Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 14:01:06
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Дыхательные движения
12.08.2011, 20:31:16

Цели:

- организовать деятельность по изучению механизма вдоха и выдоха; определению жизненной емкости легких; рассмотрению процесса обмена газов в легких и тканях;

- содействовать развитию умений сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, наблюдать и исследовать;

- создавать условия для воспитания  положительного отношения к своему здоровью.

Тип: изучения нового материала

Ход

I Орг. момент

II Мотивация

Поговорка: "Это нам надо как воздух!”, выражает особую потребность организма в воздухе.

Великий врач Древней Греции Гиппократ называл воздух "Пастбищем жизни”.

С дыханием связаны  состав крови,  движение,  чувство,  ум! Дыхание – в основе речи и пения. Даже простой вздох бессознательно выражает душевное состояние человека.

III Проверка д/з

Интеллектуальная разминка.

 

Закончи предложение

1 Дыхательная система начинается …(носовой полостью)

2 Внутренние отверстия носовых ходов называются…(хоаны)

3 В дыхательных путях между носоглоткой и трахеей располагается… (гортань)

4 Снаружи легкие покрыты плотной оболочкой…(легочной плеврой)

5 Мелкие бронхи называются…(бронхиолы)

 

Да-нет

1 Слизистая оболочка носа покрыта мерцательным эпителием (да)

2 Голосовые связки прикреплены к надгортаннику и черпаловидным хрящам (нет)

3 Хрящи трахеи образуют замкнутое кольцо (нет)

4 Стенки альвеол состоят из одного слоя эпителиальных клеток (да)

5 Над входом в гортань находится надгортанник  (да)

 

Четвертый лишний.

1 Трахея, бронхи, ротовая полость, носоглотка (ротовая полость)

2 Легочная плевра, плевральная полость, альвеолы,  пристеночная плевра (альвеолы)

3 Щитовидный хрящ, голосовые связки, трахея, черпаловидные хрящи (трахея)

 

III Актуализация

- Какое значение имеет  дыхательная система?

- Какие условия необходимы для газообмена в легких, кроме протекания крови через легкие?

(вентиляция – смена воздуха)

В организме человека нет запасов кислорода, и поэтому непрерывное поступление его в организм является жизненной необходимостью.

Тема урока  Дыхательные движения.

План:

1 Механизм легочной вентиляции:

- Вдох

- Выдох

2 Жизненная емкость легких

3 Газообмен в легких и тканях

4 Транспорт газов кровью.

 

IV Объяснение нового материала

1)      В чем секрет механизма вдоха и выдоха? (проблемный вопрос)

Прежде чем ответить,  давайте посмотрим фрагмент

видеофильма: "Механизм вдоха и выдоха”

ГИПОТЕЗЫ  (фиксируются на доске)

 

САМОНАБЛЮДЕНИЕ

Понаблюдать за движением своей клетки. Измерить сантиметровой лентой.  Насколько изменяется окружность во время вдоха и выдоха . Записать данные:

- Сделайте вывод. (при вдохе объем грудной клетки увеличивается)

- Почему при вдохе увеличивается объем грудной клетки? (сокращаются мышцы)

Какие мышцы сокращаются? (межреберные и диафрагма)

При расширении грудной клетки – легкие также расширяются.

НО В легких нет мышц, которые могли бы их попеременно сжимать и расширять.

Почему не имеющие мышц легкие следуют за движениями грудной клетки?

( Плевральная щель – образована между двумя листками плевры и герметически закрыта. Давление в ней ниже атмосферного. За счет отрицательного давления в плевральной полости легкие следуют за расширившейся грудной клеткой – растягиваются)

Как изменилось давление в легких  по отношению к атмосферному при их расширении?

Легкие, следуя за грудной клеткой, расширяются, давление в них уменьшается, становится ниже атмосферного. Поэтому воздух по воздухоносным путям устремляется в легкие.

При выдохе внутренние межреберные мышцы опускают ребра, диафрагма расслабляется и становится выпуклой. Грудная полость возвращается в исходное состояние, легкие уменьшаются в объеме, давление в них увеличивается, становится чуть выше атмосферного, поэтому избыток воздуха устремляется из легких.

 

Составление схемы в тетради совместно с учителем

ВДОХ

Сокращение дыхательных мышц

 

Увеличение объема грудной клетки

 

Уменьшение давления в грудной полости и полости легких

 

Засасывание атмосферного воздуха через воздухоносные пути

 

Составление схемы самостоятельно

 

ВЫДОХ

Опускание ребер и расслабление диафрагмы

 

Уменьшение объема грудной клетки

 

Увеличение давления в легких

 

Выталкивание части воздуха наружу

Возвращаемся к проблеме. В чем причина  вдоха и выдоха?

 

ВЫВОД: причина вдоха и выдоха – изменение объема грудной клетки и изменение давления в грудной полости

Проверка гипотез.

 

Умеете ли вы правильно дышать? Оказывается, это очень важно, особенно зимой и в переходный зимне-весенний период, во время эпидемии гриппа. По утверждению специалистов, при неправильном дыхании заметно увеличивается вероятность попадания в организм возбудителей респираторных инфекций, что повышает риск заболевания гриппом или простудой.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Упражнение Надувной мяч (глубокий вдох на счет 1 2 3 пауза  выдох на счет 1 2 3 4)

 

2)      Вспомните показатели работы кровеносной системы?

Одним из важных показателей состояния дыхательной системы является жизненная емкость легких. Что же такое жизненная емкость легких?

 

ЖЕЛ (3.5)   ДО (0.5) + РОВдоха (1.5) + РОВыдоха (1.5)

+

Остаточный объем

 

Общая емкость легких

 

Таблицы «ЖЕЛ у людей разного возраста», «ЖЕЛ у спортсменов»

Как вы думаете, от чего зависит жизненная емкость легких? (от образа жизни человека)

- Почему нетренированные люди задыхаются при беге?

( у тренированных людей ЖЕЛ выше, а дыхание становиться редким и глубоким)

- Как вы думаете, почему у пловцов наибольшая жизненная емкость легких?

- А к чему может привести тучность и малоподвижный образ жизни?

Вы правы. Действительно у людей тучных и ведущих малоподвижный образ жизни жизненная емкость меньше, чем у спортсменов, так как у них наступает атрофия мышц, как следствие мышечная масса уменьшается, а подкожно-жировой слой увеличивается. Все это ведет к уменьшению объема грудной полости

3 )А как вы думаете, меняется ли состав воздуха, когда мы дышим?

Таблица 2 (стр. 126) "Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха”.

В чем состоит отличие вдыхаемого воздуха от выдыхаемого?

(Из нее видно, что в выдыхаемом воздухе содержится кислорода почти на 5% меньше, чем во вдыхаемом, а количество углекислого газа в выдыхаемом воздухе возрастает больше, чем в 100 раз. Как же это происходит?

Почему в выдыхаемом воздухе увеличивается количество углекислого газа и уменьшается количество кислорода? (Проблемный вопрос)

Для того чтобы разобраться, как же это происходит, давайте вспомним, какое строение имеют легкие? (состоят из мелких легочных пузырьков - альвеол).

Вы знаете, альвеолы легких образуют огромную поверхность равную площади волейбольной площадки.

Посмотрите, все альвеолы окутаны сетью мельчайших кровеносных сосудов – капилляров. Их стенки так же тонки, как и стенки альвеол, они очень плотно прилегают друг к другу.

Какая кровь по капиллярам поступает к альвеолам? (венозная, насыщенная углекислым газом).

Воздух в легких наоборот богат кислородом, а углекислого газа в нем практически нет. И в этот момент срабатывает закон диффузии, когда молекулы газов с большей концентрацией устремляются туда, где их концентрация меньше. Таким образом, кислород из легочных альвеол устремляется в кровь.

А что же происходит с кислородом в крови? (соединяется с гемоглобином эритроцитов).

В результате данного процесса происходят изменения и с кровью. Какой она становится? (артериальной)

А как вы думаете, что же произошло с углекислым газом? (углекислый газ из кровеносных сосудов устремляется в легочные альвеолы и через воздухоносные пути удаляется в окружающую среду)

Итак, почему же в выдыхаемом воздухе увеличивается количество углекислого газа и уменьшается количество кислорода?

Значит результатом газообмена в легких стало превращение венозной крови в артериальную, насыщение ее кислородом.

А для чего нужен кислород нашему организму? (для обменных процессов).

Чтобы в нашем организме проходили реакции обмена веществ, кислород с током крови должен попасть в каждую клеточку нашего тела. Этому способствует процесс газообмена в тканях.

Газообмен в тканях.

Для того чтобы подробнее узнать, как осуществляется процесс газообмена в тканях прочитайте в учебнике на странице 127  раздел Обмен газов в тканях  и ответе на следующие вопросы:

  1. По сосудам какого круга кровообращения кислород поступает к тканям нашего организма?
  2. Как в организме образуется углекислый газ?
  3. Что происходит с углекислым газом?
  4. Как изменяется кровь в результате газообмена в тканях?

V Закрепление.

Тест (см приложение) Самопроверка

 

Вопросы для рассуждения.

В бою солдат получил проникающие ранения грудной клетки. Хотя оба легких не были повреждены, раненый все же умер от удушья. Почему?

 

Известно, что новорожденный ребенок дышит в 4 раза чаще, чем взрослый человек, Предложите объяснения этого факта

 

VII Подведение итогов.

Рефлексия

Давайте посмотрим, что мы знаем и умеем по этой теме.

Могу….

Умею….

Достигли ли мы поставленных в начале урока целей?

VI Д/З 24, стр. 125-128

 

Рабочие материалы к уроку «Дыхательные движения»

 

1  Проанализируйте показатели ЖЕЛ у людей разного возраста и пола

Возраст

Жизненная емкость легких

Дети 5-6 лет

1,2 л

Женщины

2,5–3,5 л

Мужчины

4–5 л

Спортсмены

5,5–6 л



Как вы думаете, от чего зависит жизненная емкость легких?

 

Проанализируйте средние показатели ЖЕЛ спортсменов, занимающихся разными видами спорта

 

 

Показатели ЖЕЛ, л

Штангист

4

Футболист

4.2

Гимнаст

4.3

Легкоатлет

4.7

Пловец

4.9

Гребец

5.5-6

- Как вы думаете, почему у пловцов наибольшая жизненная емкость легких?

 

2  Газообмен в тканях.

  • По сосудам какого круга кровообращения кислород поступает к тканям нашего организма?
  • Как в организме образуется углекислый газ?
  • Что происходит с углекислым газом?
  • Как изменяется кровь в результате газообмена в тканях?

Тест

1 При вдохе:А) межреберные мышцы и диафрагма поднимаются, объем грудной клетки не изменяется;

Б) межреберные мышцы и диафрагма опускаются, объем грудной клетки уменьшается;

В)  межреберные мышцы поднимаются, диафрагма опускается, объем грудной клетки увеличивается

2 При выдохе: а) объем грудной клетки не изменяется, межреберные мышцы и диафрагма расслабляются; б) объем грудной клетки уменьшается, межреберные мышцы расслабляются, диафрагма поднимается; в) объем грудной клетки увеличивается, легкие сдавливаются

3 Жизненная емкость легких включает объемы: А) дыхательный, резервный объем выдоха; б) дыхательный, резервный объем вдоха; в) а+б

4  Газообмен в легких и тканях происходит путем: А) диффузии; б) осмоса; в)  активного транспорта;

5 Давление воздуха в альвеолах легких: А) всегда равно атмосферному; б) всегда ниже атмосферного; в) ниже атмосферного во время вдоха и выше атмосферного во время выдоха; г) выще атмосферного во время вдоха и ниже атмосферного во время выдоха.

Категория: БИОЛОГИЯ | Добавил: Носик | Теги: биология в школе, урок биологии, зоология, учителю биологии, конспект урока, готовые конспекты уроков, ботаника
Просмотров: 1929 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0