Цель: познакомить учащихся с современным музыкальным стилем Джаз.
Задачи:
- Образовательные: познакомить с историей джаза, истоками джаза,
характерными чертами джазовой музыки, выдающимися джазовыми исполнителями.
- Развивающие: пробудить интерес учащихся к изучаемой теме через
творческую деятельность учащихся.
- Воспитательные: воспитывать и прививать эстетический вкус у учащихся,
любовь к джазовой музыке.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: традиционный.
Методы: эмоциональной драматургии, забега вперёд и возвращения к
пройденному, поисковый, стимулирующий, нравственно-эстетического познания
музыки.
Общеметодические методы обучения: словесный, наглядный, практический,
закрепления.
Новые понятия: спиричуэлс, блюз, рэгтайм, импровизация.
Оборудование: раздаточный материал, звукозаписи джазовой музыки,
синтезатор.
Ход урока
I. Организационный момент.
Слушание песни Луи Армстронга «Hello, Dollu».
II. Актуализация «опорных» знаний учащихся.
- Что необычного вы услышали?
- Эта музыка вам знакома?
- А кто не знает, не слышал?
III. Постановка цели и задач урока.
И сегодня мы с вами познакомимся с этим стилем музыки и узнаем, как
развивался джаз, истоками джаза, джазовыми исполнителями.
IV. Первичное усвоение нового теоретического материала.
1. Рассказ учителя о происхождении джаза.
Джаз имеет несколько этапов развития. Джаз многолик. История джаза – часть
истории XX века. Широко известная легенда гласит, что
джаз родился в Новом Орлеане, откуда на старых колесных пароходах добрался до
Мемфиса, Сент-Луиса и, наконец, до Чикаго.
Обоснованность этой легенды в последнее время ставилась под сомнение рядом
историков, и в наши дни бытует мнение, что джаз возник одновременно в разных
местах Америки, в первую очередь в Нью-Йорке, Чикаго и Сент-Луисе. И всё-таки
старая легенда по-видимому, недалека от истины. Джаз действительно возник в
Новом Орлеане, в его бедных кварталах и пригородах, и потом распространился
(хотя и необязательно, но по всей стране). Возможно самое убедительное
свидетельство в пользу того, что родина джаза – Новый Орлеан, заключается в
характере самого города. Этот город не похож ни на один город США. Этот город
буквально пронизан музыкой и танцами. Весёлый, шумный, пёстрый, он выделялся
среди других городов своей музыкальностью и поэтому давал большие возможности
для самовыражения. Излюбленные инструменты джазистов – труба, кларнет, рояль,
саксофон, банджо, ударные.
2. Выполнение практических упражнений.
Негры удивительно музыкальны. Особенно тонко и изощрённо их чувство ритма.
Они словно были заполнены ритмом. В редкие часы отдыха негры пели, аккомпанируя
себе хлопками в ладоши, ударами по пустым ящикам, жестянкам – всё, что
находилось под рукой. Музыкальная одарённость негритянского народа сказалась в
удивительном многообразии – свободе и вместе с тем чёткости ритмов с характерным
для джаза смещением акцентов с сильной доли на слабую. Синкопа переносит
ритмический упор на слабую долю и этим создаёт ритмический перебой, вносящий в
музыку напряжённость, остроту. Центральной фигурой в ритм – группе является
барабанщик. Именно он задаёт ритм музыки.
Чтобы немного представить себе, что это такое, давайте с вами немного
поиграем.
Сейчас каждый из вас отбейте два удара ногами. А теперь на каждые два удара
ногами, наложите три хлопка в ладоши. (Сначала показывает учитель, затем все
вместе, Можно разделить класс на две половины: первая половина два удара ногами,
вторая – три хлопка в ладоши.)
Для европейцев эта задача выполнима, хотя и с небольшими трудностями. А вот
для любого ребёнка Африки этот ритм считается примитивным. Особенностью этой
расы является умение улавливать и воспроизводить любой даже самый трудный
ритмический рисунок. И если вы сейчас покапаетесь в своей памяти, то непременно
вспомните, что барабанщиком в любом джаз-бэнде является именно темнокожий
музыкант.
Джазмен немыслим без умения импровизировать. Каждый исполнитель, каждый
инструмент самостоятельны, свободны, не стеснены написанной партитурой.
В переводе с латинского импровизация – внезапный, неожиданный.
Попробуем по импровизировать. (Вместе с учителем.)
Так, что же является основой джаза?
Ответ учащихся – ритм, импровизация.
Мне хотелось бы сказать, что джаз – это наверно единственный вид музыки,
который предполагает активное прослушивание. Во время джазовых концертов зрители
притоптывают, прихлопывают, прищёлкивают, в общем, активно проявляют своё
отношение к музыке. И поэтому я попрошу вас, проявите ваши эмоции активно.
3. Рассказ учителя об истоках джаза.
Невероятно тяжела бала жизнь негров, и это глубоко отразилось на их музыке.
Именно вера сыграла важную роль в развитии джаза. Негры пели по – своему,
вкладывая в них всю боль, всю страстную надежду на лучшую жизнь хотя бы за
гробом. Привезя рабов на плантации и пытаясь более успешно управлять ими,
рабовладельцы объединяли негров в единую веру, в православную веру.
Так во второй половине XX века возникли негритянские
религиозные песнопения СПИРИЧУЭЛС.
Спиричуэлс – песни североамериканских негров религиозного содержания.
Слушаем произведение « Молитва» и анализируем. (Уч-ся определяют – лад, темп,
динамику, характер, высказывают своё мнение о прослушанном произведении.)
Как вы понимаете, спиричуэлс имеет серьёзное религиозное содержание.
Но как и всё остальное джаз не стоял на месте и появился блюз
Слово (blue) в художественном переводе звучит как:
«кошки на душе скребут». И действительно блюз имеет меланхоличный, немного
печальный характер.
Поэзия блюза красочна и проста, в блюзе поётся обо всём на свете: о
неразделённой любви, утраченном достоинстве, непосильном труде, о прекрасной
природе. Для него характерен текст в котором звучит некая недосказанность и
неодназначность – грусть очень часто соседствует с юмором. Вот такая
горькая-сладкая блюзовая смесь.
Блюзы – народная песня американских негров с грустным, печальным
оттенком. Блюзы писались обычно в сопровождении банджо или гитары.
Слушаем произведение и анилизируем.
А теперь давайте с вами подумаем отличается ли спиричулс от блюза, и если
изменения есть, то какие? (Находим различия.)
И теперь пришло время для следующего истока джаза: рэгтайм. (Слушание.)
Рэгтайм – танцевальная музыка особого склада, музыка использовалась
при исполнении полек и кадрилей.
Я увидела, как многие из вас не могли сдержаться и немного пританцовывали,
почему же?
Это произведение призывает к танцу. Рэгтайм создан для танца. А какие ещё
отличительные черты у рэгтайма? (Яркая, восторженная мелодия, быстрый темп.)
Вот мы и познакомились с основными истоками джаза.
4. Презентация ученика на тему: «Творчество Луи Армстронга».
Говоря о джазе нельзя упомянуть о великих джазменах. Я хочу предложить вам
сообщение об удивительном исполнителе, композиторе Луи Армстронге. (сообщение
ученика) презентация.
V. Обобщение и закрепление.
На каждом уроке мы должны узнавать, что – то новое. А вы узнали новое?
Давайте проверим?
(Кроссворд.)
Домашнее задание было узнать, а в нашем городе есть этот стиль – джаз?
Я приготовила для вас сюрприз, мы с вами говорили о джазе, а теперь пришло
время послушать джаз вживую.
В исполнении ученицы прозвучит фрагмент джазовой музыки.
VI. Заключительное слово учителя.
Джаз – великая культура. Джаз легче узнать, услышать его, чем описать своими
словами. Джаз дал начало рок-н-роллу, открыл дорогу многим певцам. Рок,
эстрадная музыка, музыка кино, симфоническая музыка тоже заимствовали многие
элементы джаза. Пусть для каждого из вас джаз станет чем-то особенным,
источником сильных положительных эмоций.
Надеюсь, что вы полюбите джаз.
VII. Рефлексия.
А сейчас аплодисментами покажите своё отношение к уроку.
По вашим аплодисментам мы поймём понравился ли вам урок. |