VIII КЛАСС
Введение. Взаимосвязь экологии и химии.
Создание экологически безопасных
технологий.
Первоначальные химические понятия. Вещества-загрязнители
и их источники.
Демонстрационный опыт «Очистка поверхности воды от
загрязнителей (масла,
нефть)».
Периодический закон и периодическая система химических
элементов Д. И. Менделеева.
Понятие о биогенных элементах, их положение в периодической
системе. Распространенность
химических элементов в приводе, содержание в живых организмах, степень
проявления
токсичности, возможность биологической взаимозаменяемости. Изотопы.
Проблемы радиоактивного
загрязнения природной среды: причины, последствия, возможные пути
решения.
Демонстрационный опыт «Роль биогенных элементов в жизни
растений»:
1) замена в питательной среде магния - важнейшего элемента пигмента
хлорофилла
- на кальций (имитация процесса биологической взаимозаменяемости
элементов);
2) участие углекислого газа в процессе фотосинтеза растений
(биогенный элемент
углерод) и угнетающее действие соединений свинца - ядов».
Химическая связь. Зависимость биологических
функций веществ от их состава,
строения, видов связи, типов кристаллических решеток, химических
свойств.
Кислород. Масштабы использования кислорода в
промышленности, быту, энергетике.
Продукты полного и неполного сгорания веществ как загрязнители
окружающей среды.
Роль зеленых растений в поддержании постоянного состава атмосферного
воздуха. Приемы
поддержания чистоты воздуха в помещениях.
Водород. Водород как источник экологически
чистой тепловой энергии в
будущем. Гидриды металлов - источники водородного топлива для
автомобилей сегодня.
Кислоты. Соли. Роль кислот и солей в организме
человека. Закисление организма
- одна из причин быстрого и преждевременного старения. Кислотные дожди:
причины,
последствия и пути предупреждения. Засоление почвы и воды как фактор
ухудшения качества
природной среды.
Демонстрационный опыт «Влияние кислотности почв и воды на
рост и развитие
растений (имитационный опыт)».
Лабораторные опыты: «Определение кислотности образца
почвы», «Известкование
как способ понижения кислотности среды (взаимодействие карбоната кальция
и соляной
кислоты)».
Вода. Основания. Растворы. Химический состав
природных вод. Основные
источники загрязнения водных бассейнов. Водоочистительные станции.
Методы, применяемые
для очистки воды, и их эффективность. Внедрение бессточных процессов,
работающих
по замкнутому циклу. Охрана природных вод.
Демонстрационный опыт «Очистка воды от содержащихся в ней
солей и примесей».
Лабораторный опыт «Сравнение чистой и загрязненной воды по
запаху, цвету,
прозрачности, рН, наличию осадка после отстаивания».
Обобщение сведений о важнейших классах неорганических
веществ. Неорганические
вещества в быту, промышленности, медицине. Экологические требования к
качеству производимой
продукции. Техногенные источники веществ - загрязнителей биосферы.
Важнейшие природоохранные
меры.
IX КЛАСС
Электролитическая диссоциация веществ. Применение
электролитов в промышленности,
сельском хозяйстве, медицине, быту. Механизм закисления почв, воды.
Понятие о буферных
системах и их роли в самоочищении водоемов.
Окислительно-восстановительные реакции
как источники появления токсичных веществ в природной среде.
Подгруппа кислорода. Озон - сильнейший
окислитель. Сера как элемент,
входящий в состав веществ - загрязнителей природной среды. Сероводород и
оксиды
серы как загрязнители природной среды. Последствия образования
сернокислотных дождей
(влияние на водоемы, хвойные породы деревьев). Промышленные способы
обезвреживания
оксидов серы и сероводорода.
Демонстрационный опыт «Моделирование сернокислотных
дождей».
Исследование «Влияние диоксида серы на рост и развитие
растений».
Подгруппа азота. Применение жидкого азота для
утилизации вышедшей из
употребления продукции. Аммиак как загрязнитель окружающей среды.
Положительное
и отрицательное воздействие аммиака и его соединений на живые организмы.
Производство
аммиака как примере экологически чистой технологии. Проблемы накопления
оксидов
азота в атмосфере, их участие в фотохимическом смоге, образовании
кислотных дождей.
Химические методы очистки газообразных выбросов, содержащих оксиды
азота.
Лабораторные опыты: «Обезвреживание оксидов азота методом
адсорбции с использованием
растворов аммиака и карбоната аммония», «Обнаружение нитратов в овощах
фруктах,
продуктах питания».
Подгруппа углерода. Адсорбция как один из
методов улавливания отравляющих
веществ. Оксиды углерода - загрязнители атмосферы. Влияние углекислого
газа на жизнедеятельность
организмов; снижение фотосинтеза у растений и ухудшение дыхания у
животных, человека.
Отравляющее действие угарного газа. Парниковый эффект: причины
возникновения, возможные
последствия и пути их предотвращения. Соединения кремния как
загрязнители среды
обитания живых организмов.
Демонстрационный опыт: «Адсорбция углем различных веществ
(красителей, газов)».
Лабораторный опыт: «Моделирование действия кислотных
дождей на скорлупу яиц
птиц».
Общие свойства металлов. Двойственная роль
ионов металлов в природе в
зависимости от их концентрации. Коррозия - фактор загрязнения окружающей
среды.
Влияние продуктов коррозии на обитателей водоемов.
Демонстрационные опыты: «Действие ионов тяжелых металлов
на развитие растений»,
«Действие продуктов коррозии металлов на развитие водных растений».
Металлы I-Ш групп. Кальций, магний -
макроэлементы, входящие в состав
животных и растительных организмов. Загрязнение среды обитания замена
кальция на
стронций в организмах человека и животных. Влияние алюминия на нервную
система человека.
Отрицательное действие алюминии на дыхательную систему рыб.
Железо. Соединения железа. Общетоксическое
действие солей двухвалентного
железа на организм человека.
Металлургия. Основные природоохранные
мероприятия, предусмотренные в
доменном производстве. Внедрение на металлургических предприятиях
прогрессивного
метода получения стали прямым восстановлением железа из руды - путь к
сохранению
природной среды. Понятие о безотходном производстве.
X КЛАСС
Введение. Проблема загрязнения окружающей среды
органическими веществами,
не свойственными живой природе. Некоторые пути ее решения.
Предельные углеводороды. Двойственная роль
метана в биосфере: источник
углерода для метанокисляющих бактерий и загрязнитель-разрушитель
озонового слоя
Земли. Фреоны - загрязнители окружающей среды.
Непредельные углеводороды. Полиэтилен и
полипропилен как примеры стойких
загрязнителей природной среды.
Ароматические углеводороды. Влияние
ядохимикатов на наследственность
человека. Биологические способы борьбы с вредителями
сельскохозяйственных культур
и сорняками.
Природные источники углеводорода. Загрязнение
биосферы продуктами сгорания
природного газа, нефти, нефтепродуктов, угля. Парниковый эффект: пути
решения проблемы.
Демонстрационный опыт: «Действие нефти на растения».
Кислородсодержащие органические соединения. Токсичность
спиртов. Этанол
- социальный токсин. Метанол - топливо будущего. Причины попадания
фенолов в природную
среду, их отрицательное действие на живые организмы.
Альдегиды. Карбоновые кислоты. Токсичность
альдегидов. CMC как загрязнители
природной среды. Способы нейтрализации CMC. Удаления их с поверхности
воды.
Демонстрационные опыты: «Действие CMC на водную
экосистему», «Способы очистки
воды от CMC».
Жиры. Совершенствование способов утилизации
отходов в производстве и
переработке жиров.
Углеводы. Целлюлозно-бумажная промышленность и
проблемы загрязнения воздуха,
водоемов. Азотсодержащие органические вещества. Понятие о
биотехнологии.
Отходы биотехнологической промышленности как загрязнители окружающей
среды.
Лабораторный опыт: «Действие солей тяжелых металлов на
белок», «Действие
кислот (минеральных и органических) и щелочей на белок».
XI КЛАСС
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.
И. Менделеева.
Химический состав организма как отражение химического состава
окружающей человека
среды. Изменение качества среды обитания - причина экологического
кризиса на планете.
Неметаллы. Примеры соединений неметаллов -
основных загрязнителей биосферы.
Металлы. Двойственная роль металлов в отношении живой
природы.
Проблема «металлизации» окружающей среды. |