Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 20.04.2024, 12:51:17
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [190]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [233]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [185]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [214]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Экономическая политика государства
10.02.2011, 20:20:40

Цель: рассмотреть роль государства в рыночной экономике, сформировать первоначальные представления и базовые умения, необходимые для ориентации в экономической жизни.

Задачи:

  • Уметь выделять основные экономические функции государства;
  • Уметь объяснить причины существования государственного сектора в рыночной экономике;
  • Знать важнейшие направления вмешательства государства в экономику;

План:

  1. Какие функции выполняет государство в экономической жизни?
  2. Какие существуют основные методы воздействия государства на экономику?
  3. Должны ли существовать пределы вмешательства государства в экономику? Если да, то почему?

Ход урока

Учитель экономики: В связи с тем, что в едином государственном экзамене по обществознанию введено большое количество вопросов, связанных с экономикой, мы решили провести бинарный урок экономики и обществознания. Итак, начинаем наш урок.

Давайте вспомним достоинства и недостатки рыночной экономики. Одна команда называет достоинства, другая – недостатки. (Обсуждают 1 минуту, называют).

Учитель экономики: Вопрос? Что нужно, чтобы преодолеть или смягчить негативные последствия рынка?

Ответ: Вмешательство государства.

Учитель экономики: Но ведь государство такое огромное, например как наше, неразворотливое, бюрократическое, разве оно способно решать экономические проблемы лучше, чем сами участники рынка?

Учитель обществознания: Чтобы ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим

  • какие функции выполняет государство в экономической жизни?
  • какие существуют основные методы воздействия государства на экономику?
  • должны ли существовать пределы вмешательства государства в экономику?

Если да, то почему? 

Итак, тема нашего урока: "Экономическая политика государства”

(Записали в тетради.)

Учитель обществознания: Дискуссия о роли государства в экономике имеет длительную историю.

В средние века была открыта первая школа политической экономии – школа меркантилистов. Меркантилист – от итальянского mercante –торговец, купец.

Меркантилисты провозглашали активное вмешательство государства в экономику.

Они утверждали, что главный показатель богатства страны – количество золота.

В связи с этим они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.

Против меркантилистов выступали физиократы.

Физиократ – от греческого – physis – природа и kratos – власть.

Управление экономическим процессом излишне (процессы идут естественно, как в природе).

Они являлись представителями классической школы политической экономии второй половины 18 в во Франции и выступали за свободную торговлю).

"Чем меньше правительство "правит”, тем лучше и для него и для экономики”

Знаменитый английский экономист Адам Смит так же считал, что государству не нужно надзирать и контролировать хозяйственную деятельность отдельных людей (7 слайд). Но было бы неверно утверждать, что А.Смит вообще отрицал регулирующую роль государства. Согласно его взглядам государство должно ограждать общество от насилия и внешней агрессии, защищать жизнь и имущество граждан, содержать армию, полицию, органы правосудия.

В к 19 в – нач. 20 в на смену эпохе свободной конкуренции пришли монополии, захватившие производство и рынок сбыта товаров.

В 1929–1933 гг разразился экономический кризис. Он охватил почти все страны мира. В результате кризиса без работы оказалось почти 30% населения земного шара.

На фотографии изображены две женщины. Они пытаются отыскать среди отбросов на рыночной площади одного из австрийских городов что – нибудь съедобно.

В годы кризиса в США были открыты специальные столовые для безработных. Многие люди могли существовать только благодаря пожертвованиям различных благотворительных организаций.

В 20–30 гг. безработные не рассчитывали на поддержку государства, многие оказались на улице или в ночлежке т. к. не могли оплачивать жилье.

Кризис заставил ученых – экономистов пересмотреть многие из положений экономических теорий.

Создателем новой теории, опровергающей взгляды классиков на роль государства, стал Джон Кейнс.

Он родился 5 июня 1883 г в Кембридже, в семье известного экономиста.

По окончанию университета стал преподавателем экономической теории.

В 1925 г женился на русской балерине Лидии Лопуховой и прожил с ней всю жизнь (она была моложе его на 12 лет).

Вместе с женой Кейнс посещал Россию дважды, в 1925 г (в годы нэпа) и в 1928 г, в разгар индустриализации. Второй приезд Кейнса сильно разочаровал, он так и не принял советских методов планирования и пренебрежение к частной собственности.

В 1936 г Кейнс выпустил свою знаменитую книгу, которая называлась "Общая теория занятости, процента и денег”

Книга Кейнса буквально перевернула современную ему теорию и вошла в историю экономической мысли под названием "кейнсианская революция”.

Главная новая идея "Общей теории…” состоит в том, что система рыночных отношений не является совершенной и саморегулируемой.

Во время второй мировой войны эта точка зрения стала господствующей во всем мире и взгляды Кейнса оказали огромное влияние на мировую экономическую жизнь и на организацию хозяйственной жизни в различных странах.

Учитель экономики: Сегодня ведущие государства мира становятся все более активными участниками рыночных отношений. Они берут на себя решение тех задач, которые свободный рынок решить не в состоянии.

Вмешательство государства в экономику преследует определенные функции.

Какие функции ложатся на государство?

На этот вопрос вы ответите самостоятельно, изучив текст, который находится на ваших столах.

Выявить экономические функции государства из предложенных текстов.

  1. При конкуренции именно решения многих продавцов и покупателей о предложении и спросе определяют рыночные цены. А эти последние, в свою очередь, определяют выбор альтернативных благ потребителями и пропорции распределения ресурсов между различными отраслями. Когда монополия заменяет собой конкуренцию, продавцы могут воздействовать на рынок и манипулировать ценами к собственной выгоде и в ущерб общества в целом. Монопольная цена, как правило, выше той, которая устанавливается на совершенно конкурентном рынке, а количество выпускаемой монополией продукции – меньше конкурентного. Последнее означает, что наличие монополии приводит к неэффективному распределению ресурсов и благ в сравнении с конкурентным рынком. Кроме того, в условиях монополии суверенитет потребителя заменяется диктатом производителя на рынке. Какая функция государства вытекает из данной ситуации?
  2. Существуют определённые виды товаров и услуг (например, "Реклама медицинских услуг, медицинских изделий и лекарственных средств”; освещение и уборка улиц, тушение пожаров, регулирование дорожного движения и пр.), называемые общественными благами, которые рыночная система вообще не намерена производить, поскольку особенности потребления этих благ таковы, что частным фирмам просто не выгодно их производить. Это, безусловно, приводит к неэффективному распределению ресурсов, т.к. потребность общества в этих благах не редко бывает чрезвычайно велика. Назовите вторую экономическую функцию государства.
  3. Химический комбинат через атмосферные выбросы загрязняет окружающую территорию и от этого гибнут пчёлы. Это никак не беспокоит дирекцию комбината, но очень волнует людей, держащих пасеки. Им бы хотелось, чтобы комбинат поставил мощные очистные сооружения, и тогда воздух оставался бы чистым.
  4. Пасечники никоим образом не участвуют в управлении комбинатом или формировании цен на его продукцию, а следовательно, их интерес рынок учесть не может. Покупатели химической продукции также не заинтересованы в дополнительных затратах на очистку воздуха, поскольку это вызовет удорожание покупаемого товара. В результате загрязнение полей оказывается эффектом как бы внешним, посторонним по отношению к рынку химической продукции и никак не учитывается в формировании цен на нём. Каким образом можно выйти из сложившейся ситуации?

  5. Цена, которую обществу приходиться платить за ускорение роста общего уровня благосостояния всех граждан страны – это неравенство доходов. Чем выше различия в уровнях жизни между богатыми и бедными, тем сильнее недовольство последних. Экономисты давно установили, что различие в доходах становится опасным для социального мира в стране, если оно становится чрезмерно большим и увеличивается слишком высокими темпами. Какова экономическая функция государства?

(записать в тетрадь).

Учитель экономики: Итак, сегодня является очевидным тот факт, что ни одна экономика – ни рыночная, ни командная – не имеет врожденного иммунитета против двух тяжелых хронических болезней – инфляции и монополизма, то обязанностью именно государственных органов является разработка и принятие мер по борьбе с этими явлениями.

Ну а какие же государство использует методы воздействия на экономику?

На этот вопрос вы ответите самостоятельно, изучив текст. 

Документ 2

Все используемые государством методы воздействия на экономику можно разделить на два направления: прямое и косвенное.

Прямое регулирование предполагает использование преимущественно административных методов. Государство принимает законы, призванные упорядочить взаимоотношение участников рыночной системы. Особое место среди этих законов занимает, так называемое, антимонопольное законодательство, с помощью которого государство препятствует появлению в экономике предприятий-монополистов. Также правительство различных стран принимают законы, направленные на укрепление мелкого и среднего бизнеса, поддерживая таким образом разнообразную структуру производства.

Косвенное регулирование осуществляется с помощью методов кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политики.

Кредитно-денежная политика заключается в поддержке стабильного развития экономики. Государство увеличивает количество денег в период экономического спада (эмиссия) и сдерживает его рост при подъёме (ремиссия). Главную ответственность за проведение данной политики несёт государственный (Центральный) банк. Он ограничивает или расширяет возможность получения предпринимателями кредита на развитие производства.

Бюджетно-налоговые методы – это, прежде всего, налоги. Поднимая или снижая размер налогов, государство либо способствует его развитию, либо сдерживает темпы экономического роста. Например, государство вводит пошлину (специальный налог) на импортные товары, чтобы они были дороже отечественных и потребители выбирали последнее.

(записать в тетрадь).

Учитель обществознания: Таким образом, познакомившись с функциями и методами государственного регулирования, мы узнали, что такое экономическая политика государства. Так как экономическая политика государства представляет собой процесс реализации его экономических функций путем разнообразных методов воздействия на экономику для достижения определённых целей. 

Учитель экономики: Многие экономисты считают, что государство должно выполнять не только те функции, которые мы с вами выделили, но государству полезно решать и иные задачи. Правителям различных стран издавна казалось, что без их надзора экономика вообще нормально развиваться не может.

Учитель обществознания: Например, в 1563 году королева Англии Елизавета, желая поддержать национальное рыболовство и вызвать рост спроса на рыбу, запретила своим подданным употреблять мясо два дня в неделю. Этим опытом спустя 400 лет воспользовались руководители СССР, решившие компенсировать недостаток мяса в стране введением во всех столовых "рыбного дня”, когда мясное блюдо просто нельзя было заказать. Когда в 1666 г. в той же Англии возникли проблемы со сбытом отечественной шерстяной продукции решать её государство заставило… покойников. Для этого власти предписали погребать мёртвых в только в шерстяной одежде. За невыполнение грозил штраф в 5 фунтов стерлингов – немалая по тем временам сумма.

Учитель экономики: А теперь возвращаемся к последнему вопросу "Должны ли существовать пределы вмешательства государства в экономику? Если "да”, то почему?” (ответы ребят).

Таким образом, вмешательство государства в современную экономику является необходимым. И основные направления его экономической деятельности могут быть сведены к следующим:

  1. охранять экономические свободы;
  2. компенсировать слабости рынка;
  3. способствовать смягчению слишком больших различий в уровнях доходов и богатства граждан (17 слайд). (записать в тетрадь)

Рефлексия. Решение теста на ПК, подведение итогов.

Домашнее задание. Обществознание § 15; экономика §§ 49–50, записи в тетради 

Категория: ЭКОНОМИКА | Добавил: Носик | Теги: открытый урок, финансы, законы рыночной эконом, конспект урока, экономика в школе, педсовет, методическая помощь учителю, урок экономики, банк, деньги
Просмотров: 2522 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0