Цель урока: формирование умения использовать
приемы, средства композиции, развитие
эстетического вкуса на примере художественных
произведений, построенных с учетом
композиционных законов.
Задачи урока:
- Образовательные: познакомить учащихся с
основными понятиями6 динамика, статика, ритм,
видами композиций, доминанта в композиции.
- Развивающие: развивать познавательный
интерес, способствовать формированию
творческого воображения, развивать вкус и
чувство композиции
- Воспитательные: воспитание интереса к
искусству
Оснащение урока:
1. Компьютерный класс
2. Мультимедиапроектор
3. Выставка полиграфической продукции
План урока:
1. Организационный момент
2. Показ компьютерной презентации с последующим
объяснением
3. Выполнение самостоятельной работы с
использованием компьютера
4. Подведение итогов урока
Организационный момент
Вступление.
Слайд 1.
На предыдущем уроке мы с вами познакомились с
таким понятие как "Дизайн" и зачем нужно
изучать основы дизайна.
Что является основой любого художественного
произведения?
(Ответ: композиция)
Какова основная композиционная задача
художника?
(Ответ: достичь гармонии- согласованности и
упорядочности всех элементов произведения)
Что вы знаете о симметрии и асимметрии?
(Ответ: Симметрия - это когда изображения
находящиеся слева и справ от оси идентичны.
Асимметрия создает композиционный эффект и
изобразительный конфликт, так как элементы не
идентичны друг другу по разным параметрам (
размер, расположение)
Посмотрите на изображения и ответьте на вопрос,
чем отличаются данные композиции?
(Ответ: В первой композиции элементы находятся
в состоянии покоя, а во второй ощущается
движение)
Постановка проблемы: Какие приемы
использовали художники для решения своих задач
при изображении состояний покоя или движения?
Ход урока
Слайд 2
Сегодня мы попробуем разобраться с такими
понятиями как статика и динамика, как передать в
композиции движение, какие приемы используют
художники для этого. Сегодня мы рассмотрим две
темы - они выделены цветом.
1. Гармония, контраст и выразительность
плоскостной композиции
2. Симметрия, асимметрия и динамическое
равновесие
3. Движение и статика
4. Прямые линии и организация пространства
5. Цвет - элемент композиционного пространства
Слайд 3.
Давайте рассмотрим композицию, представленную
на слайде. Это известное произведение А.Рублева
"Троица"
Что вы можете сказать об этой композиции? Какую
фигуру образует данная композиция?
Ответ: Данная композиция образует круг, фигуры
смотрят в центр картины, они неподвижны.
Для передачи образа чего-то неподвижного,
устойчивого художники прибегают к замкнутой
композиции, в которой основные направления линий
стягиваются к центру.
Необходимое решение дает построение
композиции по форме круга, квадрата,
прямоугольника с учетом симметрии.
Слайд 4.
При изображении большого простора, панорамы не
следует с боков ограничивать какими-либо
элементами.
Такой тип композиции называется открытым.
Слайд 5.
Когда в эпоху Возрождения изменилась концепция
мира и на смену замкнутого мира пришел мир
бесконечный, то и на смену замкнутым композициям
пришли открытые.
С помощью композиционных средств можно
передать события, имеющие протяженность во
времени, т.е. происходящие одно за другим, таким
приемом пользовались иконописцы. Наряду с общими
закономерностями композиции каждый вид
искусства имеет свою специфику. В композиции
важно все- масса предметов, их зрительный "вес",
размещение на плоскости, выразительность
силуэтов, ритмическое чередование линий и пятен,
способы передачи пространства и точка зрения на
изображаемое, распределение светотени, цвет и
колорит картины, формат и многое другое.
У композиции есть свои законы, складывающиеся в
процессе художественной практики и развития
теории. Знание закономерностей композиции
поможет нам сделать свои работы более
выразительными.
Выделяют следующие композиционные правила:
- передача движения ( инамика)
- передача покоя (статика)
- золотого сечения (одной трети)
К приемам композиции относится:
- передача ритма,
- передача симметрии и асимметрии
- равновесие частей композиции
- выделение сюжетно-композиционного центра
Средства композиции включают:
- Формат, пространство, композиционный центр,
равновесие, Динамику и статику, симметрию и
асимметрию, открытость и замкнутость,
целостность.
- Средства композиции - это все, что нужно для ее
создания
Слайд 6.
Ритм - универсальное природное свойство,
которое присутствуют во многих явлениях
действительности. Ритм всегда подразумевает
движение.
Назовите примеры, связанные с ритмом из мира
природы?
(Ответ: Движение планет в космосе, ритм трав,
деревьев и т.д.)
Ритм - это чередование каких-либо элементов в
определенной последовательности.
Слайд 7.
Ритм в жизни и в искусстве - это не одно и тоже.
В искусстве возможны перебои ритма, ритмические
акценты, его неравномерность, живое
разнообразие.
В живописи, графике, скульптуре, декоративном
искусстве ритм присутствует как одно из
важнейших выразительных средств композиции.
Ритм может быть задан линиями, пятнами света и
тени, пятнами цвета, может строиться на контрасте
объемов, на чередовании одинаковых элементов
композиции.
Слайд 8.
Какими же средствами можно передать динамику
сюжета? Рассмотрим некоторые из этих средств.
Правила передачи движения:
- Использование на картине одной или нескольких
диагональных линий
- -оставить свободное пространство перед
движущимся объектом
- -выбирать определенный момент движения,
наиболее ярко отражающий характер движения,
который является кульминацией движения
Слайд 9.
Если есть правила передачи движения, значит
есть правила, помогающие художнику передать
состояния покоя .
Правила передачи покоя:
- отсутствие диагонального направления
- отсутствие перед движущимся объектом
свободного пространства
- изображение объектов в спокойных ( статичных)
позах, отсутствие кульминации действия
- композиция является симметричной,
уравновешенной или образует простые
геометрические схемы ( треугольник, круг, овал ,
квадрат, прямоугольник), т.е. является статичными
Слайд 10.
Рассмотрите картину и определите ,какое
состояние художник изобразил? По каким признакам
можно определить состояние, изображенное на
данной картине?
(Ответ: на первом изображении используется
диагональ, свободное пространство по
направлению движения и бегущий мальчик
подчеркивает ощущение движения.
На картине Кустодиева , не смотря на
диагональное направление, нет ощущения движения,
так как сани стоят неподвижно, свободное
пространство перед лошадью перегораживает
дерево, композиция уравновешенная)
Слайд 11
Рассмотрите картину и определите ,какое
состояние художник изобразил? По каким признакам
можно определить состояние , изображенное на
данной картине?
(Ответ: Во всех произведениях присутствует
ощущение движения, переданное художником за счет
диагонального направления и свободного места
перед движущимся элементом)
Слайд 12.
Физкультминутка
Слайд 13.
Рассмотрим примеры создания динамичной и
статичной композиции
Расположение прямоугольника рождает ощущение
движения. А добавление дополнительного элемента
усиливает это движение или останавливает его.
Слайд 14.
Замкнутая или открытая композиции
Гармония в композиции достигается не только
формой композиционных элементов и характером их
расположения, но и балансом черно-белых масс,
чередованием сгущенности пятен и их
разряженности, так как композиция состоит не
только из изобразительных элементов, но и из
пространства между ними,
Сгущенность и разреженность элементов рождают
ритм композиции
Слайд 15.
В работах многих художников нет изображения
реальных предметов, но они интересны
выразительностью своей композиции.
Слайд 16.
Доминанта - элемент, создающий пластический
конфликт
Доминанта - это центр внимания в композиции.
Доминанта не всегда может быть самым крупным
элементом.
Слайд 17.
Задание 1.
Создайте из трех, пяти и более разновеликих
прямоугольников :
А) фронтальную композицию
Б)глубинную композицию
Многофигурные композиции должны быть
ритмически организованы, а их элементы
разнообразны по размерам и расположению.
Работы можно выполнить как на белом, так и на
черном фоне.
Задание 2.
Создайте многофигурную композицию и путем
сгущенности или разряженности кругов и точек при
условии их диманического равновесия, добейтесь
зрительной гармонии в композиции.
Слайд 18
Примеры выполнения задания
Слайд 19
Прямые линии и организация пространства
Среди элементов плоскостной композиции важное
место занимают линии. Сочетание различных
прямоугольников и линий придает композиции
большее разнообразие и зрелищность
Слайд 20.
Среди элементов плоскостной композиции важное
место занимают линии. Сочетание различных
прямоугольников и линий придает композиции
большее разнообразие и зрелищность.
Прямая линия- простой выразительный элемент,
делит плоскость на части и одновременно
усиливает взаимосвязь всех элементов
композиции, влияет на ритмическое построение
композиции, определяют движение и экспрессию
всего изображения.
Слайд 21
РОЛЬ ЛИНИИ В КОМПОЗИЦИИ
- Линия делит композицию на части
- Линия помогает объединить элементы или части
плоскости в их изобразительное целое.
- Линии, своей направленностью, сгущенностью,
пересечениями определяют движение и экспрессию
всего изображения.
- Линии влияют на ритмическое построение
композиции
Слайд 22
Линия изображенная от края до края листа делает
композицию открытой
Различная толщина и длина линий создает
ощущений движения и ритма
Слайд 23
Примеры работ
Слайд 24.
Задание 3.
Создайте композицию с использованием линий и
путем расположения и взаимным пересечением 3-4
линий разной толщины добейтесь гармоничного
членения пространства (используйте линии
навылет)
Задание 4.
Создайте композицию из 2-3 прямоугольников и 3-4
прямых линий, которые своим расположением
связывают элементы в единое композиционное
целое.
Создайте:
А) фронтальную композицию
Б) глубинную композицию
Задание 5.
Из произвольного количества элементов
сделайте интересную композицию, ритмически
расположив элементы на плоскости, добейтесь
эмоционально-образного впечатления :
А) полета
Б)сужения
В) замедления и т.д.
Подведение итогов урока.
- С какими основными понятиями мы сегодня
познакомились?
- Каким приемам мы научились для передачи
движения и покоя?
- Как вы оцениваете свои работы и работы свои
друзей?
Просмотр работ и анализ.
|