Обучающая: Раскрыть историю
возникновения театра, показать, что театр стал
наиболее массовым и любимым видом искусства в
Греции.
Развивающая: Создать проблемную
ситуацию погружения в эпоху, в разрешении
которой развиваются мыслительные способности.
Принцип интереса – озарение, открытие.
Воспитательная:Современный театр
и древнегреческий театр – школа воспитания,
формирование нравственно-воспитанной личности,
высоких гражданских чувств.
Оборудование:
Картина Г. Праксейна "Греческий театр”.
Декорации театра.
Костюмы, маски.
Изобразительный материал (аппликации, ребусы).
Схема Афин.
Звонок.
Литература:
История Древней Греции. Под ред. В. Авдиева, Н.
Пикуса. Москва, 1972.
Искусство Древней Греции. Б. Виппер. Москва, 1972.
Илиада. Гомер. Москва, 1976.
Как жили древние греки. К. Колобова, К. Озерецкая.
Москва, 1961.
Легенды и мифы Древней Греции. Н. Кун. Москва, 1975.
План урока:
1. Разминка "Третий – лишний”.
Метеки, переселенцы, граждане.
Фермопилы, Саламин, Марафон.
Солон, Фемистокл, стратег.
Зевс, Олимпийские игры, Арес.
Афина, Посейдон, Парфенон.
Парфенон, дорический ордер, ионический ордер.
2. Проверка знаний.
Рассказать
о районе Афин Керамик.
Ребусы:
"АГОРА” – как часто афиняне посещали Агору и
почему?
"АКРОПОЛЬ” – сердце Афин. Почему?
Учащиеся делают вывод о том, что Афины по
красоте превосходили все остальные города. На
схеме города находят важнейшие объекты,
вспоминают, что уже путешествовали по Афинам.
Сегодня предстоит экскурсия в театр.
3. Изучение нового материала.
Вводная
часть. Учитель рассказывает об истории
возникновения театра и устройстве театра.
Актуализация знаний – театр возникает из
празднований, посвященных богу Дионису.
Работа с картиной. Составление опорного
конспекта.
Как возникли театральные представления?
Чем объяснить, что театральные представления не
устраивались вечером, как это принято сейчас?
Особенности греческого театра.
Театрализованное
представление.
Учащиеся (только мальчики, так как все роли в
греческом театре играли мужчины) в костюмах,
масках представляют сцену по мотивам поэмы
Гомера "Суд Париса”.
Смысл игры заключается не только в "оживлении
картины прошлого”, но и в последующем обсуждении
всем классом.
На уроке имеют место все атрибуты театральной
обстановки – декорации, костюмы актеров, четко
обозначенный и прописанный сценарий.
Действующие лица:
Парис – сын Приама.
Гермес – вестник богов.
Гера – жена Зевса.
Афродита – богиня Любви.
Афродита – богиня-воительница.
Сценарий:
Перед пасущим стадо Парисом предстают три
богини и Гермес. Парис испугался, хочет убежать.
Гермес останавливает его и, протягивая ему
яблоко, говорит: "Возьми это яблоко, Парис, ты
видишь, перед тобой стоят три богини. Отдай
яблоко самой прекрасной из них. Великий Зевс
повелел тебе стать судьей в споре богинь”.
Смутился Парис, он не может решить, которая из
богинь прекраснее. "Присуди яблоко мне, –
говорит Гера, – и я сделаю тебя властителем всей
Азии”. "Если ты присудишь яблоко мне, –
вмешивается Афина, – я помогу тебе совершить
великие подвиги и прославиться”. Афродита
говорит: "Отдай яблоко мне, я найду тебе в жены
самую красивую женщину в мире”. Парис отдает ей
яблоко.
Учащиеся определяют особенности греческого
театра:
Актеры – мужчины.
Актеры в масках.
Выступали в обуви на толстой подошве, чтобы
казаться выше ростом.
Использовали декорации.
Действие начиналось по сигналу.
Сравнивают древнегреческий театр с
современным театром.
Трагедия и комедия в Древней
Греции.
Знакомство с основными видами
представлений – трагедией и комедий –
происходит на примере трагедии Эсхила "Прометей
прикованный” (страницы учебника 132 – 133) и
комедии Аристофана "Птицы” (страницы учебника
180 – 181).
Учащиеся работают в группах и содержание
должны представить мимикой и жестами. Учитель
знакомит учащихся с содержанием трагедии
Софокла "Антигона”, предваряя рассказ заданием:
греки говорили, что Софокл в своих трагедиях
показал людям, какими они должны быть. Относится
ли это высказывание к Антигоне?
Интерес учащихся вызывает описание публики в
театре.
В заключении урока учащиеся приходят к выводу о
том, что театр воспитывал лучшие человеческие
чувства.
Задание.
Все ли правильно
изобразил художник на картине "Греческий
театр”? Идет закрепление знаний и учащиеся
находят ошибку художника – на картине театр
изображен полупустым. Исторически достоверен
рисунок на странице 179 учебника.