Данный урок является продолжением темы
"Религиозно-церковная жизнь в XVII в. Раскол в
русской православной церкви” (1-й урок "Реформы
патриарха Никона”) .
Цели урока:
- Образовательная – формирование
исторических знаний о причинах раскола в Русской
православной церкви и в обществе. Характеристики
участников событий – царя Алексея Михайловича,
патриарха Никона, протопопа Аввакума, боярыни
Морозовой. Оценка церковного раскола
современниками и потомками. Сравнение русского
старообрядчества с европейским протестантизмом.
- Воспитательная – понимание
неоднозначности оценки исторических деятелей,
философские и исторические подходы к оценке
старообрядчества.
- Развивающая – умение прослеживать
причинно-следственные связи, оперировать
историческими фактами, использовать различные
источники исторических знаний, анализировать и
сравнивать исторические источники,
самостоятельно формулировать и излагать свою
точку зрения, делать краткие записи.
Основные понятия и термины:
- Патриаршество;
- РПЦ – русская православная церковь;
- Самодержавие = абсолютизм;
- теория "Москва – Третий Рим”;
- реформы патриарха Никона;
- раскол;
- канон;
- старообрядцы;
- самосожжение;
- скит;
- беспоповщина;
- протестантизм.
Оборудование:
- картина В. Сурикова "Боярыня Морозова” (слайд) ;
- репродукции икон на тему "Жития протопопа
Аввакума”;
- карта "Российское государство в XVII в. ”;
- таблицы: "Социальный состав раскола”,
"Старообрядчество и протестантизм”;
- Видео: "Спор о вере” (картина В. Перова из
собрания ГТГ) – 6 – 7 мин, "Самосожжение” (х/ф "В
начале славных дел”) – 3-4 мин. или (х/ф "Михайло
Ломоносов”) – 8 мин.
Ход урока
План:
1. Причины и начало раскола.
2. Идеология раскола. Протопоп Аввакум.
3. Социальные силы. Формы сопротивления.
4. Раскол и реформация: сходство и различия.
5. Значение раскола.
Повторение изученного материала.
1. Почему в XVII в. Возникла необходимость
церковной реформы?
2. Как относился к реформам Никона царь Алексей
Михайлович?
3. Объясните смысл конфликта между патриархом
Никоном и царем Алексеем Михайловичем. Мог ли в
этой борьбе победить патриарх?
4. В чем суть разногласий между патриархом
Никоном и ревнителями древнего благочестия?
Переход:
1. Причины и начало раскола:
а) Причины раскола
Учитель: Реформы патриарха Никона: замена
двоеперстия троеперстием, замена земных
поклонов поясными, сокращение службы, изменение
облачения духовенства и прочее произвели
впечатления грома среди ясного неба. "Видим убо,
яко зима хощет быти: сердце озябло, и ноги
задрожали”, - писал протопоп Аввакум.
В религиозной жизни русских людей обряды имели
первостепенное значение. Это соответствовало
вековой традиции. РПЦ сохранило свои обряды в
неприкосновенности с X в. , в данном случае греки
были отступниками. Нежелание Никона считаться с
национальным характером и традициями русского
народа, предубеждением против всего иноземного;
склонность патриарха к крутым действиям
("оборвать, обругать, проклясть, избить
неугодного человека – таковы были обычные
приемы его властного пастырства”) ; взаимная
нетерпимость приверженцев реформы и ее
противников; обрядоверие и богословское
невежество, проявленное обеими сторонами;
искренняя готовность старообрядцев пострадать
за веру – все эти обстоятельства придали
конфликту особенно ожесточенный характер и
привели к тому, что спор о троеперстии перерос в
церковный раскол.
б) Начало раскола
Раскол стал фактом после того, как церковный
собор 1666 – 1667гг. предал анафеме всех
упорствующих в сохранении старых обрядов и
старых богослужебных книг. Слова проклятия были
произнесены и старообрядцы были поставлены
перед выбором: смириться или пойти на
безусловный разрыв с официальной церковью,
которая признала недействительными решения
Стоглавого собора 1551г. , весьма почитаемые
ревнителями московской старины.
Работа с учебником - с. 164 п. "Старообрядчество”
2-й абзац
Вопросы учащимся: - Кто возглавил борьбу с
расколом в церкви после отречения Никона от
патриаршества?
Противостояние старообрядцев с царской
властью продолжалось и в конце XVII в.
Начались жестокие преследования
старообрядцев. ("Спор о вере” (1682г. ) - видео 6-7
мин. )
- Посмотрите отрывок видеофильма и ответьте на
вопрос: - Чем объясняется жестокое преследование
старообрядцев государственной властью, в т. ч.
после падения Никона?
2. Идеология раскола. Протопоп Аввакум:
а) Идеология раскола
Учитель: В основе противостояния,
расколовшего русское общество во II половине XVII в.
, было столкновение двух идеологий, двух взглядов
на будущее Московского царства, на его роль в
утверждении православия.
- Вспомните теорию "Москва – Третий Рим” .
Старообрядцы искали свой идеал в былом,
пытались обнаружить гармонию в московском
прошлом. Никон не менее усердно, чем старообрядцы
пытался опереться на традицию, но не на
московскую, а вселенскую (а точнее, греческую,
византийскую) .
И Никон, и его противники мечтали о величии
Москвы, но для патриарха это было вполне земное
величие, а для старообрядцев – величие духовное.
Никон стремился к воссозданию вселенской
империи, в которой престол церковного владыки
располагается выше, чем трон светского
правителя. Старообрядцы надеялись, что
Московское царство станет некоей империей духа,
в которой православный царь, прежде всего,
заботится о чистоте веры и оберегает подданных
от разрушительных иноземных влияний.
Работа с источником: - Обращение Аввакума к царю
Алексею Михайловичу. Хрестоматия с. 48-49 .
б) протопоп Аввакум (1621-1682 гг. )
…стал одним основоположников
старообрядческого движения (Сообщение
учащегося) .
Сын сельского священника, он благодаря
проповедническому дару и ревностному
благочестию был приближен к царю, стал
священником церкви Казанской Божьей Матери на
Красной площади. Но реформы патриарха Никона
сделали его непримиримым врагом духовных и
светских властей. Свою многострадальную жизнь
протопоп Аввакум описал в "Житии” -
замечательном памятнике русской литературы.
Работа с источником: - "Житие протопопа
Аввакума” (на доске репродукции икон на тему
"Жития…”
- учебник с. 189
- хрестоматия с. 41-46
1) Вся жизнь Аввакума в его собственном описании
– это борьба за истинную веру, против
никоновских реформ, непрерывная цепь гонений и
мучений. В молодости Аввакум боролся со
скоморошеством, обличал несправедливых
начальников, требовал от своих прихожан
праведной жизни, за что много страдал и от
властей, и от своей паствы.
2) Выступив против реформ Никона, Аввакум обрек
себя на бесчисленные гонения, истязания и пытки в
течение 30 лет. Его били кнутом, заключали в
тюрьмы, ссылали в Сибирь и, наконец, сожгли с
несколькими его соратниками в Пустозерске, где
Аввакум находился в заточении в земляной тюрьме,
на хлебе и воде, в течение 14 лет (В 1682 г. по
царскому указу "за великая на царский дом хулы”)
.
Вопрос учащимся: - Ознакомьтесь с отрывком из
"Жития…” и
ответьте на вопросы:
- В чем отличия старообрядцев от сторонников
патриарха Никона?
- Как вы думаете, спор идет о вере или о внешней,
обрядовой стороне? Почему он является таким
важным для старообрядцев?
- Можно ли по тексту определить отношение
Аввакума к патриарху Никону?
Свою жизненную позицию Аввакум сформулировал
так: "Хотя я немысленный и очень неученый
человек, да то знаю, что все святыми отцами
преданное, свято и непорочно; держу до смерти яко
же приях; … до нас положено: лежи оно так во веки
веков!”
В этих своих словах заложена не только
религиозная, но и общекультурная позиция
Аввакума – горячего сторонника традиционной
средневековой культуры.
Всякая борьба имела для Аввакума религиозное
значение, была борьбой за истинную веру, за
пошатнувшуюся средневековую Русь с ее обычаями и
традициями, с ее тихим и плавным течением жизни.
Безжалостность по отношению к врагам (Аввакум
готов перепластать своих противников "во един
день” и прежде всего Никона: "того собаку
разсекли бы начетверо”) уживается в авторе
"Жития” с трогательной сердечностью по
отношению к своим близким единомышленникам.
Такое сочетание благодарности и милосердия
характерно для нравов позднего средневековья.
Вопросы учащимся: - Вспомните, что
представляли собой типичные для средневековой
литературы "Жития святых”?
- Чем отличается от них "Житие Аввакума”? В чем
проявилось новаторство Аввакума как писателя?
(Написано живым, сочным разговорным языком. В
свое повествование Аввакум включил
реалистически написанные бытовые сцены,
описание природы, душевные переживания и
страдания) . Идеи протопопа Аввакума стали
основой старообрядчества.
3. Социальные силы. Формы сопротивления:
а) Социальные силы
- В расколе соединились самые разные социальные
силы, выступавшие за сохранение в
неприкосновенности традиционности русской
культуры.
Задание учащимся: - Определите, используя
учебник (п. 6) , кто и почему уходил в раскол?
Ответы после обсуждения заносятся в таблицу
б) Судьба боярыни Морозовой
(Сообщение учащегося)
Федосья Прокопьевна Соковнина (Морозова)
- жена Глеба Ивановича Морозова, брата Б. И.
Морозова (- Что вы помните о нем?)
- очень богата
- "духовная дочь” протопопа Аввакума
- арестована вместе с сестрой княжной Урусовой,
посажены в земляную яму на хлеб и воду
- умерла в ноябре 1675 г.
Работа с источником (Мордовцев Д. Л. Великий раскол):
- С какой целью царь приказал провезти Морозову
в цепях по Москве? Удалось ли добиться
поставленной цели?
В 1685г. был принят указ, согласно которому
предписывалось жечь староверов в срубах, казнить
смертью, бить кнутом и ссылать приверженцев
древних обрядов и укрывающих их.
Преследования ломали слабых, но ожесточали
сильных.
в) Формы сопротивления.
Учитель (краткое сообщение) - После этого
указа начинается бегство старообрядцев на Север,
в Заволжье, на Урал (скиты).
Поиски "сокровенного града Китежа”, или
утопической страны Беловодье.
- 1667 – 1676 гг. Соловецкое восстание.
- Самосожжение – "Гари”: начались с 70-х годов
XVII в. , продолжались на протяжении XVIII в. Только в
1675-1695 гг. было зарегистрировано 37 "гарей”, во
время которых погибло не менее 20 тысяч человек.
Задание учащимся: Посмотрите фрагмент
художественного фильма "В начале славных дел”
(3-4 мин) и ответьте на вопрос:
- В чем причины массовых самосожжений? (учебник
с. 166, (последний абзац) .
- Как соотносятся самосожжения с
представлением христиан о том, что самоубийство
– тягчайший грех?
4. Раскол и Реформация: сходство и различия.
Задание учащимся:
Известно, что российские старообрядцы, как и
западноевропейские протестанты, отличались
глубокой религиозностью, высоко ценили честный
труд и нажитое с его помощью богатство. И
реформацию, и раскол широко поддерживало
купечество. Старообрядцы, как и протестанты,
отвергали церковную иерархию.
Почему же многие ученые считают, что устранения
старообрядчества и протестантизма были
противоположными?
Учащиеся вспоминают об основных положениях
протестантизма, сравнивают их с идеями
старообрядчества. Итоги обсуждения заносятся в
таблицу.
5. Значение раскола.
Подводятся итоги работы на уроке. Коллективное
обсуждение проблемы сводится к следующим
выводам:
- Раскол стал проявлением духовного кризиса
русского средневекового общества, однако он не
привел к существенному обновлению культурной
жизни. Наиболее последовательными сторонниками
традиций были старообрядцы. Но официальная и
церковь оставалась враждебной к новшествам и
европеизации. Раскол поколебал авторитет церкви
и косвенно способствовал секуляризации
культуры.
Объяснение термина: Секуляризация –
освобождение от церковного влияния
- В борьбе двух церковных общественных сил – а в
XVII в. в сознании всех жителей Московского
государства не различались – поражение
потерпели и никониане и старообрядцы. Выиграло
только государство, которое при младшем сыне
Алексея Михайловича Петре Первом, по существу
поглотило церковь и превратилось в
могущественную империю. Империя эта, однако,
вовсе не напоминала ни вселенское православное
царство из мечтаний Никона, ни заповедник
московской истинной веры, о котором грезили
старообрядцы.
Д/з §17 (п. 4,6) , 18 (п. 5 – "Житие Аввакума”)
Вопрос 5 – письменно.
|