Эколого-краеведческая игра-экспедиция «Светлячки»,
организуемая для учащихся 3-х классов по сезонным циклам в рамках внеклассной
работы, является третьей составляющей первой ступени программы-системы «Чистая
Земля - XXI век».
Цель работы педагога - способствовать формированию
системы знаний ребенка об окружающем мире и новому взгляду на место и роль
человека на Земле, системы нравственных ценностей, активной личной позиции;
содействовать личностному развитию ребенка и наиболее полной его
самореализации.
Дети изучают законы природы, делают добрые дела для
растений, животных и передают свои знания друзьям, родителям, знакомым,
просвещают их, показывая личным примером, как нужно приводить в порядок наш
общий Дом - планету Земля.
Образовательное пространство светлячков еще более
расширяется. Изучение взаимосвязей между растениями и животными, животными
между собой в лесу, на лугу, в водоеме, знакомство со способами приспособления
живых организмов к среде обитания позволяет младшим школьникам развивать свои
представления о природных сообществах как совокупности совместно обитающих и
находящихся в тесной взаимосвязи организмов. Знакомство с экологическими
законами помогает формированию представления о природном равновесии и роли
человека в его сохранении.
Знакомясь с социальным окружением, светлячки изучают
свою родословную в пяти поколениях, а также историю и культуру своего родного
края. Строить взаимоотношения со своим окружением третьеклассники стараются в
соответствии с кодексом чести юного эколога, который пытаются разработать
самостоятельно.
Нравственный кодекс юного эколога
1. Будем мы стараться природу изучать,
Чтобы грамотно ее законы выполнять.
2. Мы сильными будем и смелыми.
В большой поход пойдем.
Красоту природы в сердце принесем.
3. Мы посадим деревья.
Пусть будет их больше кругом,
Пусть цветок, зверек и птица
Найдут под ними свой дом.
4. Папу маму уважаем
И во всем им помогаем.
5. И радость, и беду мы делим пополам,
Как положено настоящим друзьям.
6. Мы добрыми к людям будем,
И тогда обойдет нас беда.
Мы добрыми к людям будем,
И радость придет к нам тогда.
7. Книг хороших и умных мы много читаем,
Интеллект свой упорно мы развиваем.
8. Организм свой, закаляя, в любую погоду гуляем.
9. Мы видим краски на лугах,
Слышим песни в лесах,
Чувствуем запах воздуха и дождя
И как прекрасна наша Земля.
10. Мы волю укрепляем,
Трудности с достоинством преодолеваем.
11. Вырастем, как наши герои - земляки,
Чтобы Родине любимой пользу принести.
У светлячков есть своя эмблема, на которой изображено
солнце - источник света, тепла и жизни на Земле. Солнце символизирует
стремление детей нести свет жизни.
Наша планета Земля - это общий «дом» для человека,
животных и растений, грибов и микробов. Чтобы в доме было приятно жить, нужно,
чтобы он был чистым, его надо украшать. Это должны делать все люди, но не все
это понимают, - вот такие умозаключения можно слышать от детей, которые
занимаются экологизированной краеведо-туристской деятельностью не первый год.
Наводить же порядок в «доме» следует по экологическим законам. А тому, кто их не
знает, надо рассказать об этих законах, т. е. просветить. Примерно в таких
беседах с третьеклассниками возникает идея стать светлячками, нести свет жизни,
хотя бы своим младшим товарищам, а можно и родителям. Но самим-то светлячкам
еще нужно многое узнать, и они отправляются в эколого-краеведческую экспедицию,
которая так и называется - «Светлячки».
|