Вводный урок
Цели урока:
- очертить круг проблем, связанных с различными
химическими производствами и предложить методы
их решения;
- вспомнить и закрепить понятия: ресурсы,
возобновляемые и невозобновляемые ресурсы,
ограниченность ресурсов;
- обозначить проблему ограниченности ресурсов в
химической технологии;
- путем проведения соответствующих расчетов
показать целесообразность решения проблемы
ограниченности ресурсов в энергии с
экономической и экологической точек зрения;
- показать необходимость применения
экономических, экологических, математических,
физических и других знаний для решения проблем
химической технологии;
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Вводное слово учителя:
Намечаются цели урока, план занятия и отправные
точки.
Учащиеся отвечают на вопросы:
- Что такое химия?
- Чем занимается экология?
- Что изучает экономика?
- Что связывает эти предметы?
3. Проблема ограниченности ресурсов:
- Какова основная проблема экономики?
- Какие нам известны ресурсы?
- Что называем природными ресурсами?
- Основной закон химии о веществах?
- Объяснить закон сохранения массы веществ с
точки зрения атомно-молекулярного учения.
- Возобновляемость и невозобновляемость
ресурсов.
4. Анализ таблицы "Исчерпание ресурсов”:
Ресурсы |
Число лет до полного
исчерпания |
При современных
объемах потребления |
При объемах
потребления в 2030 году |
резервы |
запасы |
резервы |
запасы |
Алюминий |
256 |
805 |
124 |
407 |
Медь |
41 |
277 |
4 |
26 |
Каменный уголь |
206 |
3226 |
29 |
457 |
Нефть |
35 |
83 |
3 |
7 |
Обратить внимание на исчерпаемость каменного
угля и нефти – основных источников энергии.
5. Анализ технологических циклов (на доске
традиционная схема)
- Каковы недостатки данной схемы?
- Как их устранить?
- Предложить новую схему технологического
цикла:
- Понятие рециркуляции и промышленной экологии.
6. Особенности использования топливных
ресурсов:
- Альтернативные способы получения энергии;
- Решение задачи (см. раздаточный материал).
Анализируем решение задачи по "контрольным
точкам” и подводим итоги (определяем
экономический, экологический и химический
результат).
7. Обсуждение домашнего задания (см.
раздаточный материал)
8. Выводы (подведение итогов урока) делают сами
учащиеся:
- определен круг проблем, которые ставит перед
промышленным производством ограниченность
ресурсов;
- предложены методы решения этих проблем;
- расчетами подтверждена эффективность метода
замены не возобновляемых ресурсов
возобновляемыми.
- показана невозможность решения
технологических проблем без применения разных
научных знаний (химии, физики, экономики,
экологии, математики).
Традиционная промышленная схема
Схема промышленной экосистемы:
Возвращение веществ в промышленный цикл
называется рециркуляцией.
ЗАДАЧА
Определить, сколько каменного угля можно
сэкономить, используя солнечные термоустановки
(гелиоконцентраторы) мощностью 25000 кВт/ч,
учитывая, что каменный уголь содержит 0,5%(масс.)
примесей серы, а тепловой эффект реакции горения
угля равен 402,2 кДж.
Какова экологическая выгода этой замены и
какой экономический эффект можно ожидать, если
стоимость 1 кВт/ч энергии, полученной при
сжигании каменного угля, равна 3 цента США, а
стоимость 1 кВт/ч энергии, полученной от солнца,
равна 2,4 цента?
Задание на дом:
Исходя из условия задачи, разобранной в классе,
рассчитайте какие объемы оксида серы и
углекислого газа будут выброшены в атмосферу при
сжигании рассчитанного количества угля?
|