Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 11:47:54
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Духовная оппозиция и церковный раскол
10.10.2011, 11:15:25

Данный урок является продолжением темы "Религиозно-церковная жизнь в XVII в. Раскол в русской православной церкви” (1-й урок "Реформы патриарха Никона”) .

Цели урока:

  • Образовательнаяформирование исторических знаний о причинах раскола в Русской православной церкви и в обществе. Характеристики участников событий – царя Алексея Михайловича, патриарха Никона, протопопа Аввакума, боярыни Морозовой. Оценка церковного раскола современниками и потомками. Сравнение русского старообрядчества с европейским протестантизмом.
  • Воспитательнаяпонимание неоднозначности оценки исторических деятелей, философские и исторические подходы к оценке старообрядчества.
  • Развивающаяумение прослеживать причинно-следственные связи, оперировать историческими фактами, использовать различные источники исторических знаний, анализировать и сравнивать исторические источники, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, делать краткие записи.

Основные понятия и термины:

  • Патриаршество;
  • РПЦ – русская православная церковь;
  • Самодержавие = абсолютизм;
  • теория "Москва – Третий Рим”;
  • реформы патриарха Никона;
  • раскол;
  • канон;
  • старообрядцы;
  • самосожжение;
  • скит;
  • беспоповщина;
  • протестантизм.

Оборудование:

  • картина В. Сурикова "Боярыня Морозова” (слайд) ;
  • репродукции икон на тему "Жития протопопа Аввакума”;
  • карта "Российское государство в XVII в. ”;
  • таблицы: "Социальный состав раскола”, "Старообрядчество и протестантизм”;
  • Видео: "Спор о вере” (картина В. Перова из собрания ГТГ) – 6 – 7 мин, "Самосожжение” (х/ф "В начале славных дел”) – 3-4 мин. или (х/ф "Михайло Ломоносов”) – 8 мин.

Ход урока

План:

1. Причины и начало раскола.

2. Идеология раскола. Протопоп Аввакум.

3. Социальные силы. Формы сопротивления.

4. Раскол и реформация: сходство и различия.

5. Значение раскола.

Повторение изученного материала.

1. Почему в XVII в. Возникла необходимость церковной реформы?

2. Как относился к реформам Никона царь Алексей Михайлович?

3. Объясните смысл конфликта между патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем. Мог ли в этой борьбе победить патриарх?

4. В чем суть разногласий между патриархом Никоном и ревнителями древнего благочестия?

Переход:

1. Причины и начало раскола:

а) Причины раскола

Учитель: Реформы патриарха Никона: замена двоеперстия троеперстием, замена земных поклонов поясными, сокращение службы, изменение облачения духовенства и прочее произвели впечатления грома среди ясного неба. "Видим убо, яко зима хощет быти: сердце озябло, и ноги задрожали”, - писал протопоп Аввакум.

В религиозной жизни русских людей обряды имели первостепенное значение. Это соответствовало вековой традиции. РПЦ сохранило свои обряды в неприкосновенности с X в. , в данном случае греки были отступниками. Нежелание Никона считаться с национальным характером и традициями русского народа, предубеждением против всего иноземного; склонность патриарха к крутым действиям ("оборвать, обругать, проклясть, избить неугодного человека – таковы были обычные приемы его властного пастырства”) ; взаимная нетерпимость приверженцев реформы и ее противников; обрядоверие и богословское невежество, проявленное обеими сторонами; искренняя готовность старообрядцев пострадать за веру – все эти обстоятельства придали конфликту особенно ожесточенный характер и привели к тому, что спор о троеперстии перерос в церковный раскол.

б) Начало раскола

Раскол стал фактом после того, как церковный собор 1666 – 1667гг. предал анафеме всех упорствующих в сохранении старых обрядов и старых богослужебных книг. Слова проклятия были произнесены и старообрядцы были поставлены перед выбором: смириться или пойти на безусловный разрыв с официальной церковью, которая признала недействительными решения Стоглавого собора 1551г. , весьма почитаемые ревнителями московской старины.

Работа с учебником - с. 164 п. "Старообрядчество” 2-й абзац

Вопросы учащимся: - Кто возглавил борьбу с расколом в церкви после отречения Никона от патриаршества?

Противостояние старообрядцев с царской властью продолжалось и в конце XVII в.

Начались жестокие преследования старообрядцев. ("Спор о вере” (1682г. ) - видео 6-7 мин. )

- Посмотрите отрывок видеофильма и ответьте на вопрос: - Чем объясняется жестокое преследование старообрядцев государственной властью, в т. ч. после падения Никона?

2. Идеология раскола. Протопоп Аввакум:

а) Идеология раскола

Учитель: В основе противостояния, расколовшего русское общество во II половине XVII в. , было столкновение двух идеологий, двух взглядов на будущее Московского царства, на его роль в утверждении православия.

- Вспомните теорию "Москва – Третий Рим” .

Старообрядцы искали свой идеал в былом, пытались обнаружить гармонию в московском прошлом. Никон не менее усердно, чем старообрядцы пытался опереться на традицию, но не на московскую, а вселенскую (а точнее, греческую, византийскую) .

И Никон, и его противники мечтали о величии Москвы, но для патриарха это было вполне земное величие, а для старообрядцев – величие духовное. Никон стремился к воссозданию вселенской империи, в которой престол церковного владыки располагается выше, чем трон светского правителя. Старообрядцы надеялись, что Московское царство станет некоей империей духа, в которой православный царь, прежде всего, заботится о чистоте веры и оберегает подданных от разрушительных иноземных влияний.

Работа с источником: - Обращение Аввакума к царю Алексею Михайловичу. Хрестоматия с. 48-49 .

б) протопоп Аввакум (1621-1682 гг. )

…стал одним основоположников старообрядческого движения (Сообщение учащегося) .

Сын сельского священника, он благодаря проповедническому дару и ревностному благочестию был приближен к царю, стал священником церкви Казанской Божьей Матери на Красной площади. Но реформы патриарха Никона сделали его непримиримым врагом духовных и светских властей. Свою многострадальную жизнь протопоп Аввакум описал в "Житии” - замечательном памятнике русской литературы.

Работа с источником: - "Житие протопопа Аввакума” (на доске репродукции икон на тему "Жития…”

  1. учебник с. 189
  2. хрестоматия с. 41-46

1) Вся жизнь Аввакума в его собственном описании – это борьба за истинную веру, против никоновских реформ, непрерывная цепь гонений и мучений. В молодости Аввакум боролся со скоморошеством, обличал несправедливых начальников, требовал от своих прихожан праведной жизни, за что много страдал и от властей, и от своей паствы.

2) Выступив против реформ Никона, Аввакум обрек себя на бесчисленные гонения, истязания и пытки в течение 30 лет. Его били кнутом, заключали в тюрьмы, ссылали в Сибирь и, наконец, сожгли с несколькими его соратниками в Пустозерске, где Аввакум находился в заточении в земляной тюрьме, на хлебе и воде, в течение 14 лет (В 1682 г. по царскому указу "за великая на царский дом хулы”) .

Вопрос учащимся: - Ознакомьтесь с отрывком из "Жития…” и ответьте на вопросы:

- В чем отличия старообрядцев от сторонников патриарха Никона?

- Как вы думаете, спор идет о вере или о внешней, обрядовой стороне? Почему он является таким важным для старообрядцев?

- Можно ли по тексту определить отношение Аввакума к патриарху Никону?

Свою жизненную позицию Аввакум сформулировал так: "Хотя я немысленный и очень неученый человек, да то знаю, что все святыми отцами преданное, свято и непорочно; держу до смерти яко же приях; … до нас положено: лежи оно так во веки веков!”

В этих своих словах заложена не только религиозная, но и общекультурная позиция Аввакума – горячего сторонника традиционной средневековой культуры.

Всякая борьба имела для Аввакума религиозное значение, была борьбой за истинную веру, за пошатнувшуюся средневековую Русь с ее обычаями и традициями, с ее тихим и плавным течением жизни.

Безжалостность по отношению к врагам (Аввакум готов перепластать своих противников "во един день” и прежде всего Никона: "того собаку разсекли бы начетверо”) уживается в авторе "Жития” с трогательной сердечностью по отношению к своим близким единомышленникам. Такое сочетание благодарности и милосердия характерно для нравов позднего средневековья.

Вопросы учащимся: - Вспомните, что представляли собой типичные для средневековой литературы "Жития святых”?

- Чем отличается от них "Житие Аввакума”? В чем проявилось новаторство Аввакума как писателя? (Написано живым, сочным разговорным языком. В свое повествование Аввакум включил реалистически написанные бытовые сцены, описание природы, душевные переживания и страдания) . Идеи протопопа Аввакума стали основой старообрядчества.

3. Социальные силы. Формы сопротивления:

а) Социальные силы

- В расколе соединились самые разные социальные силы, выступавшие за сохранение в неприкосновенности традиционности русской культуры.

Задание учащимся: - Определите, используя учебник (п. 6) , кто и почему уходил в раскол?

Ответы после обсуждения заносятся в таблицу 

 б) Судьба боярыни Морозовой (Сообщение учащегося)

Федосья Прокопьевна Соковнина (Морозова)

- жена Глеба Ивановича Морозова, брата Б. И. Морозова (- Что вы помните о нем?)

- очень богата

- "духовная дочь” протопопа Аввакума

- арестована вместе с сестрой княжной Урусовой, посажены в земляную яму на хлеб и воду

- умерла в ноябре 1675 г.

Работа с источником (Мордовцев Д. Л. Великий раскол):

- С какой целью царь приказал провезти Морозову в цепях по Москве? Удалось ли добиться поставленной цели?

В 1685г. был принят указ, согласно которому предписывалось жечь староверов в срубах, казнить смертью, бить кнутом и ссылать приверженцев древних обрядов и укрывающих их.

Преследования ломали слабых, но ожесточали сильных.

в) Формы сопротивления.

Учитель (краткое сообщение) - После этого указа начинается бегство старообрядцев на Север, в Заволжье, на Урал (скиты).

Поиски "сокровенного града Китежа”, или утопической страны Беловодье.

- 1667 – 1676 гг. Соловецкое восстание.

- Самосожжение – "Гари”: начались с 70-х годов XVII в. , продолжались на протяжении XVIII в. Только в 1675-1695 гг. было зарегистрировано 37 "гарей”, во время которых погибло не менее 20 тысяч человек.

Задание учащимся: Посмотрите фрагмент художественного фильма "В начале славных дел” (3-4 мин) и ответьте на вопрос:

- В чем причины массовых самосожжений? (учебник с. 166, (последний абзац) .

- Как соотносятся самосожжения с представлением христиан о том, что самоубийство – тягчайший грех?

4. Раскол и Реформация: сходство и различия.

Задание учащимся:

Известно, что российские старообрядцы, как и западноевропейские протестанты, отличались глубокой религиозностью, высоко ценили честный труд и нажитое с его помощью богатство. И реформацию, и раскол широко поддерживало купечество. Старообрядцы, как и протестанты, отвергали церковную иерархию.

Почему же многие ученые считают, что устранения старообрядчества и протестантизма были противоположными?

Учащиеся вспоминают об основных положениях протестантизма, сравнивают их с идеями старообрядчества. Итоги обсуждения заносятся в таблицу.

5. Значение раскола.

Подводятся итоги работы на уроке. Коллективное обсуждение проблемы сводится к следующим выводам:

- Раскол стал проявлением духовного кризиса русского средневекового общества, однако он не привел к существенному обновлению культурной жизни. Наиболее последовательными сторонниками традиций были старообрядцы. Но официальная и церковь оставалась враждебной к новшествам и европеизации. Раскол поколебал авторитет церкви и косвенно способствовал секуляризации культуры.

Объяснение термина: Секуляризация – освобождение от церковного влияния

- В борьбе двух церковных общественных сил – а в XVII в. в сознании всех жителей Московского государства не различались – поражение потерпели и никониане и старообрядцы. Выиграло только государство, которое при младшем сыне Алексея Михайловича Петре Первом, по существу поглотило церковь и превратилось в могущественную империю. Империя эта, однако, вовсе не напоминала ни вселенское православное царство из мечтаний Никона, ни заповедник московской истинной веры, о котором грезили старообрядцы.

Д/з §17 (п. 4,6) , 18 (п. 5 – "Житие Аввакума”)

Вопрос 5 – письменно.

Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: Олівець | Теги: урок истории, поурочные планы, открытый урок, История, школьный урок, методическая копилка, конспект урока, в помощь учителю
Просмотров: 2172 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 165
Гостей: 165
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0