Цель: ознакомить учащихся с природой,
климатическими условиями, местоположением на
карте Древнего Двуречья; основными занятиями
жителей, развитием письменности.
Задачи:
- Продолжить формировать умения сравнивать
географическую среду Египта и Древнего Двуречья.
- Развивать навыки работы с исторической картой.
- Анализировать фрагмент исторического
документа.
Термины и понятия: Передняя Азия, Месопотамия
(Междуречье), клинопись, глиняные таблички.
Оборудование и дидактический материал:
учебник, настенная карта "Древний Восток",
атласы, пакет документов, заостренные палочки.
Ход урока
Орг. момент
Здравствуйте дорогие ребята! Очень приятно
видеть вас в хорошем расположении. Вы готовы
начать урок?
2. Объяснение нового материала.
Я сегодня предлагаю вам отправиться со мной в
путешествие? Хотите?
А где вы хотели бы оказаться?
Я предлагаю отправиться в далекое путешествие,
в прошлое - страну, которая называется Древнее
Двуречье. Согласны?
Я буду вашим гидом и вы можете задавать мне
вопросы, которые возникнут в ходе нашего
путешествия, а я постараюсь на них ответить.
Отправляемся в путь!
Но чтобы попасть в Двуречье, нам надо совершить
длительный авиа перелет. У вас на столах лежит
пакет необходимых для перелета документов.
Откройте их и ознакомьтесь. Сначала нужно
заполнить декларацию.
Cамостоятельная работа
Скажите, какова цель нашего путешествия?
Варианты ответов
Учитель обобщает полученные ответы.
Рассказ учителя о географическом положении
Древнего Двуречья. (сопровождается работой с
настенной картой).
Словарная работа
Древнее Двуречье - страна, расположенная в
Передней Азии, между рек Тигр и Евфрат.
Запись в марш. лист
Вывод учителя.
Природные условия Двуречья очень схожи с
Древним Египтом.
Вспомните, пожалуйста, климатические условия
Древнего Египта.
Ответы уч-ся
Мы высаживаемся в аэропорту и отправляемся
посмотреть страну.
Дети, как выдумаете, какие занятия
распространены у жителей Древнего Двуречья?
(Учитель дополняет и обобщает полученные ответы)
Работа с документом
запись в марш. лист
Вывод учителя.
3. Несмотря на отсутствие строевого леса и
камня, здесь строили дворцы и храмы, жилые дома.
Строительным материалом являлась глина, из
которой делали большие кирпичи. Но самое
интересное предназначение глины - использование
ее в качестве писчего материала. На холмах
Двуречья археологами найдены среди обломков
глиняной посуды и кирпичей таблички, покрытые
значками в виде клинышков. Эти знаки называются КЛИНОПИСЬЮ.
Записать определение в маршр. лист
КЛИНОПИСЬ - вид письма Древнего Двуречья.
Знаки выдавливались на мягкой глине концом
специально заостренной палочки. Затем табличку
обжигали и в таком виде ее можно было хранить
очень долго, т.к. она становилась очень прочной.
Множество таких табличек сохранилось до наших
дней.
Каждый знак в клинописи- это рисунок, который
означал целое слово.
(учитель рисует на доску несколько знаков и
обозначение)
Представим, что вы богатые жители Древнего
Двуречья и нам надо написать письмо своему
родственнику. Вам в написании письма помогут
подсказки на доске, в учебнике с. и ваша фантазия.
Работа в парах, составление текста письма
Ваши письма готовы, осталось только их высушить
в печи, чтобы оно стало прочным и отправлять.
Вывод учителя.
На путешествие подходит к концу.
- Что вам понравилось в путешествии? Или не
понравилось?
- Что вы узнали нового, интересного?
- Хотели бы еще совершить путешествия в другую
страну?
Ответы уч-ся
Закрепление изученного материала.
Чтобы вернуться обратно домой, мы должны
выполнить викторину.
Выполнение викторины в тетради
(Учитель проверяет правильность выполнения
викторины учащимися)
Уч-ся обмениваются тетрадями и проверяют
Подведение итогов работы, выставление оценок.
Всем спасибо за урок! Запишите домашнее задание
|