Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 27.04.2024, 04:54:33
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [190]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [233]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [214]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Древнерусский город
08.06.2012, 18:35:53
Цели и задачи урока

— продолжить знакомство с историей Древней Руси, опираясь на знания учащихся, ранее полученные на уроках отечественной и всеобщей истории, географии, на субъективный опыт учеников — жителей одного из древнейших русских городов, определить специфику древнерусского города;
— сравнить процессы возникновения городов в Западной Европе и на Руси;
— сопоставить различные толкования слова город;
— на основе работы с текстами и схемами, после знакомства с некоторыми матералами археологических раскопок (ученики — жители древних городов, естественно, используют результаты краеведческих изысканий) дать определение понятия город;
— составить представление о функциях древнерусских городов.

Литература

Сахаров А., Буганов В. История России с древнейших времен до конца XVII в.: Учебное пособие. Ч. в1.
Древняя Русь: Город. Замок. Село. М.: Наука, 1985.
История Отечества. Псков, 1994.
Энциклопедический словарь юного историка. М.: Педагогика-Пресс, 1994.

Ход урока

1. Вводное слово учителя и беседа

Мы заканчиваем изучение Киевской Русью. Некоторые иноземцы называли ее Гардарика (слово на доске).
Вопрос к классу: «Что значит это слово?» — становится основой краткой беседы.
Учитель подводит итоги.
Итак, если для наших воинственных соседей, державших в страхе Европу, видевших многие европейские столицы, Русь была Страной городов, — значит, города Восточно-Европейской равнины чем-то отличались от более западных или арабских. Сегодня наша задача — выявить специфику древнерусского города (тема урока и упомянутая задача пишутся на доске).

2. Письменная работа и анализ ее выполнения

Ребятам предлагается пояснить, как они понимают слово город.
На доске кратко записываются основные варианты определений. Например:
город — центр торговли;
город — столица государства;
город — укрепленное поселение.
Учитель предлагает проанализировать записи, выделить наиболее точные определения (следует помнить, что в предшествующем учебном году ребята изучали понятие город на уроках географии).
Учитель вновь делает краткие выводы.
Итак, мы убедились, что город — понятие сложное, многоплановое. Что же такое город вообще и что такое древнерусский город?

3. Работа с текстами

Ребятам предлагается познакомиться с текстами 1—3, проанализировать их.
Нужно дать вариант определения понятия город и найти материал о специфике древнерусских городов.

Текст 1

Археологическая типология древнерусских укрепленных поселений подробно разработана П.Раппопортом.
Классифицирующими элементами в ней служат плановая схема оборонительных сооружений в ее взаимосвязи с защитными свойствами рельефа местности. По этим признакам все памятники распадаются на два основных типа: простые и сложные. К первому относятся поселения, имеющие одну укрепленную площадку, а ко второму — несколько...
Целесообразно обобщить типологическую схему П.Раппопорта, распределив все памятники по четырем типам.
Тип первый
. Поселения с планировкой оборонительных сооружений, полностью повторяющей особенности рельефа местности. Это поселения на мысах, останцах, холмах, островах. Они имеют укрепления по всему периметру занимаемой площади или только с наиболее угрожаемых сторон.
Тип второй
. Поселения с планировкой оборонительных сооружений, лишь частично использующей защитные свойства рельефа местности. К ним относятся поселения на естественно укрепленных площадках, оборонительным линиям которых искусственно придана правильная геометрическая форма: круг, полукруг, прямоугольник со скругленными углами и т.д.
Тип третий
. Поселения с оборонительными сооружениями правильной геометрической формы, вне зависимости от особенностей рельефа местности... Их общая особенность — отсутствие природных рубежей обороны.
Тип четвертый
. Поселения со сложным планом оборонительных сооружений, построенных как с учетом защитных свойств рельефа местности, так и без него. Эти поселения имеют несколько укрепленных площадок. Они могут занимать весь мыс или часть его.
Из учтенных в классификации 1128 памятников доля поселений первого типа (651) составляет 57,7 %. На три других типа приходится соответственно 12,85% (145), 16,6 (187) и 12,85% (145).

(Древняя Русь: Город. Замок. Село. М.: Наука, 1985. С. 39—40.)

Текст 2

В современной исторической науке русский средневековый город рассматривается как торгово-ремесленное поселение с оформившейся или формирующейся городской (посадской) общиной. Однако на практике понятия древнерусский город Х—XIII вв. и центр развитого ремесла и торговли превратились почти в синонимы, так как обнаружить сколько-нибудь явственные следы существования особых городских общин не позволяет состояние источников.
По материалам раскопок и сведениям летописей утвердилось представление о типичной для древнерусских городов социально-топографической структуре: княжеско-дружинный детинец и примыкающий к нему торгово-ремесленный посад (окольный город). Сложная планировка поселения (детинец плюс укрепленный посад) рассматривается как его важный «городской признак».

(Там же. С. 44.)

Текст 3

Типичным следует считать сочетание в городе следующих элементов: крепости, дворов феодалов, ремесленного посада, торговли, административного управления, церквей...
Древнерусский город как бы был коллективным замком крупнейших земельных магнатов данной округи во главе с самим князем. В этом первопричина господства города над сельской округой. В этом определенное отличие русских раннефеодальных городов от городов западноевропейских и сходство с городами среднеазиатскими. Дерево-земляные укрепления славянских городов, как и глинобитные среднеазиатские касры, в противоположность каменным европейским замкам не являлись надежным средством защиты и заставляли феодалов-землевладельцев для совместной обороны объединяться в городе. За его валами и стенами укрывались феодальные собственники земли, владения которых располагались порой на значительном удалении от города.

(Б.А.Рыбаков.)

После обсуждения итогов анализа текстов ребята записывают в тетрадях вывод.
Город — это многофункциональное укрепленное поселение, сочетающее в себе такие компоненты, как крепость, дворы феодалов, ремесленный посад, церкви. Города на Руси строились с учетом оборонительных возможностей местности, были резиденциями князей, подчиняли себе окрестные села. Защитные сооружения возводились из дерева и земли, что сближало древнерусские города со среднеазиатскими.

4. Краткая письменная работа и беседа с классом

Учитель обращает внимание десятиклассников на то, что им предстоит рассмотреть проблемы происхождения города и поговорить о его функциях. Учащимся предлагается письменно высказать свои предположения, отвечая на вопрос: «Где чаще всего возникают города?»
Возможные варианты ответов:
— на пересечении дорог;
— на переправах;
— у монастырей;
— близ месторождений природных ископаемых.
Если учащиеся не называют в числе мест возникновения средневековых городов остатки (руины) крупных античных поселений, то об этом напоминает учитель, подчеркивая, разумеется, что на Руси подобных руин не было.
После систематизации вариантов, предложенных учащимися, учитель предлагает проанализировать планы нескольких древнерусских городов.

Обсуждаются вопросы:
— какие специфические черты можно обнаружить, разглядывая эти планы;
— как эти планы иллюстрируют прочитанный ранее текст 1?

Далее в тетрадях делается запись:
— города возникали, как правило, на берегу реки, у слияния рек;
— место было укреплено самуй природой;
— центр города — укрепление; вокруг — ремесленный посад;
— древнерусские города не имели античной предыстории, они развивались на собственной основе, что определяло их специфику.

Возможно дополнить эту запись еще одной — со слов учителя.

Древнерусские города возникали:
— из племенных или межплеменных центров;
— из укрепленного стана, погоста или центра волости;
— из порубежной крепости.

5. Работа с текстом и таблицей

Учитель предлагает школьникам заполнить таблицу.
Работе может предшествовать анализ воспроизводимого ниже текста 4.
В любом случае учитель с самого начала подчеркивает близость терминов назначение и функция, говорит, что порой это почти одно и то же.

Текст 4

Археологическое изучение большинства столиц древнерусских земель-княжений ведется систематически и давно. Хотя вскрытые раскопками площади колеблются от почти 2 гектаров в Киеве и Новгороде до полутора — нескольких тысяч квадратных метров в других городах, все они входят в число археологически наиболее исследованных памятников. Данные раскопок позволяют систематизировать особенности стольных городов по нескольким основным рубрикам и подрубрикам.

1. Экономика:
1) ремесло (производственные комплексы, орудия труда, полуфабрикаты);
2) торговля (привозные вещи, детали весов, монеты и денежные слитки);
3) промыслы.
2. Административное управление (печати и пломбы).
3. Военное дело:
1) оружие;
2) доспехи;
3) снаряжение коня и всадника.
4. Монументальное зодчество:
1) каменные храмы;
2) каменные дворцовые и оборонительные сооружения.
5. Письменность:
1) памятники эпиграфики;
2) орудия письма;
3) книжные застежки и накладки.
6. Быт феодалов:
1) украшения из драгоценных металлов;
2) металлическая и стеклянная посуда, прочая дорогая утварь.
7. Внутренняя топография:
1) усадебно-дворовая застройка;
2) дифференциация жилых построек по местоположению, размерам и устройству.

(Древняя Русь: Город. Замок. Село.М.: Наука, 1985. С. 46.)

После работы с текстом и заполнения таблицы (предложенные десятиклассниками варианты корректируются по ходу дела) говорит учитель (подобный текст может, понятно, прозвучать не только в псковской школе, но не во всякой).
Мы живем в древнерусском городе, в котором ежегодно проводятся раскопки, мы были в музее, познакомились с экспозицией «Героическое прошлое земли Псковской». Опираясь на полученные знания, прокомментируйте признаки города на местном материале.
(Я обычно предварительно даю детям кое-какую дополнительную информацию: об огородах горожан и т.п.)
Затем учащиеся перечисляют отличительные черты древнерусского города и выделяют ту информацию, которая для них оказалась новой.

Таблица «Функции древнерусского города»

Назначение города  Функции города
Центр торговли
Центр ремесла
Экономическая (ремесло, торговля
Культурный центр Культурная (монументальное зодчество,
развитие и распространение письменности,
становление быта)
Резиденция князя Административная, связанная с управлением
Религиозный центр Религиозная (строительство капищ,
а затем христианских храмов; подготовка жрецов,
священнослужителей)
Центр обороны Военная

6. Заключительное слово учителя

Несмотря на «древность» темы, она необыкновенно актуальна.
Псков готовится к своему юбилею.
Все проблемы древнерусского города относятся и к нашему городу.
Когда и как он возник?
Какие функции выполнял?
Была ли у Пскова своя специфика?
Список можно продолжить, а это значит, что точку ставить рано.

Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: Олівець
Просмотров: 3515 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0