самого себя, для собственного удовольствия. За это,
конечно,
приходится расплачиваться: меня считают
человеком
дивным, нелюдимым. Но я хочу, прежде
всего,
отгородить себя и свою работу от других».
Дж.Д.Сэлинджер
Уединившийся
писатель.
Сэлинджер
родился 1 января 1919 года в Нью-Йорке в семье зажиточного торговца. Учился в
3-х колледжах, но не закончил ни одного. Путешествие в Европу, куда его
отправил отец для изучения колбасного производства, закончилось тем, что Сэлинджер
познакомился с образцами европейской многовековой культуры.
Вернувшись
в Америку, Сэлинджер решает профессионально заняться литературным делом. В
1940г. в журнале «Стори» был опубликован его первый рассказ – «Молодые люди». В
1953 году вышел сборник «Девять рассказов». Творческое наследие Сэлинджера
невелико: серия рассказов и повесть «Над пропастью во ржи». Последний свой
рассказ писатель опубликовал в 1965 году. И перестал печататься. И не давал
интервью. О его жизни мы знаем немного.
«НАД
ПРОПАСТЬЮ ВО РЖИ».
Пятидесятые
годы – это существенные изменения на международной аренде, наступление периода
«холодной войны», а в США и маккартизма (Маккартизм – реакционное течение в
политической жизни США. Маккарти – сенатор США, в 50-е годы ХХ века развернул
кампанию преследования прогрессивных движений). Некоторые писатели начинают
исповедывать конформизм, т.е. пассивное восприятие существующего порядка,
приспособленчество, невмешательство. А такие писатели, как Хэмингуэй, Фолкнер,
Стейнбек, активно протестуют против идеологии молчания.
Сэлинджер
был среди тех, кто не молчал, кто осмеливался говорить правду о своем времени,
какой бы горькой она не была. Протестом против опасных тенденций в духовной
жизни общества и стала повесть «Над пропастью во ржи». Действие повести – канун
1949 года; в ней отражена психологическая атмосфера послевоенной Америки.
В
центре повести – жизнь и судьба Холдена Колфилда, рассказанная им самим:
любимой художественной формой Сэлинджера была исповедь. Холден, пребывая на
лечении в санатории для душевнобольных, рассказывает о событиях, произошедших с
ним в прошлом году; это та пора, когда человек из детства переходит в мир
взрослых – мир сложный, противоречивый, непонятный, иногда страшный.
Мы знакомимся с героем в сложное для него
время: его исключили из колледжа; отношения с товарищами сложные, т.к. он
подвел членов фехтовальной команды; он никак не найдет общего языка с соседом
по общежитию; ругается с девушкой, к которой неравнодушен. Он один, а против
него – мир. И Холден не воспринимает этот мир, неискренний и мерзкий.
Критически он относится только к другим, но и к себе: «Другого такого вруна,
как я, свет еще не видел»; «Вообще я болван болваном, но читаю много»; «Я
чувствовал, что во мне просыпается настоящий садист». Но и нервозность и
юношеский максимализм, и нетерпимость – это форма защиты от внешнего мира.
«Трудный»
подросток оказывается душевно тонким, уязвимым, не способным мириться с
писанными и неписанными правилами этого мира. И даже то, что Холден не успевает
в учебе, его отчисляют уже из третьей школы, имеет объяснение: ему кажется
бессмысленной цель, ради которой учатся другие:
а)
«работать в какой-нибудь конторе»;
б)
«зарабатывать сумасшедшие деньги»;
в)
«ездить на работу на машине или в автобусе по Медисон-авеню»;
г)
«читать газеты»;
д)
«играть в бридж и ходить в кино».
В
отличие от сверстников, Холден исповедует ценности не материального порядка.
Для него значимым есть мир добра, красоты и искренности. Таким миром для
Холдена остался мир детства, в котором отношения людей не запачканы
условностями. Вынесенные в название и немного измененные слова известной песни
Роберта Бернса «Если звал кого-то вечером во ржи» в контексте повести
прочитывается и как пропасть между «детским» и «взрослым» мирами, и как
глубины, «прорва» человеческой души.
Внутренний
мир Холдена избавлен гармонии, болезненно противоречивый. Он беспощаден в
критике «сумасшедшего мира» и своих собственных недостатков. Он может
завидовать, обманывать, зло подмечать и засаленный халат старого учителя
Спенсера, и тяжелый запах соседа по общежитию Экли, и прищавость лифтера
Мориса. Этот «тотальный негативизм» героя нестерпим для него самого.
Сомнения
мучают душу Холдена, а его старания найти близких себе по духу людей
оказываются напрасными. Написал сочинение за своего приятеля Стредлейтера, а
вместо благодарности – грубость. Доверил хорошенькой Салли свою мечту – поехать
в туристический лагерь, чтобы жить там, возле ручья, весело и по-доброму, а она
рассудительно, по-взрослому поучает и наставляет его.
Наталкиваясь
на непонимание, страдая от одиночества, Холден, между тем, многому научился за
те два дня воли в Нью-Йорке, которые он провел, когда убежал со школы. Основной
мотив повести – это медленное, психологически убедительное освобождение героя
от нигилизма и воинственной несправедливости, постепенное примирение с жизнью.
Холден пришел к выводу, что нужно жить для других. Он стал «ловцом во ржи».
Мотив
ловцов – один из самых старых и распространенных в литературе. Своими корнями
он уходит в библейские времена: Иисус Христос называл апостолов ловцами людей.
У Сэлинджера этот мотив превращается в один из таких, который постоянно находит
свой путь и свой смысл в жизни.
Настоящая
жизнь, настоящее желание – это новые интонации в исповеди Голдена, они не
случайны. Герой Сэлинджера отрицает бунт ради бунта. Для него настоящая жизнь –
это гуманная деятельность. Так, Сэлинджер старается от «философии отчаяния»
перейти к «философии надежды».
Два
дня, проведенные Холденом в «великом мире» Нью-Йорка, свели его с проблемами, в
сравнении с которыми властные несчастья стали казаться уже не такими и
значительными. «Переболев ненавистью», повзрослев, Холден понял, что, хотя и
оставаться в счастливой стране детства невозможно, во взрослой жизни совсем
необязательно становиться негодяем. Герой Сэлинджера переживает духовное
возрождение, воскресение. Писатель вводит в повесть мотив Рождества: события, о
которых идет речь, происходят в конце декабря. Призвание Холдена – нести в
жестокий, недобрый свет добро, гармонию, радость, искренность детства. Так,
герой Сэлинджера стремится к гармонии в дисгармоничном мире, ищет и не находит
ответ на вечные вопросы, уважает Иисуса Христа, который становится ему особенно
близок потому, что в своей земной жизни претерпел и непризнание, и непонимание,
и предательство.
Трагедия
И.Христа, таким образом, ассоциируется с трагедией поколений, которые ищут свой
путь в жизни. Ищут, ошибаются, снова ищут, снова повторяют собственные и чужие
ошибки. На том стоит история. Но для
Холдена очень важно, чтобы человек не превратил покорность, спокойствие и
приспособленчество в главные моральные ориентиры, так как отсюда начинается не
просто унификация людей – тут берет начало духовная смерть человека.
«Над
пропастью во ржи» - это лирико-психологическая повесть. Автор сосредоточил
внимание на формировании у человека собственного отношения к жизни и миру в
процессе глубоко интимного восприятия действительности.
Рассказ
ведется от первого лица: Холден – единственный носитель авторской точки зрения.
В то же время герой одновременно предстал в двух ипостасях: с одной стороны, он
16-летний ученик престижного колледжа, с другой – пациент психиатрической
клиники, имеющий жизненный опыт. Такая организация художественного произведения
дает возможность глубже вникнуть в психологию героя: первый голос передает
живые, непосредственные впечатления от событий, другой – корректирует, отрицает
или поддерживает прежние оценки.
Пространственно-временная
организация повести тоже содействует выявлению лирического начала. Во-первых из
жизни героя взят такой период, когда он пребывает в состоянии наивысшего эмоционального
напряжения. Во-вторых, события разворачиваются стремительно, быстро. Это тоже
усиливает драматизм сюжета. В-третьих, в повести отсутствуют события внешнего
мира.
Повесть
Сэлинджера была неоднозначно принята современниками. Так, Уильям Фолкнер назвал
ее «лучшим произведением современного поколения писателей», а Джон Стейнбек –
«незрелой книгой для незрелых читателей».