«Два мира Ваньки Жукова» (по рассказу А. П. Чехова «Ванька»)
07.11.2010, 15:49:47
Цель: Исследовать какое влияние оказали два мира из рассказа А.П. Чехова «Ванька» на характер главного героя. Задачи: Учащимся: 1. Увидеть за событиями, строчками письма Ваньки живую, страдающую душу. 2. Уметь охарактеризовать главного героя. 3. Иметь представление о времени жизни литературного героя. 4. Развивать навыки исследовательской работы. Учителю: 1. Воспитывать нравственно-эмоциональную вдумчивость, сердечную чуткость, добрый и мудрый ум. 2. Создавать предпосылки для становления самостоятельной, граждански осмысленно-активной личности. 3. Совершенствовать читательский навык. 4. Создавать условия для исследовательской работы. Дидактическая модель урока: исследовательская. Оборудование: 1. Портрет А.П.Чехова. 2. Чистые листы бумаги. 3. Подсвечник со свечой. 4. Ручка с пером. 5. Чернильница. 6. Музыка, фон для чтения стихотворения. Ход урока. 1. Организационный момент (в игровой комнате) Учитель читает на фоне музыки Лист бумаги Простой бумаги свежий лист! Ты бел как мел. Не смят и чист. Твоей поверхности пока Ничья не тронула рука. Чем станешь ты? Когда, какой Исписан будешьты рукой? Кому и что ты принесёшь: Любовь? Разлуку? Правду? Ложь? Прощеньем ляжешь ты на стол? Иль обратишься в протокол? Или сомнёт тебя поэт, Бесплодно встретивший рассвет? (С. Михалков) 2. Введение в тему. - У каждого из вас большой чистый лист бумаги. Подумайте, что бы вам хотелось написать на нём? Кому бы вы адресовали своё послание? (Свободные высказывания детей) - А что за предметы я приготовила к уроку? Что они нам рассказывают? - А теперь посмотрите на портрет. Что бы вы сказали об этом человеке? (Ответы детей) Слово о писателе А.П.Чехове. 3. В классе. - Итак, А.П.Чехов, рассказ «Ванька». А почему не «Иван» или «Ванечка»? Автор пренебрежительно относится к герою? - Ещё раз рассмотрите иллюстрацию к рассказу. Что же она вам рассказала? 4. Постановка целей. - Прочитайте тему, записанную на доске. - Какое отношение лист бумаги имеет к теме урока? - Давайте сравним эти два мира Ваньки Жуковаи исследуем, как они повлияли на его характер. 5. Изучение нового материала. Беседа по содержанию. - Где и когда происходят события? - Случайно ли то, что Ванька пишет письмо в ночь под Рождество? Выборочное чтение картин деревенской жизни. - Сейчас мы постараемся понять, почему деревенская жизнь вспоминается Ваньке такой беззаботной, радостной. Прочитайте те места в рассказе, где говорится о дедушке Константине Макарыче. - Почему дедушка не может взять Ваньку к себе? - Какой эпизод из деревенской жизни Ванька вспоминает с особым чувством? Прочитайте. - Какая часть письма кажется вам самой драматичной? - Какие строчки Ванькиного письма говорят о его крайнем отчаянии? - Прошу продолжить мою мысль: Чем тяжелее жилось Ваньке в городе, тем… Вывод группы исследователей «1»: Жизнь в деревне – это воспоминания ребёнка, который видел только внешнюю сторону жизни и вследствие этого не понимал, как трагична жизнь простых людей и в деревне, и в городе. Физминутка. 6. Продолжение работы по теме урока. - Почему барышня Ольга Игнатьевна не поможет Ваньке? - Что удивило Ваньку в городе? Прочитайте. Вывод группы исследователей: Ванька – внимательный и наблюдательный мальчик. - Прочитайте, какую работу выполнял Ванька в доме сапожника. О чём это говорит? - Прочитайте эпизоды, построенные как описание. Сделайте вывод. - Как построен рассказ: какие разные по содержанию части в нём чередуются? Какие части изложены от лица автора? Какие от лица Ваньки? - Как автор относится к своему герою? В каких эпизодах мы это чувствуем? - Какие чувства испытывает автор к герою своего рассказа? - Какая разница в значении слов «кушать», «есть», «трескать»? Найдите, когда Ванька их употребляет. 7. Итог урока. - Как написано письмо: соблюдает ли Ванька правила вежливости? Достаточно ли ярко описывает свою жизнь? - Почему же так вышло с адресом? Вывод группы исследователей «2»: Положение безвыходное, помощи ждать неоткуда. - «На деревню дедушке»… Эта фраза в нашей речи стала фразеологизмом. Что она означает? - Объясните цель написания этого рассказа. - А зачем нам необходимо прочитать этот рассказ? 8. Домашнее задание: Подготовить рассказ о жизни Ваньки Жуковав доме сапожника (1 вариант), в деревне (2 вариант). Для исследователей: проанализировать развитие характера мальчика.