Здравствуйте, ребята. Сегодня я пришла к вам не с пустыми руками.
Я принесла свою любимую музыку. Послушайте её.
Звучит «Hello, Dolly» Луи Армстронга.
Как вы думаете, что это за музыка? (Джаз) (слайд№2)
Конечно, это джаз. И сегодня мы с вами поближе
познакомимся с этим
стилем музыки и узнаем, как развивался джаз. Сделаю вам
небольшую
подсказку: джаз имеет несколько этапов развития. Мы с вами
остановимся
на четырёх. (Слайд
№3)
А именно: ритмы Западной Африки, спиричуэлс, блюз и
рэгтайм.
После открытия Колумбом Америки многие люди хотели
изменить свою
жизнь и отправлялись на кораблях в Новый свет. Но в трюмах
этих
кораблей был «живой груз» - негры-рабы, которых везли для
работ
на плантациях. Первые мореплаватели обратили внимание на
необычную
манеру пения темнокожих жителей. Они словно были заполнены
ритмом.
(Слайд №4).
И как вы уже догадались, это был первый этап развития
джаза: РИТМЫ
ЗАПАДНОЙ АФРИКИ. Чтобы немного представить
себе, что
это такое, давайте с вами немного поиграем. Сейчас каждый
из вас,
пожалуйста отбейте два удара ногами.
А теперь, на каждые два удара ногами, наложите три
хлопка в ладоши.
Для европейцев эта задача выполнима, хотя и с небольшими
трудностями.
А вот для любого ребёнка Африки этот ритм считается
примитивным.
Особенностью чёрной расы является умение улавливать и
воспроизводить
любой, даже самый трудный и невообразимый ритмический
рисунок. И
если вы сейчас покопаетесь в своей памяти, то непременно
вспомните,
что барабанщиком в любом джаз-бэнде является именно
темнокожий музыкант.
Но, привезя рабов на плантации, и пытаясь более успешно
управлять
ими, рабовладельцы объединяли негров в единую веру, в
православную
веру. Именно вера сыграла важную роль в развитии джаза.
Так во второй
половине 18 века возникли негритянские религиозные
песнопения, СПИРИЧУЭЛС.
(Слайд
№5)
Мне хотелось бы сказать, что джаз – это наверное
единственный
вид музыки, который предполагает активное прослушивание.
Во время
джазовых концертов, зрители притоптывают, прихлопывают,
прищёлкивают,
вобщем, активно проявляют своё отношение к музыке. И
поэтому, я
попрошу вас, проявите ваши эмоции активно. Послушайте
спиричуэл
«Go down? Moses» в исполнении замечательного джазмена Луи
Армстронга.
Как вы понимаете, спиричуэлс имеет серьёзное религиозное
содержание.
В данном произведении рассказывается о том, как Моисей вёл
свой
народ в течении 40 дней по пустыне к земле обетованной,
испытывая
голод и жажду, но имея твёрдую веру в Божественную силу.
Звучит «Go down? Moses» Луи Армстронга.
Я вижу в ваших глазах удивление. В чём же дело, что
удивило и
насторожило вас? (Содержание не соответствует форме.)
Спиричуэлс
всегда
имеет светлый, жизнерадостный характер. Вот так темнокожий
народ
воспринимает веру. (Слайд
№6)
Но как и всё остальное, джаз не стоял на месте, и
появился
БЛЮЗ. (Слайд
№7)
Звучит блюз «What a wonderful world» Луи
Армстронга.
Ребята, вы узнали эту песню? (Она звучала в рекламе)
Я специально использовала на нашем уроке именно это
джазовое произведение,
чтобы вы поняли насколько велико значение джаза в
музыкальном мире.
Рекламщики, люди, которые создают рекламу, являются
отличными психологами,
они знают, какую музыку, в каком значении использовать. В
данном
случае были необходимы сильные положительные эмоции, и
именно этот
блюз вызвал таковые.
Ну а теперь, давайте с вами подумаем, отличается ли
спиричуэлс
от блюза, и если изменения есть, то какие? (Слайд
№8)
Слово «blue» в художественном переводе звучит как:
«кошки на душе
скребут». И действительно блюз имеет меланхоличный,
немного печальный
характер. Поэзия блюза красочна и проста, в блюзе поётся
обо всём
на свете: о неразделённой любви, утраченном достоинстве,
непосильном
труде, о прекрасной природе и т.д.. Для них характерен
текст, в
котором звучит некая недосказанность и неоднозначность –
грусть
очень часто соседствует с юмором. Вот такая горько-сладкая
блюзовая
смесь
И теперь пришло время для следующего вида джаза: РЭГТАЙМ.
(Слайд №9) Не забывайте об активном прослушивании
джаза.
Звучит «Ragtime» Скотта Джоплина.
Я увидела, как многие из вас не могли сдержаться и
немного пританцовывали,
почему же? (этот произведение призывает к танцу) (Слайд
№10) Вы абсолютно правы, ведь рэгтайм создан для
танца.
А какие ещё отличительные черты у рэгтайиа? (яркая,
восторженная
мелодия, быстрый темп)
Вот мы с вами и познакомились с основными направлениями
джаза.
Их множество, но рамки урока не позволяют нам послушать и
ощутить
их магию на себе.
Но давайте с вами подумаем, почему же джаз – дитя двух
культур?
(Главными составляющими джаза явились ритмы Африки и
европейская
гармония)
Говоря о джазе, нельзя не упомянуть о великих джазменах:
(Слайд №11) Луи Армстронг, его произведения вы
уже слышали.
Вокалистка, обладающая восхитительным тёплым тембром
голоса, Элла
Фитцжеральд.
Звучит «Blue Garden»
К какому виду джаза можно отнести данное произведение? (блюз)
Следующий джазмен – Дюк Эллингтон. (слайд
№12)
Звучит блюз Дюка Эллингтона.
В качестве вывода, что же такое джаз? (Слайд
№13) Однажды редактора самого знаменитого
джазового журнала
спросили: «Что такое джаз?» Позже он сказал: «Вы никогда
не видели,
чтобы человека так быстро поймали на месте столь простым
вопросом».
Дело в том, что до сих не существует единого определения
джаза.
Неудачи в этом плане связаны в первую очередь, с
невероятной скоростью
развития джаза. Джаз легче узнать, услышав его, чем
описать словами.
Пусть для каждого из вас джаз станет чем-то особенным, тем
источником
сильных положительных эмоций.
И в конце нашего урока давайте выучит песню, которая
позаимствовала
многие черты джаза, называется она «Девятый класс» |