В мероприятиях, проходящих в игровой форме,
учащихся привлекает дух соревнования и
занимательные вопросы. Задания подбираются по
темам «Электрические явления» и проводятся в
несколько этапов так, чтобы охватить и проверить
уровень учащихся не только в теории, но и
применение этих знаний на практике (демонстрации
физических явлений, решение задач различной
сложности, сборка электрических цепей,
построение схем). В процессе игры учащиеся
развивают уверенность при объяснении
изученных положений на самостоятельно
подобранных конкретных примерах и владение
публичного выступления, правилам ведения
диалога. Мероприятие идет в быстром темпе. Во
время урока можно пользоваться любой справочной
литературой, включая учебник.
Использование интерактивной доски и компьютера
для объяснения заданной темы предполагает
уверенное использование учащимися
мультимедийных ресурсов и компьютерных
технологий для систематизации информации,
презентации результатов познавательной
деятельности. Если техническое оснащение не
позволяет, то можно использовать подборку
картинок по всему разделу «Электрические
явления», чтобы у учащихся был широкий выбор
самостоятельно объяснить и продемонстрировать
заданную тему.
Цели урока:
- Образовательные:
- повторение и обобщение знаний учащихся об
электрических явлениях;
- проверка знаний, сообразительности, умения
логически мыслить;
- овладение умениями использовать простые
измерительные приборы для изучения и
демонстрации электрических явлений.
- Воспитательные:
- воспитание убежденности в познаваемости
окружающего мира, в необходимости разумного
использования достижений науки и технологий для
дальнейшего развития человеческого общества;
- расширение кругозора и применение полученных
знаний и умений для решения практических задач
повседневной жизни, для обеспечения
безопасности.
- Развивающие:
- развитие диалогической и монологической речи;
- развитие способности понимать точку зрения
собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и
коммуникативных задач различные источники
информации;
- развития навыка использования мультимедийных
ресурсов и компьютерных технологий для
презентации результатов познавательной и
практической деятельности.
Оборудование: картинки или слайды
с изображением электрических явлений
(интерактивная доска, компьютер), электрофорная
машина, амперметр, вольтметр, лабораторный набор
по электростатике , электростатические маятники,
электроскоп, электрометр, прибор для
демонстрации электролиза, магнитная стрелка,
электрический звонок, лампочка ,реостат,
соединительные провода, гальванические
элементы.
Эпиграф к уроку: «Разум, однажды
расширивший свои границы, никогда не вернется в
прежние». (А. Эйнштейн)
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Класс делится на две команды.
Первое задание «Презентация» (5 мин.)
Каждая команда выбирает капитана. Придумывает
название команды, девиз. Перед каждым заданием
капитаны команд вытаскивают карточку с
заданием. (2 балла)
Второе задание «Слайд шоу» (10 мин.)
Капитаны получают конверты с заданной темой и
картинки (слайды) по полному разделу
«Электрические явления». Команды должны
рассказать о заданной теме, показать ее в слайдах
и провести демонстрации. Один участник
рассказывает у доски , используя картинки(
слайды), второй при этом ассистирует первому
демонстрируя явления с помощью физического
оборудования. Физическое оборудование
располагается на отдельном рабочем столе и
команда самостоятельно решает какие приборы
использовать для освещения данной темы. Также
команда получает дополнительный балл если
отвечает на вопрос соперника по своей теме. (3
балла – объяснение темы, 2 балла – слайд, 3 балла
– демонстрации)
Темы:
- Действие электрического тока
- Электризация тел. Два рода зарядов
Третье задание «Блиц-опрос» (7 мин.)
Каждая команда должна ответить за минимальное
время на 10 вопросов. (1 ответ – 1 балл)
Вопросы:
1. В чем измеряется сила тока?
2. Наименьший электрический заряд?
3. Прибор показывающий напряжение цепи?
4. Как взаимодействуют одноименные заряды?
5. Атом потерявший электроны это…?
6. Вещество, проводящее электрический ток это…?
7. Что заставляет двигаться электрический заряд?
8. Наименьшее опасное напряжение для человека?
9. Какими способами можно наэлектризовать тело?
10. На что похожа половина яблока?
1. В чем измеряется электрический заряд?
2. Протон это отрицательная или положительная
частица?
3. Прибор измеряющий силу тока в цепи?
4. Какие заряды отталкиваются?
5. От какого слова произошло слово
«электричество»?
6. Эти электроны наиболее удалены от ядра атома?
7. Общий заряд атома?
8. Какое наименьшее значение силы тока опасное
для жизни?
9. Дистилярованная вода проводник или диэлектрик?
10. По чему плывут утки?
Четвертое задание «Практическое задание»
(5 мин.)
Команды должны придумать и показать
заданную схему , а также собрать
электрическую цепь данного задания. (5 баллов –
правильность, 1 балл – быстрота)
– последовательное соединение;
– параллельное соединение.
Пятое задание «Собери меня быстрей» (5 мин.)
Команды получают схемы электрических цепей,
которые они должны собрать. Необходимое
физическое оборудование участники берут с
общего демонстрационного стола. (5 баллов –
правильность, 1 балл – быстрота)
Шестое задание «Задачи» (5 мин.)
Команды получают конверты с задачами трех
уровней сложности.
Задачи:
«3 балла»
1. Какое напряжение надо создать на концах
проводника сопротивлением 50 Ом, чтобы в нем
возникла сила тока 3А?
2. Какой ток течет через вольтметр, если его
сопротивление 15кОм и он показывает
напряжение 150 В?
«4 балла»
1. Какова масса алюминиевого провода , который
имеет площадь поперечного сечения 0,6мм2 и
сопротивлением 3 Ом?
2. Два медных провода имеют одинаковую массу.
Диаметр первого провода 2 раза больше, чем у
второго. Какой из проводов имеет большее
сопротивление и во сколько раз?
«5 баллов»
1. Сколько времени будут нагреваться 1 литр воды
от 10° С до 100 °С в электрическом чайнике мощностью
600 Вт, если КПД его 80%?
2. За время 40 с в цепи, состоящей из трех
одинаковых проводников, соединенных параллельно
и включенных в сеть, выделилось некоторое
количество теплоты. За какое время выделится
такое же количество теплоты, если проводники
соединить последовательно?
Седьмое задание «Конкурс капитанов» (5
мин.)
Показать своей команде без слов , при помощи
жестов рук и мимики лица физическое явление
(пантомима). (2 балла)
– электрическое поле;
– электрическая лампочка.
Итоги мероприятия
Проводится анализ работы команд, выставляются
оценки. |