Проведение дыхательной гимнастики с детьми позволяет
не только достичь повышения резистентности организма, но и способствует укреплению
дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы,
улучшению деятельности сердечнососудистой системы.
Занятия могут проводиться инструкторами ЛФК или
учителями физкультуры, прошедшими обучение по методикам дыхательной гимнастики.
Занятия рекомендуется проводить 2-3 раза в неделю в облегчённой одежде в
хорошо проветренном помещении. Температура воздуха должна быть не выше 17°С,
время занятий - утренние часы, не ранее чем через час после приёма пищи. В
зависимости от возраста продолжительность занятий составляет 10-12,
максимально - 30 минут.
Наиболее частая модификация дыхательной гимнастики -
упражнения с удлиненным и усиленным выдохом: произношение гласных букв (ааа,
ууу, ооо); шипящих (ш, ж) и звуков (ах, ух, ох) на фоне общеукрепляющих и
общеразвивающих физических упражнений. Дыхательные упражнения с произношением
звуков желательно проводить в игровой форме (жужжание пчелы, рев самолета, стук
колес поезда и т. д.)| Соотношение общеукрепляющих и дыхательных упражнений
составляет 2:1. Нагрузка на занятиях постепенно увеличивается за счет
увеличения числа повторений и усложнения упражнений. В комплекс упражнений входит
надувание резиновых мячей или игрушек в заключительной части занятия. Надувание
следует начинать с 3-4 выдохов, постепенно увеличивая их количество на 2-3
выдоха на каждом последующем занятии, до полного заполнения игрушки воздухом.
При этом необходимо контролировать, чтобы ребенок производил вдох только через
нос.
Примерный комплекс упражнений, который может
включаться в занятия
м
|
Содержание занятия
|
Дозировка
|
Методические указания
|
1
|
Спокойная ходьба по залу.
|
1 мин.
|
Дыхание через нос, соблюдение правильной осанки.
|
2
|
Бег «самолетики» -руки разведены в стороны на
уровне плеч.
|
|
Время бега увеличивается на каждом занятии: от 8-10
с до 1 мин. За 10-15 с до окончания бега темп постепенно замедляется. При
беге произносится звук «У-У».
|
3
|
Ходьба по скамейке.
|
1-2 раза
|
Поддерживать ребенка за руки, в конце скамейки -
спрыгивание.
|
4
|
И.П. - ноги на ширине плеч, руки на поясе -наклоны в
стороны: вправо - «тик», влево - «так» («часики»).
|
4-5 раз
|
Громкое произношение слов, следить за правильной
осанкой.
|
5
|
Произношение звуков и слогов - дыхание через одну
ноздрю:
- дует ветер - «фу» (тихо, сильно);
- жужжит жук -«жжж»;
- поет петух - «ку-ка-
|
2 раза 2-4 раза
|
Ребенок указательными пальцами поочередно закрывает
ноздри. Следить за правильной осанкой. Сидя на стульчиках, руки на коленях.
|
|
ре-ку»;
- лает собака - «гав-гав-гав».
|
|
|
|
6
|
Перешагавание через палку.
|
1-2 раза
|
Палку держать на высоте 40-50 см от пола.
|
|
7
|
Приседание («маленькие - большие»): «маленькие» -
присесть, руками обхватить колени; «большие» -встать, руки поднять вверх над
головой.
|
3-5 раз
|
При приседании произносится слог «ах», поднимаясь -
«ох».
|
|
8
|
Бросание мяча в обруч.
|
2-3 раза
|
Держать обруч на высоте роста ребёнка на расстоянии
1 метра от него, ребёнок бросает мяч двумя руками.
|
|
9
|
Подтягивание на руках вдоль гимнастической скамьи.
|
1-2 раза
|
Подтягивание производится лёжа на животе, голова
приподнята.
|
|
10
|
Подлезание под скамейку.
|
1-2 раза
|
|
|
И
|
Имитация движений косца.
|
3-4 раза
|
Следить за осанкой, на выдохе произносится слог
«жух». Упражнение проводится в правую и левую стороны.
|
|
12
|
Надувание резиновых игрушек или мяча (сидя на
стульчиках).
|
1 раз
|
Вдох через нос. Производится постепенно, начиная с
3-4 выдохов.
|
|
13
|
Малоподвижная игра.
|
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вторая модификация дыхательной гимнастики представлена
методикой А.Н. Стрельниковой. Методика построена на особом вдохе через нос,
при котором происходит раздражение обширной зоны рецепторов на слизистой оболочке
носа, находящихся в рефлекторной связи со всеми человеческими органами. Под
благотворное воздействие гимнастики попадают все физиологические процессы
организма. Она восстанавливает функции голосового аппарата, улучшает работу
сердца, органов пищеварения, укрепляет сосуды, опорно-двигательный аппарат.
Правила исполнения:
1. Думайте только о вдохе носом, тренируйте только
вдох. Вдох -шумный, резкий и короткий, как хлопок в ладоши.
2. Воздух при выдохе должен уходить из груди
самостоятельно, естественно - через рот. Не задерживайте и не торопите выдох.
Вдох - предельно активный (носом), выдох - абсолютно пассивный (через рот).
3. Вдох делается одновременно с движениями.
4. Все вдохи-движения делаются в темпе строевого шага
или, если вам это удобнее представить, в темпе работы здорового сердца (72-80
ударов в минуту).
5. Счет в гимнастике идет только на восемь. Считать
мысленно, не
Упражнение «Насос». Исходное положение: встаньте
прямо, ступни расположены чуть уже ширины плеч. Сделайте легкий наклон вперед
(руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно резкий, короткий
вдох носом. Вдох должен завершиться в самой нижней точке поклона. Выпрямиться,
но не полностью, и снова поклон и короткий шумный вдох. Представьте, что
накачиваете шину автомобиля. Поклоны делаются ритмично и легко, слишком низко
не кланяйтесь, достаточно поклона в пояс Спина круглая (а не прямая), голова
опущена. «Накачивать шину» нужно в темпе строевого шага. Подряд сделайте 4
резких, шумных вдоха носом («шмыгнуть» 4 раза). Затем опустите руки и отдохните
3-4 секунды - пауза. Еще сделать 4 коротких и шумных вдоха и снова пауза. Выдох
уходит после каждого вдоха самостоятельно (пассивно) через рот. Потом сделайте
уже не 4 вдоха-движения, а 8. Затем отдых 3-4 секунды, и снова 8
вдохов-движений. На следующем этапе переходите к схеме: 16 вдохов-движений -
отдых 3-4 секунды и 16 вдохов-движений. Норма: «прошмыгайте» 6 раз по 16.
Упражнение «Насос» очень результативно, часто
останавливает приступ бронхиальной астмы, сердечный приступ и припадки,
связанные с поражением печени.
Упражнение «Обними свои плечи».
И. п.: руки согнуты в локтях и подняты на уровень
плеч. «Бросайте» руки навстречу друг другу пружинисто, до отказа, как бы
обнимая себя за плечи, и одновременно с каждым «объятием» «шмыгайте» носом.
Руки в момент объятий идут параллельно друг другу (а не крест-накрест), ни в
коем случае их не менять (все равно, какая рука сверху - правая или левая),
широко в стороны не разводить и не напрягать. Освоив упражнение, в момент
встречного движения рук можно слегка откидывать голову назад (вдох с потолка).
Норма: 3 раза по 32 вдоха-движения. После каждых 32 вдохов-движений отдых 3-4
секунды.
Упражнение «Кошка».
И. п.: встаньте прямо, ступни расположены чуть уже
ширины плеч (ступни в этом упражнении не должны отрываться от пола). Сделать
легкое, по-кошачьи мягкое, танцующее приседание и одновременно с ним поворот
туловища вправо - резкий короткий вдох. Затем такое же приседание с поворотом
влево, и тоже короткий шумный вдох носом. Вправо - влево, вдох справа - вдох
слева. Выдохи происходят сами собой. Колени слегка сгибаются и выпрямляются (приседания
пружинистые, глубоко не приседать). Руки делают хватательные движения справа и
слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот делается только в талии.
Выполнять подряд 32 вдоха-движения. Затем отдых 3-4 секунды и снова 32
вдоха-движения. Норма: сделать 3 раза по 32 вдоха-движения.
Упражнение «Голова-маятник». И. п.: встаньте прямо,
ступни расположены чуть уже ширины плеч, руки опущены вдоль туловища (основная
стойка). Поверните голову вправо - сделайте шумный, короткий вдох носом. Затем
поверните голову влево - опять «шмыгните» носом. Вдох справа, вдох слева.
Посередине фазы движение головы не задерживать, шею не напрягать, вдох не
тянуть. Помните! Воздух при выдохе должен уходить самостоятельно через рот.
Норма: «прошмыгайте» носом 3 раза по 32. После каждых 32 вдохов-движений отдых 34
с.
Упражнение «Китайский болванчик». И. п.: основная
стойка. Опустите голову вниз (посмотрите на пол) - резкий, короткий вдох.
Поднимите голову вверх (посмотрите на потолок) - опять вдох. Вниз - вверх,
вдох с пола, вдох с потолка. Воздух при выдохе должен успевать уходить
самостоятельно (пассивно), не задерживайте и не выталкивайте выдохи. Норма: 3
раза по 32 вдоха.
Упражнение «Рок-н-ролл».
И. п.: основная стойка.
Поднимем левую ногу, согнутую в колене, вверх до уровня живота (голень - под
прямым углом к полу, носок тянуть вниз, как в балете). В этот момент легко приседаем
на правой ноге и делаем шумный, короткий вдох носом. После приседания обе ноги
на одно мгновение выпрямляются, занимая исходное положение. Затем поднимаем
вверх правую ногу, согнутую в колене, на левой ноге слегка приседаем и шумно
«шмыгаем» носом. Левое колено вверх - исходное положение, правое колено вверх -
исходное положение. Нужно обязательно слегка присесть, тогда другая нога,
согнутая в колене, легко поднимается вверх до уровня живота. Можно одновременно
с каждым приседанием и поднятием согнутого колена делать легкое встречное
движение кистей рук на уровне пояса.
Можно
рекомендовать учителям в середине урока сделать перерыв и 2-3 минуты
«пошмыгать» с учениками «по-стрельниковски» носом. Сразу же повысится
работоспособность, легче будет усваиваться материал/ |