Электронные таблицы. Ввод формул. Относительная и абсолютная адресация
25.11.2011, 14:01:37
Кол-во часов: 2 Цели урока:
обучающая – вспомнить понятие
«график», разновидности графиков, свойства графиков из курса
математики, познакомить учащихся с этапами построения графиков
средствами Microsoft Excel, расширить представление учащихся о
возможных сферах применения электронных таблиц, показать
применение приобретенных знаний из других дисциплин в информатике.
развивающие – развивать познавательные
и исследовательские способности, развитие навыков и умений
практического применения электронных таблиц в решении конкретных
задач, развивать и отработать умение анализировать.
воспитательные – воспитать интерес к предмету, к программе Microsoft Excel.
Задачи урока:
показать этапы построение графиков средствами Microsoft Excel;
рассмотреть несколько примеров построения графиков средствами Microsoft Excel;
воспитать интерес к. предмету и к программе Microsoft Excel в частности.
Тип урока: урокизучения нового материала. Вид урока: комбинированный. Форма проведения урока: рассказ, практическая работа, самостоятельная работа. Форма работы учащихся: коллективная работа, индивидуальная работа. Технология: ИКТ, проблемное обучение, интегрированный урок «математика+информатика» Подготовка кабинета:
компьютеры;
проектор;
презентация для учителя;
программа Microsoft Excel.
План урока.
Организационный момент – 1 мин.
Актуализация и проверка усвоения изученного материала – 5 мин.
Объяснение нового материала – 15 мин.
Физкультминутка – 1 мин.
Самостоятельная работа за компьютером (закрепление изученного материала)- 15 мин.
Домашнее задание – 1 мин.
Подведение итогов – 2 мин.
Ход урока
Этапы урока
Действие учителя
Действия учеников
Организационный момент
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.
(слайд 1)
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с электронными таблицами и рассмотрим еще один способ практического применения электронных таблиц в решении конкретных задач. Тема нашего урока «Построение графиков средствами MicrosoftExcel»
Записывают тему урока в тетрадь
Актуализация знаний.
(слайд 2)
На предыдущих уроках мы с
вами познакомились с таким программным обеспечением как электронные
таблицы MicrosoftExcel. Давайте вспомним основные понятия, используемые в
электронных таблицах. Рассмотрим пример на экране и ответим на вопросы:
A
B
C
D
1
1
2
=A1+B1
=C1*B1^2
2
-3
4
- Число 4 находится …строке, … столбце, в ячейке с адресом… - Значение ячейки С1 … - Значение ячейки D1 … - Чему будут равны значение ячейки С2 и D2, если скопировать в них соответственно ячейки С1 и D1?
Учащиеся перечисляют понятия (лист, книга, строка, столбец, ячейка, диапазон, формула) и отвечают на вопросы учителя.
2-ая строка, 2 столбец,
B2
3
12
C2=1, D2=16
Объяснение нового материала
(слайд 3) (слайд 4)
(слайд 5)
(слайд 6-11)
(слайд 12)
(слайд 13) (слайды 14-18)
Вернемся к теме урока. Что
такое график и при решении каких задач его удобно использовать? На этот
вопрос нам и предстоит сегодня ответить. Понятие график вам знакомо из курса математики. Переменная величина y называется функцией переменной величины x, если каждому значению x соответствует определенное значение y. Графиком называется множество всех точек плоскости, координаты которых (x, F(x)). Вами в школьном курсе математики были рассмотрены графики
линейной функции, квадратичной функции, обратная пропорциональность,
функции (в текстовом файле) и y=xn. А теперь разберем, как с помощью электронных таблиц можно построить график любой из заданных функций. Задача №1. Построить график функции у = 4x+5.
Предлагаю закрыть глаза и представить ее.
Что вы можете сказать про данную функцию?
Вернемся к электронной таблице, какие данные в нее мы будем вносить?
A
B
C
1
X=
-1
0
2
Y=
1
5
Строим график функции:
1.Строка меню - Вставка - Диаграмма
2. Вид диаграммы - График
3. Выбор диапазона (значений у)
4. Ряд-Подписи по оси х (значений x)
5. Оформление графика (название, подписи осей ...)
Давайте проведем эксперимент: поменяем значение углового коэффициента. Что должно изменится?
Задача №2. Построить график функции у = 5x2+2x+1.
Также предлагаю закрыть глаза и представить график этой функции.
Что вы можете теперь сказать про эту функцию?
Давайте проведем эксперимент и для этой функции: поменяем значение коэффициента а. Что должно поменяться?
В тетрадь
В тетрадь
Линейная, график- прямая линия, область определения D(y)=R,
область значений E(y)=ÎR,
угловой коэффициент
k=4 >0 -функция возрастает
для построения графика достаточно взять 2 точки
x, а затем вычислять y
этапы работы записывают в тетрадь,
выполняют работу на компьютере
если k=0, тогда график будет параллелен оси ОХ, если k<0, то функция будет убывать.
Квадратичная, график-парабола, область определения D(y)= R,
область значений E(y)=[yв;¥),
а=5>0 - ветви вверх
для построения точного графика необходимо брать точки значения x, которых незначительно отличаются друг от друга
Выполняют работу на компьютере
Ветви параболы будут направлены вниз и изменится область значений на E(y) = (¥;yв],
Самостоятельная практическая работа за компьютером
Учитель проводит консультирование, отвечая на вопросы учащихся
(слайд 19)
А теперь попробуйте построить самостоятельно графики функций (в текстовом файле)
Взаимопроверка
Выполняют самостоятельно работу на компьютере
Учащиеся проверяют друг у друга построенные графики.
Домашнее задание
Мы с вами рассмотрели частные
варианты функций, поэтому домашним заданием для вас будет разработать
памятку для построения графиков функций, записанных в общем виде, т.е.
y=kx+b, у=аx2+bx+c
Подведение итогов
(слайд 20)
Выставление оценок.
Одной из целей урока было
показать вам, где и как еще можно применять электронные таблицы.
Надеюсь, что эта цель была достигнута и в дальнейшем, когда вам
необходимо будет отражать математические или экономические
показатели, вы вспомните, что это удобно и быстро можно делать
средствами MicrosoftExcel.