Цель: актуализировать знания разных единиц измерения: массы,
длины; ввести новую величину - вместимость - и единицу ее измерения -
литр;
учить детей формулировать проблему, выдвигать гипотезы и находить
правильное решение;
развивать логико-математическую речь;
воспитывать коммуникативные навыки. Оборудование: учебник "Математика" 2 класс (авт. Аргинская
И.И., Ивановская Е.И.);
сосуды с водой для измерения вместимости: кастрюля, ваза, трёхлитровая
банка (во всех налито по 1 л воды);
мерки для измерения: стаканы, пол-литровая банка, кружки; пустые
двухлитровые и литровые банки для каждой группы (для сливания жидкости
во время измерения);
карточки для разминки и физминутки.
Ход урока
I. Психологический настрой детей на урок
Игра "Обмен настроением". (У детей на партах лежат "Словарики
настроений". Учащиеся находят в списке прилагательное, которое описывает
их настроение, и объясняют свой выбор.) Маша
: Я своё настроение хочу назвать ожидающим, потому что я
жду от сегодняшнего урока новых открытий. Витя:
А у меня спокойное настроение. Я не боюсь трудностей, не
боюсь ошибаться, хочу спокойно работать дальше. Руслан:
Моё настроение приподнятое. Я люблю урок математики, мы
всегда такие интересные задания выполняем. Света:
А я выбрала название для своего настроения ликующее.
Сейчас я очень рада, что начинается мой любимый урок. Учитель
: Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы
готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение,
потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой
Стране Математики. Удачи вам и новых открытий!
II. Подведение к теме урока. Разминка
1) игра "Внимание"
(Учитель на короткое время показывает карточки с геометрическими
фигурами. Фигуры изображены разными цветами).
А и Б (буквы
поместить внутри рамки)
Когда карточки закрываются, учащиеся зарисовывают их по
памяти. При проверке учитель задаёт вопросы: Учитель:
Что вы заметили? Ответы детей:
- Все фигуры состоят из прямых линий.
- Все фигуры расположены на плоскости.
- Я знаю названия всех фигур и могу показать и перечислить: луч,
отрезок, прямая, ломаная. Учитель
: А какого цвета был луч? отрезок? прямая? ломаная?
(Большинство детей верно называют цвета фигур). Учитель:
А у какой фигуры было имя? ( Имя было у прямой)
(По ходу проверки карточки снова выставляются на доску). Учитель:
Какие задания вы предлагаете выполнить, используя эти
фигуры?
- Я предлагаю найти лишнюю фигуру.
-Можно измерить длину каждой фигуры. Учитель:
Все согласны с предложенными заданиями?
- Мне кажется, что второе задание не всегда можно выполнить, ведь прямая
бесконечна, как же измерить ее длину!
- Тогда и длину луча нельзя измерить, ведь он тоже в одну сторону
бесконечен.
- Я согласна с Колей и Яной и хочу предложить такое задание: выбрать
фигуры, длину которых можно измерить и узнать их длину. Учитель:
Молодцы, ребята! А какие единицы измерения длины мы
знаем? (Сантиметр, метр, дециметр).
А какой единицей измерения удобнее пользоваться в этом случае?
(Сантиметром).
2) Задачи на смекалку:
- Что становится легче, когда его наполняют? ( Шар)
- Среди трёх футбольных мячей красный мяч тяжелее коричневого, а
коричневый тяжелее зелёного. Какой мяч тяжелее всех? ( Красный)
Когда мы говорим "легче" или "тяжелее", что мы имеем в виду? Какую
единицу измерения массы мы уже знаем? (Килограмм.)
III.Знакомство с новой единицей измерения -
литром
1) Практическая работа в группах. Проблемная ситуация
Перед детьми на столах находятся разные сосуды с водой. В каждый сосуд
учитель налил 1 л воды, но из-за разной формы сосуда дети не могут
сравнить количество жидкости. Учитель:
Что вы видите у себя на столах?
Какие задания можете предложить для работы с тем, что стоит у вас? Максим
: Я предлагаю узнать, сколько воды в каждом сосуде. Стас:
Можно ещё узнать, сколько всего воды во всех сосудах. Ира:
А лучше всего выяснить, где воды больше всего. А где
меньше? Максим:
Я думаю, что мы не сможем сразу выполнить задание Стаса
и Иры, потому что мы не знаем, сколько воды в каждом сосуде. Стас:
Я предлагаю взять ведро, слить всю воду вместе и измерить
её количество. Ира:
Я не согласна с предложением Стаса. Если мы всю воду
объединим, тогда мы не сможем сравнить количество воды в разных
сосудах. Учитель
: А как ты, Ира, предлагаешь сравнивать количество воды в
разных сосудах? Ира:
Можно поставить все сосуды в один ряд и измерить высоту
воды линейкой. Руслан
: Я хочу возразить Ире. Ира, ты посмотри внимательно на
стол. Вот баночка широкая, а ваза высокая, но узкая. А в кастрюле вообще
не видно, сколько там воды налито. Я думаю, нужно взвесить воду, и
сразу станет ясно, где масса воды больше. Максим:
Ну да, кастрюля сделана из металла, она сама по себе
очень тяжёлая. Учитель:
Итак, мы с вами сошлись на мнении, что нужно измерить
количество воды в сосудах. Чем мы всегда пользуемся для измерения?
(нужна мерка)
Учащиеся выбирают разные мерки: стаканы, маленькие банки, кружку.
Начинают переливать воду в 2-литровые банки, считая количество мерок.
Самостоятельная работа в группах.
Проверка: 1 группа - 5 стаканов (0,2 литра)
2 группа - 4 кружки (0,25 литра)
3 группа - 2 банки ( пол-литровые) Учитель:
Интересно, у кого же больше воды? Почему?
Все приходят к выводу, что у ребят 1 группы налито больше воды, ведь в
кастрюле налито 5 мерок, а это больше, чем 4 и 2. Учитель:
А теперь маленький фокус. (Банки всех групп
выставляются на один стол в ряд). Что вы заметили? Ира:
Можно сказать, что количество воды в банках получилось
одинаковое, а мерки были разные. Учитель:
Ваши мысли по этому поводу? Стас:
Я понял, мы же взяли разные мерки, а нужно было всем
выбрать мерки одинаковые. Учитель
: Может, кто-то уже знает, какую мерку используют в
жизни для измерения жидкости? Дети:
Это литр.
Учитель показывает детям литровую банку и предлагает перелить воду в
литровые банки. Дети убеждаются, что у всех групп было одинаковое
количество жидкости. Учитель:
Где вы уже встречались с этой единицей измерения
вместимости? Ответы детей:
- В магазине продают сок в коробках 1 литр, 2 литра.
- Мама покупает молоко, кефир в пакетах 1 литр.
- Папа заправляет машину на заправке бензином, ему автомат заливает 10
литров, 20 литров.
2) Работа по учебнику. Учитель:
Откройте учебник на стр. 32, найдите в задании №79
пункт 2 и прочитайте его жужжащим чтением. Что нового вы узнали? Дети:
Мы узнали, что такое вместимость и чем ее измеряют. Учитель:
Кто уже догадался и может сформулировать тему нашего
урока?
Учитель после ответов детей выставляет на доске табличку:
ВМЕСТИМОСТЬ И ЕДИНИЦА ЕЕ ИЗМЕРЕНИЯ Учитель:
Выполните самостоятельно пункт 3 этого же задания.
Дети быстро выполняют задание. Учитель:
Проверим, правильно ли вы выполнили задание. Я буду
называть вместимость, а вы показываете изображение предмета, имеющего
такую вместимость.
Вместимость сосудов, изображенных на рисунке задания называется
вразнобой, дети поднимают карточки с изображением соответствующих
предметов (ошибок нет). Учитель:
Устно выполним пункт 4.
Дети правильно прочитывают данные в пункте записи. Учитель
: Найдите задание №84 на c. 34 и прочитайте его. Все ли
вам понятно в задании? Сможете вы его выполнить самостоятельно дома?
(Дети прочитывают задание и утверждают, что им все понятно). Учитель
: Прочитайте одно предложение, в котором говорится не о
вместимости. Маша:
"Из кастрюли отлили 2 л компота." Здесь говорится не о
вместимости, ведь вместимость - это все количество жидкости, которое
помещается в сосуде, а в предложении только о том, сколько отлили,
значит, в кастрюле еще сколько-то осталось.
3) Рефлексивный анализ Учитель:
Замечательно. А теперь обратите внимание на запись
темы нашего урока. Кто бы хотел её поправить, изменить, дополнить?
В соответствии с ответами детей учитель на доске завершает запись темы
урока, которая приобретает такой вид:
ВМЕСТИМОСТЬ И ЕДИНИЦА ЕЕ ИЗМЕРЕНИЯ - ЛИТР (1 л) Учитель:
Теперь мы знаем точную тему нашего урока. Давайте
попробуем сформулировать задачи. Чему нам нужно научиться, чтобы хорошо
освоить эту тему? Предложения детей:
- Мы должны научиться измерять количество жидкости в сосудах,
сравнивать и находить их сумму или разность.
- Мы должны уметь решать задачи, когда там встретятся литры.
Физминутка
Учитель показывает карточки с названиями единиц
измерения разных величин и предлагает игру на внимание. Если на карточке
записано число,
означающее вместимость - учащиеся садятся на свои места;
означающее массу - прыгают на двух ногах;
означающее длину - шагают по классу.
Детям предложены карточки: 14 см, 8 кг, 5 л, 3м 25 см, 75 кг, 92 м, 17 л Учитель:
Выполняя движения, что мы с вами сделали? Ответ:
Мы разделили числа на три группы: длину, массу,
вместимость. Учитель:
Я наблюдала за вами, и мне очень приятно, что вы у
меня очень внимательные. Готовы работать дальше?
IV. Детям на выбор предлагается
самостоятельная работа:
1) Выполнение №78 стр.32
2) Выполнение №80 стр.32
3) Логическая задача: В левом и правом кармане у Толи 8 орехов. 2 ореха
он переложил из одного кармана в другой. Сколько орехов в двух карманах?
Проверка. Дети доказывают решение каждого задания, объясняют
поставленные знаки.
V. Итог урока помогает подвести игра
"Математическая грамматика"
Жизнь - знь д кость = жидкость
Извоз - воз мера - а ить = измерить
Лил - л тр = литр
Д/З:
- Выполнить № 84, стр. 34;
- творческое: А вот вам подарок - загадка:
Смастерили из досок
И надели поясок.
И хранит посуда эта
С грядки собранное лето. (Бочка)
Как вы думаете, бочка является мерой измерения вместимости? Узнайте у
родителей или в библиотеке, чем раньше измеряли жидкость.
|