Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 27.04.2024, 20:32:01
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [190]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [233]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [214]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

«Если завтра война…»: была ли страна готова к отражению агрессии? (Мир накануне второй мировой войны)
27.04.2011, 13:11:26

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок-исследование с элементами лабораторной работы и дискуссии.

Цели урока: Определить степень обороноспособности страны накануне Великой Отечественной войны. Развивать умение учеников анализировать, сравнивать, работать в группе, аргументировать свою точку зрения.

Оборудование для урока истории: учебник Левандовского для 11 класса, Щетинова «История России в ХХ веке», приложения №1, №2,№3, №4.

План проведения урока истории.

  • 1.Вводный этап (мотивация, формулировка проблемы).
  • 2. Работа по группам и презентация результатов деятельности группы.
  • 3. Дискуссия.
  • 4. Итоговый этап урока.

Ход урока.

1.Вступительное слово учителя:  «Тема нашего урока – «Если завтра война…». Два года полыхает пожар второй мировой войны. Советскому народу внушали, что Красная армия – самая сильная в мире. Нет такого агрессора, с которым бы не справились наши доблестные войны-красноармейцы. 22 июня 1941год. Без объявления войны на Советский Союз напала фашистская Германия. Первые месяцы войны стали трагедией для  Красной армии  и  советского народа. С ожесточёнными, кровопролитными боями наша армия вынуждена стремительно отступать. Почему так произошло? Как объяснить эти поражения в первые месяцы войны? На этом уроке нам предстоит разобраться в этой проблеме. До середины 80-х годов ХХ в. официальная историография утверждала, что СССР в целом был готов к войне, но нападение Германии было внезапным и вероломным. Красная армия и правительство СССР были застигнуты врасплох, поэтому страна не смогла дать достойный отпор в первые месяцы войны. Какие сейчас существуют точки зрения на этот вопрос? Ответ на этот вопрос вы найдёте, ознакомившись с приложением №1.

1. Точки зрения по вопросу о готовности страны к войне.

После работы с отрывками из исторических работ ученики выделяют три точки зрения на вопрос о степени готовности страны к войне.

  • А) СССР в целом был не готов к Второй мировой войне (А.С. Орлов)
  • Б) СССР был не готов к войне, ни к обороне, ни к наступлению (М.Н.Зуев).
  • В) СССР был не готов к оборонительной войне, т.к. все силы сосредоточил на подготовке к наступлению (В.Суворов «День-М»).

2.Почему среди историков нет единства мнений по этому вопросу? В чём сложность? После выдвижения различных версий учениками, обращаю их внимание на сложность понятия обороноспособность страны. Если изобразить схематически, то получится треугольник, основание которого будет экономический потенциал страны,  середина – военно-промышленный комплекс, а вершина – собственно Вооруженные силы.

Далее три группы учеников, опираясь на материал учебника и раздаточный материал, изучают и готовят презентацию по трём составным частям понятия обороноспособность.

3. Дискуссия по вопросу. В результате работы на предыдущих этапах у учеников должна сформироваться своя позиция по изучаемому вопросу, которую он может подкрепить аргументами.

4. Подведение итогов работы и запись домашнего задания.

Приложение №1.

1.«Германия имела значительные экономические и военно-стратегические преимущества. Для нанесения удара по Советскому Союзу она использовала не только свои, но и ресурсы союзнических, зависимых и оккупированных стран Европы. Гитлеровское командование и войска имели опыт ведения современной войны широких наступательных операций, накопленный на первом этапе второй мировой войны. Техническое оснащение вермахта (танки, авиация, средства связи и др.) значительно превосходит советское в подвижности и манёвренности. Советский Союз, несмотря на прилагаемые в годы третьей пятилетки усилия, не завершил свою подготовку к войне. Перевооружение Красной армии не было закончено. Военная доктрина предполагала ведение операции на территории противника. В связи с этим оборонительные рубежи на старой советско–польской границе были демонтированы. Крупнейшим просчетом Сталина оказалось его неверие в начало войны летом 1941 г., поэтому вся страна и в первую очередь армия, её руководство не было подготовлено к отражению агрессии».

                                                             А.С.Орлов и др. «История России», М. 2002г.

2.»Оценивая определённую работу, следует отметить, что к утру 22 июня 1941 года советскому военному командованию не удалось создать предусмотренную планом войны группировку войск. Они не были готовы ни к обороне, ни к наступлению. Распоряжение наркомата обороны о приведении войск ленинградского, Прибалтийского, Западного и Киевского особых  военных округов  в полную боевую готовность было передано им только в первом часу ночи 22 июня. Причём войскам, по воспоминаниям маршала Советского Союза Г.К.Жукова, ставилась задача «Не поддаваться ни на какие провокационные действия, могущие вызвать крупные осложнения».

                                                       М.Н. Зуев «История России», М. ,2002г.

3. « У Сталина все было продумано и подготовлено к вторжению. Всё! Вплоть до победных плакатов  и фронтовых редакций, готовых воспеть великий  подвиг народа на полях победоносных сражений…                                                                                    

…Изучая архивные материалы и открытые публикации, сделал для себя следующий вывод: переброска, миллионов пар сапог к границам, как и переброска боеприпасов, миллионов солдат, тысяч танков, самолётов и запасных частей – все это не ошибки, не просчеты, а сознательная политика, хорошо продуманная стратегия… этот процесс имел целью подготовить промышленность, транспорт, сельское хозяйство, территорию страны, советский народ и Красную армию в ведение «освободительной» войны на территории центральной и западной Европы … Советское руководство готовило красную армию и всю страну к захвату Германии и всей Западной Европы».

Приложение №2.

Экономические показатели Германии и СССР  к  1941году.

ПОКАЗАТЕЛИ

СССР

Германия с Австрией

Площадь  (млн. кв. км.)

22,0

                      0,6

НАСЕЛЕНИЕ (млн. чел.)

194,0

                      76,0

Электроэнергия (млрд. кВт/ч).

48,0

52,0

Уголь (млн. т)

166,0

185,0

Нефть (млн. т)

31,0

0,5

Чугун ( млн. т)

15,0

16,0

Сталь (млн. т)

18,0

20,0

Зерновые (млн.т)

8,0

14,0

Крупный рогатый скот (млн. голов)

78,0

14,0

Металлорежущие станки ( млн. шт.)

0,7

1,7

Приложение №3

1.СООТНОШЕНИЕ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СССР И ГЕРМАНИИ К НАЧАЛУ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.

Войска, вооружение, боевая техника.

СССР

Германия

Личный состав, млн. человек

5,7

7,3

Танки (тыс.)

23,2

6,0

Боевые самолеты (тыс.)

22,0

6,0

Орудия и миномёты (тыс.)

115,0

82,6

Пулемёты (тыс.)

250,2

                     203,2

Автоматы (тыс.)

90,3

166,7

Автомашины (тыс.)

272,2

340,0

2.В СССР  предпринимались усилия по всемерному наращиванию военно-промышленного комплекса. С 1939г. По июнь 1941г. Доля военных расходов в бюджете увеличилась с 26% до 43%. Выпуск военной продукции более чем втрое опережал общие темпы промышленного роста. На востоке страны ускоренными темпами строились оборонные заводы, предприятия – дублёры. К лету 1941г. Там уже находилась почти пятая часть всех военных заводов, осваивалось производство новых видов военной техники, некоторые образцы которой ( танки Т-34, реактивные минометы БМ-13, штурмовики Л-2) качественно превосходили все зарубежные аналоги. Красная  армия перешла к кадровой системе организации. 1 сентября 1939г.был введён закон о всеобщей воинской обязанности. Численность вооружённых сил с августа 1939 г. До июня 1941 г. Выросла с 2 до 5,4 млн. человек. Было сформировано125 новых дивизий, но производство новой техники находилось в начальной стадии. ( «История Отечества в документах. 1917-1993гг.» М. ,1995г.)

Приложение №4.

1. Начальник генерального штаба фашистской Германии Ф.Гальдер в мае 1941г. Записал в своём дневнике: «Русский офицерский корпус исключительно плох. Он производит худшее впечатление, чем в 1933г. России потребуется 20 лет, пока она достигнет прежней высоты».

2. «Военная стратегия в предвоенный период строилась главным образом на утверждении, что только наступательными действиями  можно разгромить агрессора и что оборона будет играть сугубо вспомогательную роль, обеспечивая наступательным группировкам достижение поставленных целей…

Столь же мало внимания, как и обороне, уделялось вопросам встречных сражений, отступательным действиям и сражениям в условиях окружения. А между тем, именно эти виды боевых действий в начальный  период войны развернулись очень широко и приняли самый ожесточённый характер. Иначе говоря, наши войска не обучались ведению войны в тяжелых условиях, а если и обучались, то только в тактических масштабах. Это была серьёзная ошибка в обучении и воспитании войск, за которую пришлось  расплачиваться большими жертвами. Ибо опыт войн показывает, что та армия, которая недостаточно обучается ведению операций в тяжелых и сложных условиях, неизбежно будет нести тяжелые потери, и вынуждена переучиваться в ходе самой войны.

                                                                  Жуков Г.К. «Воспоминания и размышления».

Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: Носик | Теги: урок истории, поурочные планы, открытый урок, История, школьный урок, методическая копилка, конспект урока, в помощь учителю
Просмотров: 2067 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/4
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0