Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 05.05.2024, 17:53:43
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [190]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [233]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [214]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я
05.03.2011, 19:40:21

Цели:

  • Продолжить работу по теме "Фонетика".
  • Выяснить, почему йотированные гласные в языке выполняют двойную роль.

Задачи урока.

Образовательные.

  • Научить детей различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, указывая при этом на мягкость предшествующих согласных, а в каких - два.
  • Продолжить работу по формированию навыка транскрибирования.

Развивающие.

  • Развивать умение применять теоретические знания по теме "Фонетика" в практике письменной речи.
  • Работать над развитием речи учащихся.

Воспитательные.

  • Воспитывать у детей стремление оказывать помощь в работе одноклассникам.
  • Воспитывать внимательное отношение к языковым явлениям.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

1) Блиц - опрос.

- Какой раздел науки о языке мы изучаем?

- Что изучает "Фонетика"?

- В какой речи используются звуки?

- А в письменной речи?

- Что такое буквы?

- Подберите синоним к слову "алфавит".

- Что такое алфавит, или азбука?

2) Расположить слова в алфавитном порядке:

Буря, буран, мороз, вьюга, пороша*, метель, поземка*.

- Указать, что общего в записанных словах.(Это имена существительные. Они подобраны по теме "Зима").

Сильным. Выяснить лексическое значение указанных слов. Составить и записать предложения с этими словами.

- Какой словарь вам потребуется?

- Подчеркните грамматические основы предложений.

Взаимопроверка.

- Сколько букв в русском алфавите?

- На какие группы они делятся?

- Сколько гласных букв? Какая позиция для них является сильной?

- Какие буквы указывают на мягкость предшествующих согласных?

III. Проверка домашнего задания.

1 группа.

- Назвать слова, помещенные в орфографическом слове учебника, в которых все согласные мягкие. Привести свои примеры.

2 группа.

- Назвать слова, помещенные в орфоэпическом словаре учебника, в которых гласная буква е не указывает на мягкость предшествующего согласного. (Ателье, модель, партер, свитер, теннис, шоссе).

IV. Объяснение нового материала.

1.

В русском языке : гласных букв, а гласных звуков:

(Таблица а э о у ы я е ё ю и) [а], [э], [о], [у], [ы]

- Почему так?

- Запишите транскрипцию слов: тема, нёс, люк, мята

- Где стоят гласные буквы е, ё, ю, я? (После согласных).

- Каких? (Мягких).

- Сколько звуков они обозначают? (Один).

- Сделайте вывод.

- Всегда ли буквы е, ё, ю, я обозначают один звук?

- Докажите это.

(Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока).

2. Запись темы урока.

- Определите, в каких позициях буквы е, ё, ю, я дают два звука?

Ель, ясно, вьют, поём, дают, подъём.

3. Работа с учебником, страница 127.

Дети последовательно читают слова второго столбика, объясняют, почему гласные е, ё, ю, я дают два звука. Делают вывод.

Затем по аналогии работают со словами 3 и 4 столбика.

4. Чтение вывода по учебнику, страница 127.

V. Закрепление материала.

1. Работа с таблицей.

Двойная роль букв е, ё, ю, я.

Обозначают Обозначают
   
 
 

2. Игра "1" или "2".

Дети с помощью карточек показывают, сколько звуков дают буквы е, ё, ю, я в словах: лес, юля, люк, каюта, день, съёмка, ярко, подъезд, пёс, якорь.

3. Фонетический анализ слов.

- Назвать слова, в которых количество букв и звуков совпадает.

I вариант: юг, баян, льёт, поезд.

II вариант: юноша, вьюн, поёт, маяк.

VI. Проверка усвоения материала.

Тест.

I вариант

Указать слово, в котором буква Ё дает два звука.

а) мёл; б) ёжик; в) щётка

Укажите, в каком слове звуков больше, чем букв.

а) ель; б) если; в) въезд

В каком слове звуков меньше, чем букв?

а) город; б) скользкий; в) трое

Сколько звуков в слове разъяснить?

а) 8 б) 9 в) 10

В каком слове стоят рядом 2 гласных звука?

а) проехать; б) фиолетовый; в) лает

В каком слове есть звук [й]?

а) позёмка; б) каёмка; в) осина

II вариант

Указать слово, в котором буква Я дает 1 звук.

а) якорь; б) светлая; в) мята

Укажите, в каком слове звуков больше, чем букв.

а) съёмка; б) тёрка; в) приём

В каком слове звуков меньше, чем букв?

а) пень; б) кружка; в) вьют

Сколько звуков в слове объявить?

а) 7 б) 8 в) 9

В каком слове стоят рядом 2 гласных звука?

а) кроить; б) моет; в) веять

В каком слове есть звук [й]?

а) рябина; б) вперёд; в) армия

Правильные ответы

I вариант II вариант
1. б) ёжик 1. в) мята
2. б) если 2. в) приём
3. б) скользкий 3. а) пень
4. б) 9 4. а) 7
5. б) фиолетовый 5. а) кроить
6. б) каёмка 6. в) армия
"5" - 6 баллов.

"4" - 4 - 5 баллов.

"3" - 3 балла.

Взаимопроверка.

Оценивание работы товарища.

VII. Рефлексия.

- Оцените нашу работу на уроке. Что нового узнали? С какими трудностями столкнулись?

VIII. Домашнее задание.

1) Упражнение 305, определить количество букв и звуков в словах.

2) Придумать сказку "В каких словах спрятался хитрый й"? Возможное начало: "На планете Русский язык есть страна Фонетика, в которой живёт очень хитрый звук й:" (по желанию).

IХ. Подведение итогов урока.

Работа с обобщающей таблицей по теме "Фонетика".

Приложение.

Выставление оценок.

Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: Вилли | Теги: открытый урок, грамматика, грамотность, урок русского языка в школе, конспект урока, скачать бесплатно, русский язык, для учителя, Орфография, письмо
Просмотров: 3633 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0