Цели. Познакомить детей с термином
«экологическая безопасность»; учить сравнивать,
анализировать, обобщать; доказать детям, что
Земля – наш дом: бережем дом – бережем здоровье;
воспитывать бережное отношение к окружающей
среде, выполнять правила личной экологической
безопасности.
Оборудование. Рисунки учащихся; для опыта:
лоточки, стаканы со снегом и с чистой водой; бинт
(в качестве фильтра); карточка «Экология».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы урока
Учитель. Ребята, я сегодня услышала
интересный разговор:
– Ох, какая сегодня плохая экология, – сказала
мама, стиснув виски руками, – от нее у меня
разболелась голова.
– Да уж, – согласился папа, – экология у нас
совсем никудышная, вон и в газетах все время
пишут, и по телевизору показывают. Надо ее
исправлять.
Кто же такая эта экология, от которой у мамы болит
голова, и что такого она сделала? Плохо себя вела
или не убирала за собой? И как ее собирается
исправлять папа – кнутом или пряником? Может
быть, ей в наказание не дадут конфет или поставят
в угол?
Сегодня на уроке мы будем говорить об очень
важной науке – экологии.
На доске вывешивается карточка «Экология».
III. Закрепление пройденного материала
У. Кто помнит из курса 2-го класса, что
такое экология?
Дети. Это наука о взаимосвязях живых
организмов с окружающей средой и друг с другом.
«Эко» по-гречески – дом, «логос» – наука.
У. Получается, что экология – наука о
доме. Домоводство какое-то? А может быть, она
действительно похожа на домоводство? Что
говорится в книгах о домоводстве?
Д. Надо чаще убирать в квартире,
разводить цветы, не сорить, не ломать мебель, не
сливать жирную воду в раковину, не пачкать ковры,
выносить мусор каждый день.
У. А можем ли мы природу назвать своим
домом? Докажите.
Выслушиваются ответы детей.
– Совершенно верно, природа – это тоже дом,
но только необъятный и общий для всех людей и
животных.
Но если природа – наш дом, то здесь уместны
некоторые правила домоводства. Скажите, что это
за правила?
Д. Надо убирать за собой после отдыха в
лесу, не сорить, беречь цветы, не ломать деревья,
не сливать грязную воду в реки, не топтать траву.
У. Помните: в природе все взаимосвязано.
Каким образом?
Д. Растения и животные могут вместе
питаться, жить и помогать друг другу.
У. А кто мне может сказать: что такое
окружающая среда? Почему среда, а не вторник или
суббота? А Робинзон Крузо наверняка бы
сказал – «окружающая пятница».
Д. Среда – это не только день недели. Это
слово еще означает все, что есть вокруг нас, в том
числе и природу.
У. А можете ли вы мне доказать, что
человек – это царь природы, ее хозяин?
Выслушиваются ответы детей.
– А я могу доказать, что это не так. Миллиарды
лет существовала природа без людей. Человек –
часть природы. Если мы не изменим отношение к ней,
то в будущем мы, люди, можем исчезнуть. От чего
загрязняется окружающая среда?
Подготовленные дети делают сообщения.
– Каким образом загрязненная окружающая
среда влияет на человека? А как поступают
загрязняющие вещества в организм человека?
Д. Через продукты питания.
– Через воздух.
– Через воду.
У. Откуда в продуктах питания вредные
вещества?
Д. Они растут при плохой экологии – в
плохом грязном доме, с грязным воздухом.
У. Откуда в воздухе вредные вещества?
Д. Из выхлопных газов автомобилей, от
продуктов сгорания топлива на заводах и
фабриках.
IV. Физкультминутка
V. Практическая работа
У. Давайте сейчас с вами проделаем
небольшой опыт. У вас на партах стаканы с водой.
Эта вода получена в результате таяния снега. Вы
должны эту воду процедить (пропустить) через
марлю. Давайте посмотрим, у кого что получилось.
Почему у некоторых из вас марля осталась
чистой, а у некоторых стала грязной?
Д. У нас в городе загрязненный воздух, и вся
эта грязь оседает на снег.
У. А почему у нас в Новокузнецке грязный
воздух?
Д. У нас есть заводы, которые загрязняют
воздух: загрязняют воздух и выхлопные газы
автомобилей.
У. А вы знаете, что наш город
«соревнуется» с американским городом Чикаго по
загрязненности? То мы выходим вперед, то Чикаго.
Наш город занимает первое место в мире по тяжелым
заболеваниям. Какие у нас есть заводы?
Д. Ферросплавный, алюминиевый, цементный.
У. Как избежать выбросов вредных веществ
этих заводов в воздух?
Д. Надо строить очистные сооружения,
ставить фильтры.
У. А откуда в воде вредные вещества?
Д. Их сливают с грязной водой заводы.
У. Может быть, кто-то догадался, что такое
экологическая безопасность?
Д. Это защита от вредного воздействия
загрязненной окружающей среды.
VI. Контроль знаний
У. Ребята, некоторые заводы не имеют
возможности обновлять очистные сооружения, и
поэтому загрязнение воздуха, воды и продуктов
питания все равно происходит.
Сейчас я хочу предложить вам разделиться на две
группы. Первая группа будет составлять памятки о
том, как человеку защититься от загрязненной
воды, вторая – как человеку защититься от
загрязненных продуктов.
А теперь обсудите проблемные ситуации,
которые я вам предложу. Ответьте на вопросы.
Ситуация 1
Появляются случаи отравления грибами, которые
издавна считались съедобными и многие годы
употреблялись в пищу. Почему в таких грибах могли
появиться ядовитые вещества?
Ситуация 2
Основной корм выдры – рыба. Установлено, что в
случае истребления выдр сначала в водоеме рыбы
станет больше, но со временем ее будет
становиться все меньше и меньше. Объясните
ситуацию.
Представители групп отвечают на вопросы.
Памятка группы 1
1. Не купайся в загрязненных
водоемах.
2. Очищай воду, которая течет
из крана, с помощью фильтра.
3. Пей только кипяченую воду.
4. Надевай головной убор во время
дождя. |
Памятка группы 2
1. Тщательно мой овощи и
фрукты. Не собирай ягоды и грибы вблизи
автомобильных дорог, свалок и промышленных
предприятий.
2. Не ешь рыбу, выловленную в
загрязненной реке.
3. Не ешь продукты, у которых истек
срок хранения. |
VII. Итог урока
У. Завершить сегодняшний урок хотелось
бы стихотворением:
Береги природу, человек,
И тогда счастливым будешь ты на век.
Ведь природа – дом родной,
Создает уют, покой.
Дом, в котором мы живем, –
Как легко, просторно в нем!
Будем мы себя оберегать,
Наш долг – природу защищать!
Что такое экологическая безопасность?
Как можно защититься от загрязненного воздуха?
воды? продуктов питания?
Выслушиваются ответы учеников. |