Цель урока: познакомить учащихся с обобщенным правилом постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении (БСП). Задачи урока: 1. Формировать у учащихся умение различать варианты пунктограмм и употреблять двоеточие между частями БСП; 2. закрепить роль постановки запятой и точки с запятой между частями БСП; 3. повторить роль двоеточия в других пунктограммах; 4. содействовать нравственному воспитанию школьников. Оборудование: таблицы, карточки, фломастеры. Ход урока. I. Организационный момент. II. Повторение ранее изученного на постановку запятой и точки с запятой между частями БСП. 1. Зрительный диктант со взаимопроверкой (на доске текст без знаков препинания). Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетется рысью как-нибудь; Бразды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая; Ямщик сидит на облучке В тулупе, в красном кушаке. Вот бегает дворовый мальчик, В салазки жучку посадив, Себя в коня преобразив; Шалун уж заморозил пальчик, Ему и больно и смешно, А мать грозит ему в окно. III. Объяснение нового материала. 1. Объявление темы и цели и урока. 2. Работа по таблице: «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении». Вывод: Мы познакомились с правилами постановки двоеточия в БСП, давайте изобразим их в виде схемы: Значение причина 2 части БСП пояснение
дополнение 3. Объяснительное письмо. Запишем предложение, объясним значение второй части: На реке Каратал происшествие: (пояснение) лед отправился в путешествие. Мы сбежались на происшествие: (причина) захотелось и нам в путешествие. Посмотрели мы и увидели: (дополнение) льдины мчатся в одном направлении. Женщина плакала навзрыд: (причина) среди погибших был и ее муж. Страшная мысль мелькнула в уме моем: (пояснение) я вообразил ее в руках у разбойников. Павел чувствует: (дополнение) чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше кисти.
4. На основе схемы цветными фломастерами составим таблицу, в которую вы
будете вносить примеры БСП, исходя из значений второй части и внесем
эти предложения в таблицу: Вид пунктограмм Схемы вариантов пунктограмм Примеры Двоеточиие 1: (потому что) Я понял. Что сам виноват: не учел особенности грунта. 2: (а именно) В прекрасном месте высадились: трава подстрижена, дорожки посыпаны песком. 3: (что) Вдруг чувствую: сейчас сядем на мель. 5. Работа над интонацией предложений с двоеточием. Запишем предложение: Осень и зиму Павел не любил: они приносили ему много физических страданий. В последнюю минуту вспомнил: в кармане револьвер.
Прочитайте их, наблюдая за интонацией. Обратите внимание, что перед
двоеточиями в конце первой части предложения голос слегка понижается и
делается пауза более продолжительная, чем при запятой, потому что дальше
будет следовать разъяснение.
А теперь с помощью схемы произнесите предложение с необходимой интонацией: Я убежден лишь в одном: вдохновение приходит во время труда. Народы знают: правда есть! Взглянул на часы: они показывали начало восьмого. 6. Работа в группах по карточкам. IV. Подведение итогов урока. V. Выставление оценок. VI. Домашнее задание: упражнение ..., придумать рассказ на свободную тему, используя в тексте данный тип предложений. |