Цели:
- Образовательная: знакомство с дымковской игрушкой как одним из видов
народного творчества. Научить выполнять роспись в традициях дымковских
игрушек. Развивать умение наилучшим образом размещать узор на форме.
- Воспитательная: прививать качества аккуратности и внимательности,
собранности при выполнении приемов рисования. Воспитание художественного
вкуса, привитие любви детей к народной игрушке, формирование умения
коллективизма, взаимовыручки.
- Развивающая: систематизировать и дополнить знания, полученные в детском
саду о дымковской игрушке и народных промыслов. Развитие эстетических
качеств.
Методы проведения занятия: рассказ по введению в тему, беседа с
учащимися по созданию дымковской игрушки, показ элементов дымковского узора,
самостоятельная работа учащихся.
Объект исследования: дымковские игрушки, таблицы, иллюстрации,
трафареты.
Межпредметные связи: история, литература, музыка.
Материально-техническое оснащение:
- Оборудование учебной мастерской, инструменты, приспособления.
- Методические таблицы " Дымковская игрушка”, " Дымковские узоры”.
- Дымковские игрушки, слайды, открытки.
Литература для учащихся:
- Программа с краткими методическими рекомендациями. Изобразительное
искусство и художественный труд 1–8 классы. Москва " Просвещение” 1992 г.
- Н.М.Сокольникова "Изобразительное искусство и методика его
преподавания в начальной школе”, Издательский центр " Академия”,
1999 г.
План урока:
- Вводная беседа.
- Изучение элементов росписи игрушки.
- Физкультминутка.
- Выполнение элементов дымковского узора.
- Самостоятельная работа.
- Выставка работ. Подведение итогов.
Ход урока
Организационный момент. (5 мин.)
Сообщение темы и цели урока.
Ребята, у вас дома есть игрушки. Они сделаны из разных видов современных
материалов: пластмассы, резины, металла, меха.…Но наряду с ними до сих пор еще
пользуются большой популярностью народные глиняные и деревянные игрушки. В руках
мастеров происходит чудесное превращение природного материала в удивительные
творения. Места, где живут мастера, называют центром народных промыслов. Их
много. Сегодня мы познакомимся с одним из них – дымковскими глиняными игрушками.
В большом селе Дымково, что недалеко от реки Вятки, родилась дымковская игрушка.
(Слайд или фото "Деревня Дымково”.) Презентация,
Приложение 2
Дым идет из труб столбом
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали,
И село большое Дымково назвали. (Народное творчество)
Веселый игрушечный народец отличается яркими красками.
(Демонстрация дымковской игрушки.)
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы! В.Фофанов
В давние времена жители этой слободы от мала до велика, лепили глиняную
игрушку к весенней ярмарке. Зимой слобода вся в дыму оттого, что топят печи,
обжигают игрушки, в пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой,
возможно от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называться
дымковскими. Что же это за игрушки? Давайте посмотрим.
(Демонстрация игрушек, иллюстраций " Олень”, " Индюк”, " Барыня” и т.д.)
У этого Оленя – золотые рога.
Через горные отроги
Через крыши деревень,
Краснорогий, желторогий
Мчится глиняный олень. (Народное творчество)
Краше всех индюк: хвост, что букет или яркое солнышко.
Вот индюк народный
Весь такой он складный.
У большого индюка
Расписные бока.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост –
Точно солнечный цветок.
Да алеет гребешок. (Народное творчество)
Дымковская барыня вся в оранжевых, золотых, алых и зеленых узорах.
Посмотрите, как хороша эта
Девица – душа
Щечки алые горят,
Удивительный наряд. (Народное творчество)
В: Что же общего у всех этих игрушек? (Белый фон, яркие краски, геометрические узоры.)
Как вы думай те, какой краской сначала покрывают игрушку? (Белой.)
В: А знаете почему?
Можно предположить, что белый фон взяли мастера от заснеженных полей. Лепили
игрушку зимой, когда вокруг белым – бело. Сидит мастер у окна, видит вокруг все
в снегу, и хочется ему сделать игрушку такой чистой и белой как снег. Но ведь
игрушку делали к празднику, поэтому расписывали их яркими красками, которые
особенно хорошо выделяются на белом фоне. В дымковской игрушке радует пышность
форм, буйство цвета и жизнерадостная фантазия.
В: Нравятся ли вам эти игрушки? Почему? Где расположены узоры на
дымковской игрушке? Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек? (Клеточки, кружочки, точки, полоски и др.)
Физкультминутка.
Учитель предлагает потренироваться в выполнении элементов росписи на бумаге.
(Учитель показывает на доске – учащиеся повторяют в альбомах.)
Повторить правила работы с красками и кисточкой.
Учитель предлагает детям стать мастерами – расписать трафарет дымковской
игрушки.
В процессе самостоятельной работы педагог оказывает индивидуальную помощь.
В конце урока устраивается выставка работ учащихся. Вместе с учителем дети
выбирают лучшие работы. Он не забывает похвалить каждого ученика, отметить в
игрушке то, что лучше всего удалось.
И в заключении спросить у детей:
Что нового они узнали? Что научились выполнять самостоятельно? И т.д.
Д\з: научите родителей элементам дымковского узора.
|