Цель и задачи:
- рассказать о возникновении джаза, характерных чертах джазовой музыки
- актуализация знаний детей о джазовой музыке
- прививать любовь к музыке.
Оборудование:
- компьютер,
- мультимедиа,
- экран,
- презентация;
- звукозаписи джазовой музыки.
Ход урока
1. Организационный момент
Вход учащихся под песню Луи Армстронга "Hello ,Dolly”
Учитель: Ребята, мы вошли в класс сегодня под несколько необычную для вас
музыку, какую?
Ученики. Это джаз.
Учитель. Да, это джаз. Джаз многолик, история джаза- часть истории ХХ
века. Когда начинаешь говорить о каком-то явлении, то всегда на что-то
опираешься. Что же лежит в основе джаза? Каковы его корни, прежде всего,
национальные?
Послушаем сообщение о джазе. (Сообщение делает ученик.)
Появившееся в начале XX века слово jazz стало обозначать тип новой,
зазвучавшей тогда впервые музыки, а также оркестр, который эту музыку исполнял.
Что же это за музыка и как она появилась?
Джаз возник в США среди угнетенного, бесправного негритянского населения,
среди потомков черных рабов, когда-то насильно увезенных со своей родины.
В начале XVII века прибыли в Америку первые невольничьи корабли с живым
грузом. Его быстро раскупили богачи американского Юга, которые стали
использовать рабский труд для тяжелых работ на своих плантациях. Оторванные от
родины, разлученные с близкими, изнемогавшие от непосильного труда, черные
невольники находили утешение в музыке.
Негры удивительно музыкальны. Особенно тонко и изощренно их чувство ритма. В
редкие часы отдыха негры пели, аккомпанируя себе хлопками в ладоши, ударами
по пустым ящикам, жестянкам – всему, что находилось под рукой.
Вначале это была настоящая африканская музыка. Та, которую невольники
привезли со своей родины. Но шли годы, десятилетия. В памяти поколений стирались
воспоминания о музыке страны предков. Оставались лишь стихийная жажда музыки,
жажда движений под музыку, чувство ритма, темперамент. На слух воспринималось
то, что звучало вокруг – музыка белых. А те пели, в основном, христианские
религиозные гимны. И негры тоже стали петь их. Но петь по-своему, вкладывая в
них всю свою боль, всю страстную надежду на лучшую жизнь хотя бы за гробом. Так
возникли негритянские духовные песни спирячуэлс. Духовные песнопения
североамериканских негров, так называемые "спиричуэлс", возникли в США уже во
2-й половине 18-го века, вследствие обращения негров в христианство.
Как правило, это коллективная молитва с разделением функций проповедника и
прихожан. Европейские жанры, послужившие основой спиричуэл, это в первую очередь
гимны, светский и духовный англо-кельтский фольклор, псалмы с текстами,
относящимися, главным образом, к содержанию Ветхого Завета. Ранние спиричуэл
исполнялись без музыкального сопровождения, они существовали, как вокальное
произведение для солиста и хора. Позже, во второй половине XIX века возникают
концертные образцы культовой музыки, написанные композиторами и перенесенные на
ноты.
Спиричуэлс и сейчас звучат с эстрады в исполнении классических и джазовых
певцов, а лучшей исполнительницей их признана замечательная негритянская певица
Махелия Джексон.
Учитель (выписывает на доске имя): Одним из исполнителей
спиричуэлс был великий негритянский певец Поль Робсон.
"Hammer Song” – в исполнении Поля Робсона – слушание.
Учитель: Ребята, ваше впечатление?
Ученики: Красота, поэтичность и богатство этой музыки – представление о
необычайной музыкальной одаренности негров.
Учитель: Можно ли молитву отнести к легкой по содержанию музыке?
Ученики: Конечно, нет.
Учитель. Музыкальная одаренность негритянского народа сказалась в
удивительном многообразии , свободе и вместе с тем четкости ритмов с характерным
для джаза смещением акцентов с сильной долей на слабую ("синкопами”), в
талантливой импровизации исполнителей.
Учитель: Я хочу предложить вам сообщение об изумительном исполнителе,
композиторе, подлинном гении джаза, Луи Армстронге.
Учитель: Выписывает на доске имя.
1-й ученик. Родился в бедности, в Новом Орлеане 1900 г. Дед был рабом,
мать – прачкой Мэри Энн. Родители разошлись. Воспитывала бабушка по отцовской
линии. 1913 год . Новый Орлеан шумно отмечал праздник торжеством и фейерверками.
Раздобыв пистолет, выстрелил в воздух. Отправлен в колонию для малолетних
цветных "Уэйорс Хоум”. Там был создан медный духовой оркестр, его привлекли к
творческой работе. Руководитель – Питер Девис, он сделал Луи горнистом колонии,
затем научил играть на корнете. "Эта колония для меня была скорее школой –
пансионатом, нежели тюрьмой”. (Армстронг хорошо овладел игрой на корнете). Через
3 года отец забрал его для нянчания (нянчил сводного брата от второго брака
отца), В 16 лет – разносил и продавал угль. Организовал маленький оркестрик,
который играл в дешевых барах и на вечеринках.
2 ученик
- 18 лет – ведущий корнетист.
- 24 года – женился на Лиллиан Харден, пианистке из оркестра Оливера.
- 25 лет – первые грамзаписи.
- 1929 год – переехал в Нью-йорк. 17 лет был солистом большого оркестра.
Ведущий представитель нового вида искусства, известного во всем мире. Много
гастролировал. Челюсти стали железными. Длительная гастрольная поездка по
Европе.
- 1946 год – эпоха свинга внезапно оборвалась, стал петь после 1950 года.
"Хелло, Долли”, "Мэки Найф”. (Л.Армстронг "Wonderful world ”)
Учитель: Ребята, спасибо за исчерпывающее сообщение, садитесь. Для многих
загадка: в чем же неповторимость игры Луи Армстронга?
Ученики: Виртуозное владение инструментом. Именно он привнес в джаз игру
в высоком регистре, обогатил палитру джаза уникальными звуками. Чувствовал форму
музыкального произведения. Мог быть прекрасным архитектором или драматургом. Его
лучшие работы – драматические миниатюры. Заслуга: превратил джаз из коллективной
музыки в искусство сольной игры.
Учитель: На протяжении всей истории своего развития джаз породил
множество разных школ, направлений, стилей.
Из всех форм негритянского вокального искусства самое существенное влияние на
формирование и развитие джаза оказал блюз. Блюзы исполнялись соло в
сопровождении гитары или губной гармошки. В них поется о потерянной любви и
утраченном человеческом достоинстве, о горькой неволе и непосильном труде.
Рэгтайм, наряду с блюзом, является важнейшим источником, из которого
возник джаз. Как популярная народная музыкальная форма, он получил известность в
США примерно с 1870-х. Именно тогда уже менестрели исполняли афроамериканский
танец кейкуон под аккомпанемент банджо, гитары или мандалины с
характерными для рэгтайма ритмическими рисунками: синкопированным ритмом и
краткими неожиданными паузами на сильных долях такта. Фотография Д.Гершвина.
Джаз оказал влияние на другие формы музыкального искусства. Самый известный
пример- творчество известного американского композитора Джорджа Гершвина. Сперва
Гершвин стал известен своими джазовыми лирическими песнями, в которых уже ясно
слышались связи с европейской музыкой. Но на этом он не остановился. Он поехал в
негритянскую рыбацкую деревню в одном из штатов Америки, где изучил обряды,
танцы, песни негров. Затем он сочинил оперу "Порги и Бесс”, в основу которой
положил мысль, что черные заслуживают не меньшего уважения, чем белые. Это была
первая опера в стиле симфоджаза.
Гершвин был первым, кто в основу своей музыки положил негритянскую народную
музыку джазового характера, сочетая ее с приемами европейской симфонической
музыки. Это было неожиданно, необычно и обратило на себя внимание во всем
мире.
Так возник стиль музыки, получивший название "симфоджаз”.
Может, вы сами попытаетесь расшифровать это слово?
Ученики. Это слияние симфонической музыки и джаза.
Учитель .Послушайте фрагмент из "Рапсодии в блюзовых тонах”
Учитель. В импровизационном джазе нет точной записи исполняемой музыки ,
есть лишь основа в виде какой –либо известной мелодии. Музыканты импровизируют
свою партию, свободно варьируя эту мелодию, это требует от музыкантов не только
исполнительского мастерства , но и творческого дара.
Примером вышесказанного может служить исполнение джазовой композиции русским
музыкантом Даниилом Крамером.
Просмотр презентации по теме урока. 2. Разучивание песни "Джаз” Я. Дубравина
– Ритм прохлопать по фразам.
– Можно ли отнести джаз к легкой музыке?
3. Итог урока
– С появлением джаза связано возникновение такого понятия, как массовая
культура. Джаз дал начало ритм-энд-блюзу, рок- н-роллу, открывшим дорогу многим
певцам, в том числе и Элвису Пресли.
"Рок”, "фанк”, "соул”, эстрадная музыка, музыка кино и телевидения,
симфоническая и камерная музыка (современная) тоже заимствовали многие элементы
джаза.
Под музыку "Into Each Life Some Rain Must” уч – ся уходят с урока.
|