мир С.Довлатова».

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: Олівець | Теги: урок русской литературы в школе, открытый урок, русская литература, для учителя, конспект урока, скачать бесплатно, презентация powerpoint
Просмотров: 2435 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0