Тип урока: комбинированный с применением
ИКТ.
Я не знаю, что значит какой - прогресс,
Но до здравого русского веча
Вам, мои государи, далече! Граф А.К.Толстой
План:
1. Причины образования единого
древнерусского государства.
2. Создание древнерусского государства:
норманисты и антинорманисты.
3. Особенности государственного строя
Новгородской земли.
4. Государственность и родовые идеалы.
5. Значение образования единого древнерусского
государства.
6. Черты новгородской демократии в современной
российской государственности.
Цели:
- Актуализировать необходимые знания
учащихся из курса истории 7-8 класс.
- Подвести учащихся к пониманию того, что единое
древнерусское государство IX - XI вв. было
раннефеодальной монархией.
- Формировать умение анализировать исторические
источники, самостоятельно делать выводы,
работать с исторической картой.
Словарь: раннеклассовое общество,
государственность. Экстенсивный тип
деятельности, интенсивный тип деятельности,
подсечно-огневое земледелие. Культура, полюдье,
"уроки", "погосты", "волости"; гражданское
общество, демократия, общественный порядок.
Межпредметные связи: МХК, литература,
обществознание.
Проблемное задание уч-ся: в конце урока
попробуйте опровергнуть или согласиться с
высказыванием графа А.К.Толстого. Приведите
аргументы в защиту своей точки зрения.
Образовательные компетенции: развитие
различных образовательных компетенций:
общекультурной, информационной, коммуникативной
и других и возможность рефлексии.
Умения и навыки мыслительной деятельности:
осмысливание учебного материала, классификация,
обобщение, систематизация доказательств,
аргументирование; формулирование выводов,
умозаключений; написание сочинений, решение
проблем.
Ход урока
I. Урок открываю просмотром замечательного фильма
из цикла "Святыни" - "Великий Новгород".
Перед просмотром формулирую вопросы:
1. Почему именно Новгород стал одним из центров
объединения Древнерусского государства?
2. Какова роль Великого Новгорода в становлении
российской государственности?
3. О чём рассказывают Берестяные грамоты?
4. Охарактеризуйте Новгородскую судную
грамоту (XV в.) как источник познания истории
Древнего Новгорода.
5. Перечислите особенности государственного
строя Новгородской Земли.
II. Составление уч - ся сравнительной таблицы
"Норманисты и антинорманисты" на основании
материала учебника и с помощью учителя. Анализ
таблицы; вывод о том, что современная наука
заставила оппонентов для доказательства своей
правоты привлечь максимальное количество
аргументов: лингвистических, текстологических,
источниковедческих, археологических и пр.
Задание уч-ся: дополните свой рассказ,
используя дополнительные материалы.
III. Заполнение уч-ся схемы "Особенности
государственного строя Новгородской земли" и
комментария к ней: пояснительной таблицы.
Задание уч-ся: дополните свой рассказ,
используя дополнительные материалы.
IV. Выступление уч-ся Назаренко Софии, призёра
Всероссийского конкурса творческих работ,
посвящённых 1150-летию Великого Новгорода,
участницы Заключительной Конференции Северо-Западного
гуманитарного конкурса " Роль Великого
Новгорода в становлении российской
государственности" и ознакомительно -
культурных мероприятий. Рассказ уч-ся: " Мы
посетили Новгородский государственный музей-заповедник,
музей изобразительных искусств, Новгородский
Кремль, Собор Святой Софии, памятник 1000 - летию
России и другие исторические объекты Великого
Новгорода. На конференции мы на равных общаемся с
творческой и политической элитой России:
академиками РАН Мясниковым В.С., Корольковым А.А., вице-президентом
Центра Национальной Славы России, Членом Общественной
палаты РФ З.Г.Медоевой и другими
представителями форума.
Перед выступлением София предлагает
одноклассникам определить своё отношение к
Великому Новгороду. Чем для Вас является Великий
Новгород?
1. "Археологическим раем", - как называют
этот город современные учёные?
2. "Русской школой Православной веры", - как
о нём говорят богословы и иконописцы?
3. "Русской Атлантидой" - как его называют
философы и путешественники?
Школьники делают осознанный выбор и вывод о
том, что нельзя привнести государственность из
вне, что новгородцы способны были сами создать
своё государство. О них академик Д.С.Лихачёв
сказал так: "На заре русской истории мы обязаны
новгородцам тем, что мы такие, как есть, что мы
- русские!". А гениальная поэтесса А.Ахматова
выразила свой патриотизм следующими строками:
Спокойной и уверенной любови не превозмочь мне
к этой стороне,
Ведь капелька новогородской крови во мне как
льдинка в пенистом вине".
"Священным пространством и гигантской
иконой" назвала Новгород газета Нью-Йорк
Таймс. Значит, правильным является решение
В.В.Путина об объявлении 1150 - летия Новгорода
национальным праздником.
Урок может достигнуть высочайшего
эмоционального накала! Уч-ся прочувствовали
рождение государства и ощутили себя гражданами
великой цивилизации.
В помощь ученику: словарь трудных терминов.
Демократия (греч. - "народовластие",
"республика") - форма правления государством
или политическая система, при которой власть
осуществляется через прямое народовластие
(прямая демократия ) либо через представителей,
избираемых народом или какой-то частью народа
(представительная демократия). Главным признаком
демократии является обеспечение
пропорционального представительства во власти
как можно более широких интересов населения,
присутствующих в стране, а также динамическое
изменение представительной власти вместе с
соответствующими изменениями этих интересов во
времени".
"Общественный порядок - сложившаяся в
обществе система отношений между людьми, правил
взаимного поведения и общежития, установленных
действующим законодательством, обычаями и
традициями, а также нравственными нормами.
Общественный порядок представляет собой всю
совокупную систему общественных отношений,
которая складывается в результате реализации
социальных норм: норм права, норм морали, норм
общественных организаций, норм неправовых
обычаев, традиций и ритуалов".
"Гражданское общество - один из феноменов
современного общества, совокупность социальных
образований (групп, коллективов), объединенных
специфическими интересами (экономическими,
этническими, культурными и т.д.), реализуемыми вне
сферы деятельности государства и позволяющими
контролировать действия государственной машины.
Гражданское общество - общество с развитыми
экономическими, культурными, правовыми и
политическими отношениями между его членами,
которые способствуют образованию обратных
связей между общестом и государством".
Прогнозируемый результат (выводы, которые
делают учащиеся):
- Важная роль городов-центров, племенного веча -
демократического органа управления.
- По уровню своего развития общество восточных
славян в IX-XI вв. - раннеклассовое.
- Увеличение значения в IX-XI вв. европейского
торгового пути "из варяг в греки" приводит к
стремлению князей объединить в одних руках всю
территорию вокруг торгового пути, подчинив
близкие по языку и культуре племена.
- вокруг торгового пути, подчинив близкие по
языку и культуре племена.
- Центры объединения - Киев и Новгород.
- Родовой принцип наследования (Олег, по преданию,
был не сыном, а племянником Рюрика) отличает
Древнюю Русь от Западной Европы.
- Древнерусское государство было образовано
восточными славянами в результате
социально-экономического развития, а не было
привнесено из вне.
Приложение
"Политическая система Древнерусского
государства в IX - XI вв."
Домашнее задание: трёхуровневое. Предлагаю
различные уровни заданий: конструктивный, для
всех уч-ся, творческий, опережающее
задание.
1. Для всех учащихся: знать основные вопросы
темы, указанные в плане урока.
2. Конструктивный: написать мини-сочинение на
тему (по выбору):
- Великий Новгород - "Археологический рай";
- Великий Новгород - "Русская школа
Православной веры";
- Великий Новгород - "Русская Атлантида".
3. Творческий: провести
мини-исследование "Перспективы формирования
гражданского общества в РФ".
4. Опережающее задание:
(индивидуально, по желанию уч-ся) подготовить
презентацию на тему: "Культура Древней Руси".
Время на выполнение 1 и 2 заданий - 40 мин.
Задания 3 и 4 - выполнение группами в целях
соблюдения санитарных норм.
Уч-ся с высоким уровнем напряжённости - не
более 30 мин. в целях здоровьесбережения. |