Цели мероприятия: Повторить определение понятий: "текст”, "объявление”, "общение”, "адресант”, "адресат”, "комплимент”; средства общения (язык, жесты, мимика, телодвижения), речевые этикетные формулы. Приобщить учащихся к культуре речи и поведения. Развить творческие, артистические способности учащихся. Подготовка учащихся к мероприятию. Предварительно были отрепетированы с учащимися небольшие сценки, которые затем были поставлены на внеклассном мероприятии.
Ход мероприятия I. - Здравствуйте, ребята! Сегодняшнее внеклассное мероприятие, которое называется "Этикет как ценность культуры”, мы проведем в нестандартной форме – театрализованной. Вы должны будете показать свои знания, полученные на предыдущих уроках русского языка, риторики, проявить актерские способности. А для этого каждый из вас примет участие в постановке небольших сценок. А товарищи, внимательно посмотрев выступления, ответят на вопросы, касающиеся сценок. Человек живет среди людей. Разнообразные формы общения пронизывают его каждодневное бытие. В течение тысячелетий люди искали такие способы организации отношений, которые способствовали бы достижению согласия и взаимопонимания в обществе. Одними из них и были правила и нормы этикета, зародившиеся еще в глубокой древности и ставшие в дальнейшем надежным средством диалога в процессе общения. II. У многих из вас дома живут различные животные: собаки, кошки, попугаи, хомяки, черепахи. Оказывается, они тоже умеют разговаривать друг с другом. Давайте заглянем в одну из городских квартир и послушаем разговор двух собак. Сценка № 1. Дворовый пёс Бобик попал в гости к домашнему Барбосу: - А что это за штука у Вас на стене висит? Всё тик-так, да тик-так, а внизу болтается. - Это часы, - ответил Барбос. – Разве ты часов никогда не видел? - Нет, а для чего они? Барбос и сам толком не знал, для чего часы, но все-таки принялся объяснять: - Ну, это такая штука, понимаешь… часы… они ходят… - Как ходят? – удивился Бобик. – У них ведь ног нету! - Ну, понимаешь, это только так говорится, что ходят, а на самом деле они просто стучат, а потом начинают бить. - Ого! Они ещё и дерутся? – испугался Бобик. - Да нет! Как они могут драться! - Ты же сам – бить! - Бить – это значит звонить: бом-бом! - А, ну так бы и говорил! (Н. Носов) - Состоялось ли общение между героями? (Да.) - Что мы называем общением? - Как можно назвать того, кто слушает, получает информацию? (Адресат.) - Как называют того, кто говорит, отправляет, передаёт информацию? (Адресант.) - Эти слова подчёркивают, что в общении участвуют хотя бы двое. Как называют тех, кто общается одним словом? (Партнёры, собеседники, коммуниканты.) - Какие средства общения использует человек? (Язык, жесты, мимику, пантомимику.) Посмотрите сценку "Котята” и определите, при помощи каких средств произошло общение между героями. Сценка № 2. Котята. Два маленьких котёнка поссорились в углу. Сердитая хозяйка взяла свою метлу. И вымела из кухни дерущихся котят, Не справившись при этом, кто прав, кто виноват. А дело было ночью, зимою в январе. Два маленьких котёнка озябли во дворе. Легли они, свернувшись, на камень у крыльца, Носы уткнули в лапки и стали ждать конца. Но сжалилась хозяйка и отворила дверь. "Ну что, - она спросила, - не ссоритесь теперь?” Прошли они тихонько в свой угол на ночлег. Со шкурки отряхнули холодный, мокрый снег. И оба перед печкой заснули сладким сном. А вьюга до рассвета шумела за окном. - Назовите основное средство общения. (Язык.) - Что может сказать о человеке его язык, речь? - Действительно, речь человека - это его "визитная карточка”, его "языковой паспорт”. По этой визитке составляется впечатление о человеке. Посмотрим сценку из школьной жизни. Сценка № 3. Случилось это на первом уроке. Новенький стоял возле стола Зинаиды Антоновны, переминался с ноги на ногу и краснел, как все новенькие, а мы смотрели на него и радовались, что на урок остаётся меньше времени. - Где ты учился, Серёжа Ёлкин? – спросила Зинаида Антоновна. - Теперя? В этом году? - Ну, разумеется. - Теперя в 35 школе. - А раньше? - Раньше… Начал в 147, а ещё первее – в 549. В классе сделалось совсем тихо. - Садись вон туда. - Зинаида Антоновна кивнула в сторону Люси Булочкиной. - Я не хочу сидеть с двоечником, - обиженно заявила Люся… (По А. Минчковскому.) - Почему Люся подумала, что новенький – двоечник? (Сергей допустил ошибки в речи.) - Какие нарушения норм (ошибки) допустил новенький? (Теперя, начал, первее.) - В разных ситуациях общения мы используем речевые этикетные формулы. Приведите примеры речевых этикетных формул приветствия, прощания, извинения, просьбы. Посмотрите сценку, назовите, какие речевые этикетные формулы будет использовать герой. Сценка № 4. - Знаешь, мама, чего мне хочется сильнее всего? - Ну-ну? – рассеянно отозвалась мама. - Мне так хочется щенка… - Мама только вздохнула. Опять Малыш заговорил о своей собаке… - Мамочка, подари мне щенка, ну пожалуйста… - А по-моему, Малыш, тебе уже пора одеваться и завтракать, иначе опоздаешь в школу. - Ясно! Как только я о собаке, ты - про школу. – Малыш огорчённо махнул рукой и отправился умываться. (По А. Линдгрен.) - О чём просит Малыш? - Какие речевые этикетные формулы использовал мальчик? - Дала ли мама согласие исполнить просьбу Малыша? - Как можно было ему отказать, чтобы он меньше огорчился? Нужно быть внимательным в общении с собеседником, уметь использовать в речи вежливые слова. Но человек должен проявлять культуру не только в общении, но и в поведении. Давайте заглянем в квартиру, где живёт семья Власовых. Сценка № 5. Я ел рассольник и потихоньку стонал от удовольствия. И вдруг мама положила ложку и сказала ни с того ни с сего: - Прямо не знаю, пускать его в гости или нет? Вот тебе раз! Гром среди ясного неба! Я сказал: - А почему? - И папа тоже: - В чём дело – то? - Он нас там опозорит. Он совершенно не умеет есть. Стонет, хлебает, ложкой везёт… Кошмар! - Ничего, - сказал я. - Нужно знать правила, - сказал папа строго. – Ты знаешь? Нет. А вот они: Когда ешь, не чавкай, не причмокивай, не дуй на еду, не стони от удовольствия и вообще не издавай никаких звуков при еде… - Не роняй вилку на пол, - говорила мама. – А если уронил, сиди спокойно, не становись на четвереньки, не ныряй под стол и не ползай там полчаса. Не барабань пальцами по столу, не свисти, не пой! Не хохочи за столом! (В. Драгунский.) - А какие правила поведения за столом знаете вы? - Как следует вести себя за столом в гостях? Послушайте, какие советы и рекомендации давались молодым людям ещё в XVIII веке. Когда случиться тебе с другими за столом сидеть, то содержи себя в порядке по сему правилу: Во-первых, обрежь свои ногти, да не явишься, якобы они у тебя бархатом обшиты; Во-вторых, умой руки и сиди благочинно, сиди прямо и не хватай первым блюдо; не жри, как свинья, и не дуй на ушное, чтобы везде брызгало; не сопи, когда ешь, первым не пей, будь воздержан, пей и ешь столько, сколько тебе потребно; в блюде, если последнее тебе предложат, то возьми часть из того, прочее отдай другому; ногами везде не мотай; когда будешь пить, не утирай рта рукою, но полотенцем, и не пей, пока ещё пищи не проглотил, и не облизывай перстов, и не грызи костей, но обрежь ножом…; над едой не чавкай, как свинья, и головы не чеши; не проглотя кусок, не говори… ("Юности честное зерцало, или показания к житейскому обхождению”, 1717 год). - Конечно, если человек умеет правильно себя вести, общаться с другими людьми, он может услышать в свой адрес комплимент. Что такое комплимент? (Это приятные слова, похвала.) - Сделайте комплимент кому-нибудь из присутствующих. Посмотрите сценку, скажите, с какой целью лиса будет хвалить петуха? Сценка № 6. Утром, только что заря стала заниматься, петух и закричал: "Ку-ка-ре-ку!”. Услышала петуха лиса: захотелось ей петушиным мясом полакомиться. Вот она подошла к дереву и стала петуха расхваливать: Вот петух так петух! Такой птицы я никогда не видывала: и пёрышки-то какие красивые, и гребень-то какой красивый, и голос-то какой звонкий! Слети ко мне, красавчик! - А за каким делом? – спрашивает петух. - Пойдём ко мне в гости: у меня сегодня новоселье, и про тебя много горошку припасено. - Хорошо, - говорит петух, - только мне одному идти никак нельзя: со мной товарищ. "Вот какое счастье привалило! – подумала лиса. – Вместо одного петуха будет два”. - Где же твой товарищ? – спрашивает она. – Я и его в гости позову. - Там, в дупле, ночует, - отвечает петух. Лиса кинулась в дупло, а собака её за морду цап! Поймала и разорвала лису. (К.Д. Ушинский.) - Как хвалит лиса петуха? С какой целью? - С каким тоном она произносит свои слова? (Стук в дверь.) - Кто к нам стучится? (Заходит королевский герольд.) - Жители сказочного королевства! А жители сказочного королевства! Это говорю я, королевский герольд. Вы слышите меня? Ох, до чего же приятное известие велено передать мне вам. Всё готово к балу в королевском дворце. Приглашённые на бал! А приглашённые на бал! Не забудьте, что вы приглашены. На балу непременно произойдёт что-нибудь удивительное, ведь наше королевство сказочное. Приходите! Не забудьте! Честное слово, не пожалеете. - Что зачитал нам королевский герольд: отдельные предложения или текст? Что называется текстом? - Текст какого жанра был прочитан? (Объявление.) - Назовите особенности жанра объявления. III. – Дома вы должны были составить текст объявления. Прочитайте написанные тексты и развесьте их на доске объявлений. IV. Сегодня "светскость”, "правила хорошего поведения”, "хорошие манеры”, "этикет” - это не просто "ярлык”, а прежде всего "визитная карточка” цивилизованного, культурного, воспитанного человека, на котором лежит ответственность не только за свою судьбу, но и за будущее общества. "Век живи - век учись”, - гласит народная мудрость. Культуре речи, поведения, хорошим манерам учиться никогда не поздно. Правила хорошего тона необходимо знать каждому. Ведь без этого трудно поддерживать в современном обществе репутацию воспитанного, цивилизованного и культурного человека. V. - Посмотрите на доску и скажите, какой из рисунков отражает ваше настроение, с которым вы уйдёте с сегодняшнего мероприятия: весёлое, грустное или, может быть, мероприятие не произвело на вас никакого впечатления.
- Хотелось бы, чтобы вы уходили со всех школьных уроков, мероприятий с таким же хорошим настроением, как сегодняшнее. В заключение споем песню Булата Окуджава. Давайте восклицать, друг другом восхищаться. Высокопарных слов не стоит опасаться. Давайте говорить друг другу комплименты – ведь это все любви счастливые моменты. Давайте горевать и плакать откровенно то вместе, то по врозь, а то попеременно. Не нужно придавать значения злословью – поскольку грусть всегда соседствует с любовью. Давайте понимать друг друга с полуслова, чтоб, ошибившись раз, не ошибаться снова. Давайте жить, во всем друг другу потакая – тем более, что жизнь короткая такая.
|