Цель: Закрепление знаний учащихся об общих
закономерностях складывания государственности у народов Индии,
характеризуя индийскую цивилизацию как одну из великих цивилизаций
древности.
Задачи:
- Познакомить учащихся с природой, занятиям, религиозными верованиями жителей Древней Индии.
- Обеспечить усвоение учащимся понятие «касты», подвести к
пониманию того, что появление неравенства у индийцев было
закреплено религией.
- Продолжить формирование умений пересказывать содержание
текста учебника, документа, самостоятельно строить рассказ на
основе одного- двух источников знаний.
Тип урока: урок новых знаний.
Оборудование:
- Современная политическая карта мира, карта «Древний Восток»
- Раздаточный материал (фрагменты документов)
- Рабочая тетрадь к учебнику «История Древнего мира»
- Учебник А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой «История Древнего мира»
- Запись основных понятий на доске (касты, брахманы, буддизм)
Этапы урока
I. Организационный момент
II. Изложение нового материала
План
- Географическое положение и природные условия Индии.
- Занятия жителей Индии.
- Религиозные верования индийцев.
- Миф о происхождении каст.
- Характеристика каст.
- Изучение первого вопроса плана.
Мы познакомились с историей стран Западной Азии. Узнали, что здесь
было много красивых городов, жители которых умели создавать прекрасные
вещи, многие из которых сохранились и до нашего времени. Неоценимый
вклад в развитие культуры народов мира внесли древние евреи, которые
собрали мифы и предания своего народа и создали Библию… А как жили люди
на юге Азии? Изучением истории народов Индии и Китая мы займемся на
последующих уроках.
Сегодня мы с вами познакомимся с историей еще одного древнейшего
государства - Индии. С помощью различных источников мы узнаем о яркой
страничке в ее истории.
- Географическое положение и природные условия Индии.
В истории знай даты и года.
И помни: ты без карты никуда.
1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и картой.
Прочитать п.1.
2. Беседа по прочитанному тексту и работа по карте.
- Покажите на карте Индию. Где она расположена? (Индия расположена на юге Азии).
- Какой океан омывает Индию с запада, востока и юга? (Индийский океан).
- Найдите и покажите реки, которые протекают в Индии.(Инд, Ганг).
- Где берут начало эти реки? (Они берут начало в Гималаях).
- Что происходит с реками в июле и августе каждого года? (От сильных дождей они выходят из берегов).
- В каких изученных странах мы встречали это явление? (В Египте и Междуречье).
3. Попытайтесь теперь по этим вопросам составить рассказ.
Индия – страна, расположенная на юге Азии, занимает полуостров
Индостан и прилегающую к нему часть материка. С запада, востока и юга
её границы омывает Индийский океан. От других стран её отделяют
Гималайские горы, одновременно защищающие её от холодных северных
ветров, поэтому здесь даже зимой тепло. В западной части полуострова
Индостан течет река Инд, давшая название стране, а в восточной – река
Ганг. Обе реки берут свое начало в Гималаях, а впадают в Индийский
океан. На берегах этих рек и селились древние индийцы, считая,
вероятно, эти реки священными, дающими жизнь.
4. Словарная работа в тетрадях.
Индия – страна, расположенная на юге Азии, занимающая полуостров Индостан.
- Занятия жителей Древней Индии.
1. Проблемное задание.
Ребята! Мы с вами познакомились с географическим положением и
климатом Индии. Теперь я вам предлагаю подумать над вопросом о главных
занятиях индийцев. Как вы думаете, чем они занимались?
А почему земледелие и скотоводство?
2. Работа с историческим источником.
В распоряжении ученых имеются описания работ археологических экспедиций на раскопках древнего города Мохенджо-Даро.
«Вскрытое поселение занимает площадь около 260 гектаров. Окраины
города погребены под илистыми отложениями реки. Все городские здания и
стены сделаны из обожженного кирпича. Каменных сооружений не найдено
улицы города тянутся правильными параллельными линиями, пересекающимися
под прямым углом. ширина главной улицы в некоторых местах превышает 10
метров, дома тесно примыкают друг к другу. Сохранились нижние части
домов, остатки лестниц, отверстия в стенах для балок и перекрытий.
Большинство домов в центре города оборудовано водопроводом и даже
канализацией. Почти в каждом доме есть специальная комната для
омовений. В трубах и водостоках найдено много глиняных фигурок.
Кроме жилых домов, были обнаружены складские помещения, сторожевые
башни. В самом центре города возвышались шесть зданий весьма
внушительных размеров.
Найдены каменные и глиняные статуэтки, печати-амулеты и талисманы.
Самым интересным изображением является группа животных с трехликим
рогатым божеством в центре, сидящим на троне с поджатыми под себя
ногами.
Найдено более 2 тысяч печатей из камня, меди, глины и слоновой кости. На многих из них есть надписи.
В большом количестве найдены медные и бронзовые орудия – топоры,
серпы, пилы, долота, ножи, бритвы, мечи-кинжалы, наконечники стрел и
копий и множество весовых гирь.
Вся керамическая посуда сделана на гончарном круге. В одном из
поселения найден древнейший в мире обрывок хлопчатобумажной ткани».
- Попробуйте на основании этого археологического отчета рассказать о хозяйственной жизни города.
- Религиозные верования индийцев.
1. Комментированное чтение п.4
2. Исследовательская работа.
Задача учителя – приводить факты, а ученики должны делать выводы из информации, содержащейся в фактах.
Факты (Карточки)
- Индийцы поклонялись богу Ганешу, Шиве, Брахме др.
- Бог Ганеша был с головой слона, других богов индийцы представляли
в образе льва или хитроумной обезьяны; с особым почтением индийцы
относились к корове, в связи с чем не ели говядины, а того, кто убивал
корову, считали самым страшным преступником, с которым и разговаривать
никто не смел.
- Индийцы верили, что звери, птицы и насекомые думают, чувствуют и
разговаривают между собой, совсем как люди. Когда кто-нибудь умирает,
он на самом деле не перестает жить, а только меняет свой внешний облик,
превращаясь в другое существо. Человек может после смерти родиться
животным, а животное – человеком.
3. Работа в тетрадях.
Запишите выводы по данным фактам.
- Индийцы поклонялись многим богам, значит, они были язычниками.
- Особенное отношение у индийцев было к животным, даже некоторым животным они поклонялись как божеству.
- Индийцы не просто верили в загробную жизнь, а верили в переселение душ.
4. Развитие творческих способностей
- Доклад о Буддизме – мировой религии.
1. Объяснение учителя.
Возникшее неравенство среди индийцев было закреплено религией. Жрецы
в Индии составили Сборник правил бога Брахмы, в котором говорилось,
что с самого рождения каждый индиец принадлежал к одной из четырех
каст.
Индийцы верили, что каждая каста произошла из какой-либо части тела
бога Брахмы. Индийцы считали, что люди разных каст также отличаются
друг от друга по рождению, как животные разных пород. Человек, родители
которого были земледельцами, никогда не мог стать жрецом или знатным
воином. Ведь у коровы не может родиться поросенок или жеребёнок.
2. Работа с историческим документом.
Определите структуру индийского общества, используя отрывки из законов Ману.
Законы Ману.
А ради процветания миров он (Брахма) создал из своих уст,
рук, бедер и ступней(соответственно) брахмана, кшатрия, вайшья и шудру.
Брахманы
Обучение, изучение Веды, жертвоприношение для себя и жертвоприношение
для других, раздачу и получение милостыни он (Брахма) установил для
брахманов.
Все, что существует в мире, - это собственность брахмана; вследствие
превосходства рождения именно брахман имеет право на все это.
Кшатрии
Охрану подданных, раздачу (милостыни), жертвоприношение, изучение
(Веды) и неприверженность к мирским утехам он (Брахма) указал для
кшатрия.
Вайшьи
Пастьбу скота и также раздачу(милостыни), жертвоприношение, изучение
(Веды, торговлю, ростовщичество и земледелие – для вайшьев.
Шудры
Но только одно занятие Владыка указал для шудры – служение этим варнам со смирением.
Неприкасаемые
Местожительство неприкасаемых должно быть вне селения, утварь,
использованная ими, должна выбрасываться (другими), имуществом их должны
быть только собаки и ослы.
2. Заполните таблицу.
Название касты |
Что имели |
Чем занимались |
Права |
Жрецы (брахманы) |
|
|
|
Знатные воины (кшатрии) |
|
|
|
Земледельцы (вайшьи) |
|
|
|
Слуги (шудры) «неприкасаемые» |
|
|
|
3. Словарная работа в тетрадях.
Касты – большие группы людей, с определенными правами и обязанностями, передаваемыми по наследству.
III. Закрепление изученного материала
Тест
1. Впишите недостающие слова.
- Индия расположена на юге материка----------------------.
- Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире.
Их название---------------------.
- Берега Индии с запада, с востока и с юга омывает -------------------- океан.
- Самые многоводные реки Индии – это ---------- и ----------.
- В --- веке до н.э. почти все индийские царства объединились под властью
царя -------- .
- Индийский мудрец --------- учил, что главное - личные достоинства человека, а не его происхождение.
2. Объясните значение слов.
Брахман - ……………………….. .
Шудра - …………………………. .
Каста - …………………………… .
Будда - …………………………... .
Отшельник - ……………………. .
3. Вставьте пропущенные буквы.
- По верованиям индийцев, бог, создавший людей из разных частей своего тела – Б… .а.
- Река, на берегах которой возникли древнейшие в Индии города – И.д.
- Труднопроходимые леса в Индии – д.....и.
- Выращивали в Индии х........к и с……й т......к.
- Животные, водившиеся в джунглях – т...ы, л..ы, л....ы.
4. Выберите неправильный ответ.
Касты в Индии:
А) брахманы
Б) буддисты
В) воины
IV. Заключительный этап урока.
Домашнее задание п.20-21, отвечать на вопросы, по желанию составить рассказ
или кроссворд об Индии.
|