Цели урока: сформировать представления о
своеобразии истории норманнских племен в эпоху
раннего Средневековья; заложить в сознание
учащихся элементы научного мировоззрения,
содействовать их воспитанию в духе
гуманистических ценностей; научить пользоваться
компьютерной версией изложения темы урока.
Оборудование: компьютеры, диск с записью
презентации «Эпоха викингов»; учебник: Бойцов М.А., Шукуров Р.М.
История средних
веков. М.: Русское слово, 2003.
ХОД УРОКА
СЛАЙД 1
«Эпоха викингов»
На экране компьютера заставка урока.
Учитель. Тема сегодняшнего урока перед
вами. Вглядитесь в заставку и расскажите о своих
впечатлениях.
Ученики. Возникает чувство тревоги,
опасности. Кроваво-красный закат над морем
говорит о том, что эпоха викингов была временем
войн и потрясений, трагическим эпизодом истории.
Учитель. А ещё она ставит нас перед
необходимостью сразу разобраться в том, кто
такие викинги и какой именно период скрывается в
данном случае за словом «эпоха».
СЛАЙД 2
«Словарь урока»
Учащиеся знакомятся с определениями понятий
«викинги», «норманны», «варяги» и записывают их в
рабочие тетради, так же как и хронологические
рамки эпохи викингов (IX—XI вв.). Они находят на
карте территории Швеции, Норвегии и Дании.
СЛАЙД 3
«Дом скандинава»
Учитель. Дом — прямоугольной формы на
каменном фундаменте, с саманными стенами из
досок или прутьев, двускатной крышей с
отверстием для дыма. В нём была лишь одна жилая
комната, и к нему примыкали или сооружались
поблизости мастерские, сараи, бани и другие
хозяйственные постройки.
ЗАДАНИЕ. Перечислите занятия
норманнов.
Ученики. Судя по рисунку, скандинавы
занимались земледелием, скотоводством, собирали
мёд, разводили домашнюю птицу и имели огороды,
рыбачили в море, охотились в лесу. На картинке
можно увидеть множество разных орудий труда и
предметов домашнего обихода и сделать вывод, что
скандинавы умели обрабатывать металл и освоили
другие ремесла (мы видим женщину, работающую на
ткацком станке). Как и другие народы, жившие на
берегах морей, они, наверное, могли успешно
торговать.
|
Камень с рунической надписью
X в. |
Учитель. Скандинавия отличается
суровым климатом, земель, удобных для обработки,
здесь мало. Скандинавы с трудом могли прокормить
себя, и всё больше жителей полуострова
становились викингами и отправлялись в чужие
страны искать богатства и славы. Они
объединялись в дружины под предводительством
вождей — конунгов.
СЛАЙД 4
«Драккары — корабли викингов»
Учитель. Главным достоянием викингов, вся
жизнь которых была связана с морем, считались
корабли, ставшие символом и орудием их
могущества, а вершиной кораблестроительного
мастерства явилось военное судно — драккар.
Строили его из дуба, только мачты и весла были
сосновыми. Нос таких кораблей часто украшали
головы драконов (дракаров
по-древнескандинавски), от чего и пошло их
название. Как вы думаете, с какой целью помещали
викинги на свои суда резные изображения этих
фантастических существ?
Ученики. Может быть, они надеялись этим
устрашить своих противников? Или верили в то, что
драконы способны защитить их от злых сил?
Учитель. Да, этим изваяниям викинги
приписывали способность защищать корабли от
вредоносных морских духов. Драккары были
изящными, быстроходными, надёжными и при этом
достаточно лёгкими, даже для переноса их на руках
в случае необходимости. Число гребцов бывало от 26
до 70. Они располагались в ряд по обе стороны
корабля. Эти суда были рассчитаны для захода в
мелководные реки, но могли выдержать любую
непогоду в открытом море. Остатки дракаров были
найдены археологами. Их заботливо реставрируют и
помещают в музеи как одно из наиболее
значительных явлений материальной культуры
эпохи викингов.
СЛАЙД 5
«Набеги викингов»
Учитель. Корабли викингов появлялись у
чужих берегов так внезапно, что местные
правители, так правило, просто не успевали дать
отпор. Рассмотрите внимательно карту на слайде: в
каких странах побывали эти морские разбойники?
Ученики. Они нападали на прибрежные
поселения Британских островов, Франкской
империи, добрались до Испании и Италии. Множество
крупных городов подверглись их разорительным
набегам.
Учитель. В IX в. по всей Европе священники
возносили молитвы: «Господи, защити нас от ярости
норманнов!» Как этот факт характеризует
скандинавских воинов?
|
Ритуальный столб
с головой дракона
IX в. |
Ученики. Это свидетельствует,
по-видимому, о чрезвычайной жестокости,
беспощадности викингов.
Учитель. Да, они оставляли за собой
дымящиеся развалины и груды трупов.
СЛАЙД 6
«Норманнское завоевание Англии»
Учитель. Франкские короли вынуждены были
уступить викингам земли на севере своего
государства, где возникло герцогство Нормандия.
Вспомните, что вам уже известно о судьбах
англосаксонских королевств в Британии в раннем
Средневековье.
Ученики. Эти государства тоже подверглись
нашествию норманнов — данов. Из семи
королевств устоял только Эссекс, и даны
заключили договор с его правителем Альфредом
Великим. По этому соглашению остров делился на
две части: владения Альфреда и владения Дэнло,
которые стали датскими. Со временем датчане
смешались с англосаксами, и эти земли
объединились.
Учитель. В 1066 г. умер, не оставив
наследника, король единой Англии Эдуард
Исповедник (своё прозвище он получил за
набожность). Знать провозгласила новым монархом
его родственника — Гарольда, однако появилось
ещё два претендента на престол — король
Норвегии, знаменитый викинг Харальд Суровый, и
герцог Нормандии Вильгельм. Если англосаксам,
пусть и с большим трудом, удалось одолеть
норвежцев, то противостоять нормандцам они
оказались не в силах. Решающая битва произошла 14
октября 1066 г. при Гастингсе. Войско Гарольда
было разбито, сам он погиб, и нормандский герцог
стал королём Англии Вильгельмом I по прозвищу
Завоеватель. В истории этой страны начался
период господства нормандцев. До наших дней
дошёл удивительный памятник, повествующий об
истории завоевания Англии, — ковёр, хранящийся
во французском городе Байе.
Ученик выступает с заранее подготовленным
сообщением «Ковёр из Байе» из раздела
«Подробности» в учебнике (с. 93—94).
СЛАЙД 7
«Плавания викингов»
Учитель. Викинги были лучшими мореходами
своего времени. Ни кораблекрушения, ни страх
перед неизвестностью не могли их остановить. Не
имея компаса и карт в современном понимании,
ориентируясь по солнцу и звездам, они совершали
далёкие океанские плавания. Проследите по карте
на слайде их маршруты. Какие места посетили
викинги?
Ученики. Они плавали в западном от
Скандинавии направлении и расселились на
острове Исландия, затем добрались до Гренландии.
Учитель. Верно. Да и названия этим островам
были даны викингами: Исландия — страна льда;
Гренландия — зелёная страна. Какого континента
достигли норманны во время своих плаваний на
запад?
Ученики. Северной Америки.
|
Народы Европы
800—1000 гг. |
Учитель. На уроках географии вы уже
знакомились с историей открытия Америки. Давайте
вспомним, кто и когда открыл этот континент.
Ученики. Американский континент открыли в
1492 г. Христофор Колумб и его спутники.
Учитель. Как видите, викинги побывали в
Америке на 500 лет раньше Колумба. Скандинавы
называли её Винландом — Страной винограда.
Правда, надолго там им закрепиться не удалось, и
об их открытии так никто и не узнал. Теперь
изучите по карте маршруты плаваний в восточном и
южном направлениях. Как вы думаете, какой путь и
почему получил название «из варяг в греки»?
Ученики. Сегодня мы узнали, что варягами
норманнов называли на Руси. Греки — это жители
Византийской империи. Значит, путём «из варяг в
греки» обитатели Древней Руси могли назвать
маршрут из Балтийского моря, омывавшего
Скандинавию, в Чёрное, на берегах которого
располагалась Византия, по многочисленным рекам
славянских земель. По Волге, через Каспийское
море, варяги вели торговлю даже с далёкими
странами Востока.
СЛАЙД 8
«Словарь урока»
Учитель. Для европейцев викинги были
варварами, безжалостными разрушителями высокой
христианской культуры. Но скандинавы создали и
собственную самобытную культуру. Они
пользовались особой письменностью — рунами,
составляли и передавали из поколения в поколение
сказания о богах и героях, смелых плаваниях и
жестоких сражениях.
Учащиеся заносят в тетради определения понятий
«руны», «сага», «скальд», «конунг», рассматривают
фотографию камня с рунической надписью.
СЛАЙД 9
«Ценности викингов»
Учитель. Благодаря сагам мы многое узнаём о
нравах скандинавов, их представлениях о жизни.
Учащиеся читают фрагмент из «Речи Высокого
(Одина)», входящей в «Старшую Эдду» (собрание
песен о богах и героях)
ВОПРОСЫ К СЛАЙДУ
• О каких чертах жизни и быта вы узнали из
этого произведения?
• Какие правила житейской мудрости верховный
бог рекомендует соблюдать викингу?
• Какие из этих правил являются, по-вашему
мнению, общечеловеческими, а какие утеряли свое
значение?
Ученики. Из этого фрагмента мы узнаём
кое-что о домах и хозяйстве викингов («невелик
твой дом», «крыша из прутьев», упоминание о
разведении коз); у них, видимо, было принято
ходить друг к другу в гости, но не ради угощения,
а, в первую очередь, для общения, приятной беседы;
главной ценностью в доме было оружие, ведь именно
его и одежду считали лучшим подарком.
Верховный бог советует викингу дорожить дружбой
и крепить её, быть верным; стараться приобрести
житейскую мудрость, но не похваляться умом; в
сражении и путешествии воину следует быть смелым
и одновременно осторожным, а в отношениях с
друзьями — неназойливым и деликатным.
|
Бог Один на коне Слейпнире
в сопровождении воронов
|
И в наши дни повсюду любят людей
мужественных и смелых, но не безрассудных,
умеющих быть преданными друзьями, наделённых
немалым жизненным опытом, больше ценящих
независимость, чем богатство, добрых и весёлых.
Но можно ли согласиться с утверждением «...с
недругом друга никто не обязан дружбу
поддерживать»? И зачем человеку скрывать свой ум?
Ведь это — достоинство личности, если, конечно,
не глядеть свысока на других. Потерял в наше
время актуальность совет не покидать оружия ни
на миг, сейчас большинство людей стремятся
разрешить противоречия достигая согласия, а не
полагаясь на силу. Подозрительность также не
украшает человека.
СЛАЙД 10
«Викинги — язычники»
Учитель. По своим религиозным верованиям
норманны были язычниками. Они поклонялись
множеству богов и богинь, управлявших, по их
мнению, окружающим миром и их жизнью. Но
верховным богом считался Один — повелитель
всего сущего. Его страшились и боги, и люди.
Современный художник неточен в изображении
Одина (на слайде), ведь, по представлениям
викингов, у него был всего один глаз, ибо вторым
он пожертвовал ради приобретения мудрости и
знаний. Он ездил на великолепном восьминогом
коне, а на его плечах сидели два ворона, которых
звали Мысль и Память. Каждый день эти птицы
облетали мир и докладывали Одину обо всём, что
видели.
|
Камень
с изображением распятия
Ислинг. X в. |
До нас дошло мало сведений о том, как
викинги поклонялись своим богам, но известно, что
они проводили религиозные церемонии на открытом
воздухе, в рощах или у ручьёв. Такие места были
священными. Обряды проводились вождями или
другими уважаемыми людьми. Они дарили богам
оружие и драгоценности, бросая их в болото или
реку. Приносили и человеческие жертвы — мужчин, а
также животных мужского пола, их тела
развешивали на деревьях. Многие люди носили
талисманы и амулеты, призванные отвести от них
беду. Верили они и в загробную жизнь, что боги
определяют их судьбы и после смерти, а потому для
викинга было очень важно, как он будет похоронен.
(Бедняков хоронили в ямах.) Тело покойного
помещалось в выдолбленный ствол дерева или в
деревянный ящик, а над могилой насыпался
невысокий земляной холм. Иногда у жилищ
устанавливались мемориальные камни в память о
родственниках, особенно о тех, что погибли далеко
и чьи тела не были привезены домой. На этих камнях
высекали надписи или рисунки, посвящённые
умершему.
|
Погребальный чёлн викинга
Реконструкция |
Наиболее впечатляющими были похороны
конунгов. Почивший вождь лежал в палатке,
установленной на палубе его драккара. Вокруг
раскладывали его сокровища и другое имущество.
Затем девушке-рабыне, добровольно решившей
сопровождать своего господина в загробный мир,
давали выпить болеутоляющий напиток и старая
женщина, которую называли «ангел смерти», душила
её. Тело девушки укладывали рядом с вождём.
Корабль и всё, что было на нём, предавали огню.
Позже над пеплом воздвигали могильный курган.
Викинги верили, что этот корабль вместе с
покойным отправился в обитель богов. Люди,
которые не могли позволить себе сожжение в
корабле, просили похоронить их в могилах,
выложенных камнями в форме лодки. Так много
значило в их жизни море...
СЛАЙД 11
«Викинги — христиане»
Учитель. На протяжении большей части эпохи
викингов жители Скандинавии оставались
язычниками, однако к концу её на смену языческим
верованиям сюда пришло христианство. Норманны,
осевшие в странах, уже принявших эту веру, быстро
приобщались к новой религии. Становились
христианами и викинги-купцы, они обретали веру,
посещая христианские страны. Обращение в
христианство народов Скандинавии заняло почти
два столетия. Сюда приходили проповедники,
горевшие желанием крестить викингов. Они
надеялись, что принятие христианства викингами
не только даст им возможность узнать об ученике
Христа, но и положит конец набегам,
терроризировавшим всю Европу. Так христианами
стали жители Дании, Норвегии и Швеции, которая
последней приняла новую веру. Но в течение многих
лет язычество и христианство существовали бок о
бок.
ВОПРОС К СЛАЙДУ. Что
свидетельствует о длительном сосуществовании
старой и новой религии у викингов?
Ученики. На слайде мы видим амулет с
крестом. Амулет сам по себе — элемент языческих
верований (предмет, будто бы наделённый
чудодейственной силой, способной защитить от зла
и чар). На нём есть изображения языческих богов и
одновременно помещён крест, являющийся
христианским символом. Вероятно, викинги
воспринимали его в качестве дополнительного
оберега.
Также мы видим изображение на камне распятого
Иисуса, выполненное в традиционном
скандинавском стиле: с руническими надписями и
замысловатым «варварским» орнаментом. Наверное,
оно напоминает мемориальные камни, о которых мы
сегодня уже говорили.
ЗАДАНИЕ. Составить 10 тестовых
вопросов, пользуясь слайдами.
|