Цели урока:
- дать представление о художественном
разнообразии, красоте народных хантыйских
орнаментов;
- научить выполнять двухцветные узоры способом
вязания на спицах;
- воспитывать экономное и бережное отношение к
материалам.
Оборудование:
- Компьютер, медиапроектор, экран.
- Презентация к уроку.
План урока:
- Организационный момент.
- Сообщение познавательных сведений.
- Изучение нового материала.
- Выполнение занимательных заданий.
- Пояснение к инструкционной карте.
- Практическая работа.
- Итог урока.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель озвучивает тему и цели урока Слайд №1.
II. Сообщение познавательных сведении
- О вязании известно многое. Сегодня я хочу
дополнить ваши знания и сказать о том, что
вязание – это не только древний вид искусства,
который существует более трёх тысяч лет, но и вид
рукоделия, который всегда служил людям, приносил
добро в трудную минуту. Например, в годы Великой
Отечественной войны в тылу врага женщины вязали
теплые вещи для солдат и отправляли посылки на
фронт. Этим самым они не только согревали их, но и
поднимали боевой дух и стремление к победе.
- Умение вязать особенно ценно в суровом северном
краю. В фольклоре хантов, я отыскала, обувь,
которую носили великие божества, называли
"сэвум вэй”, в переводе означает, вязаная обувь
с высоким голенищем, что должно предполагать
достаточно давнее знакомство хантов с вязанием.
Вязание распространено на Оби, частично на
Казыме. Вяжут чулки и рукавицы из овечьей шерсти,
которую сами прядут. Овец, в довольно большом
количестве, разводят обские ханты. Для вязания
используется цветная пряжа. Изделия многоцветны,
добавочно к белому фону используется до пяти
цветов. Наиболее распространенными вязаными
изделиями являются чулки или носки на высоких
голенищах. Обратите внимание на выставку.
III. Подготовка учащихся к усвоению
нового материала
Слайд №2. А теперь, обратите внимание
на экран. Вы видите три вида образцов вязания.
Зрительно определите, какая это вязка? Какая
вязка с лицевой и с изнаночной стороны?
Молодцы, зрительно и по внешнему виду
смогли определить вязку, значит, нам легче будет
освоить новое.
Открываем тетради, пишем тему:
"Двухцветное вязание на спицах”.
Слайд №3. Это более сложный вид
вязки, а чтобы было более интересно, мы
остановимся на вязании хантыйских узоров, потому
что ханты – аборигены Земли Югорской.
Слайд №4,5,6. Богато и разнообразно
народное декоративно-прикладное искусство земли
Югорской. Из года в год усиливается интерес к
творчеству, в котором народ выражает
представления о прекрасном. Стремится
преобразить по законам гармонии и красоты свое
непосредственное окружение. Мы с вами на экране
видим некоторые узоры народов ханты. Первое
изображение называется "Улум уй” - изображение
птицы-хранительницы сна и здоровья ребенка,
далее "Пус халь тов” - цельная березовая ветка,
ассоциируется с невинностью и красотой, и
последнее изображение "Совыр паль” - заячьи
ушки, которое символизирует достаток в семье.
IV. Выполнение занимательных
заданий.
Слайд №8. Народная мудрость,
пословицы всегда помогали человеку мобилизовать
свои силы, воодушевляли на успех, помогали в
трудную минуту. На экране восемь половинок
пословиц. Что поделаешь, всё упрощается,
уменьшается – даже пословицы. Но продолжения вы
должны помнить. Проверим, так ли это? Вторые
половинки пословиц - распределены вразброс.
Молодцы, хорошо поработали. А теперь
переходим к практической работе. Мобилизуем
внутренние резервы на выполнение индивидуальной
работы и будем всегда помнить, к чему призывают
пословицы.
V. Практическая работа.
- Демонстрация схемы Слайд №7 и инструктаж
выполнения работы по инструкционной карте.
- Правила безопасной работы на спицах.
- Выполнение практической работы по
инструкционной карте.
- Физминутка для глаз.
VI. Подведение итогов урока.
- Анализ учащимися качества выполненных
образцов. Учащиеся оценивают качество
выполненных образцов, выбирают лучшие образцы.
- Выставление оценок, их аргументация.
Информация о домашнем задании.
|