Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 14:47:57
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Евклид и его "Начала"
16.11.2010, 10:21:03

План:

  1. Доклад о Евклиде
  2. Сценка "Возвращение Евклида”

О нем, о его жизни мы знаем очень мало. Известно, что он жил раньше Архимеда. Об этом говорит тот факт, что в одной из своих работ Архимед ссылается на Евклида. Известно еще, что Евклид был современником Птолемея I (царствовал в Египте в 305–285 гг. до н.э.), стало быть, он жил около 300 года до н.э. Евклид, уроженец Тира, работал в греческой колонии, в городе Александрии, основанном Александром Македонским и названном в его честь, руководил Александрийской математической школой.

Евклид был типичным греческим ученым, признающим науку ради науки. Он презирал всякое практическое применение математики, считая это уделом рабов.

Рассказывают, что однажды к Евклиду пришел молодой человек для изучения геометрии. Выучив первое предложение, спросил: "Какова будет практическая польза от штудирования "Начал”?” Евклид, весьма задетый, приказал своему рабу : "Дай ему три монеты: он ищет выгоды, а не знаний”.

Известен еще один эпизод из жизни Евклида, который красноречиво иллюстрирует принципиальность и прямоту ученого. Однажды царь Птолемей I захотел одолеть премудрости геометрии. Но скоро обнаружил, что изучение геометрии – слишком тяжелое бремя. Тогда он спросил Евклида: "Нельзя ли постигнуть все тайны науки как-нибудь попроще?” На это Евклид смело ответил: "В геометрии нет царского пути”.

Да, очень мало мы знаем о жизни Евклида. Но весь мир знает, что Евклид оставил бессмертные "Начала” – научное произведение, содержащее основы античной математики: элементарной геометрии, теории чисел, алгебры, общей теории отношений и метода определения площадей и объемов. "Начала” состоят из 13 книг(отделов или частей), из которых 9 посвящено вопросам геометрии. Более двух тысяч лет по этим книгам обучается Европа. Современный английский философ Бертран Рассел писал, что еще в дни его молодости единственным признанным учебником геометрии для школьников Англии оставалось адаптированное сочинение Евклида. Даже те учебники, по которым ведется первоначальное обучение геометрии в наше время, по существу, представляют собой переработку "Начал” Евклида.

Влияние "Начал” испытали на себе многие выдающиеся ученые. С томом Евклида не расставался Николай Коперник, тщательно его изучал Галилей, геометрией Евклида был очарован Альберт Эйнштейн. Он говорил: "Мы почитаем древнюю Грецию как колыбель западной науки. Там была впервые создана геометрия Евклида – это чудо мысли, логическая система, выводы которой с такой точностью вытекают один из другого, что ни один из них не был подвергнут какому-либо сомнению”.

"Начала” содержали в основном чужие результаты, поэтому иногда историки математики дебатируют, можно ли Евклида причислить к величайшим математикам. Да он был таким. Кроме "Начал” он написал труды по теории музыки, теории зеркальных отражений, астрономии, каноническим сечениям и др. он был и выдающимся педагогом.

К настоящему времени насчитывается около тысячи изданий "Начал”.

Инсценировка "Возвращение Евклида”

Действующие лица:

  • Евклид
  • 1-й гном, 2-й гном, старик Хоттабыч, ученик.

Геометрические фигуры:

  • точка, прямая, отрезок, угол, треугольник,
  • четырехугольник, параллелограмм, квадрат,
  • ромб, прямоугольник, трапеция.

(Выход каждой фигуры под музыку)

Евклид сидит, задумавшись, в руках "Начала”. (Евклид имитируя ловлю мухи, а затем выпуская ее говорит.)

Евклид:

– Жизнь не дано начать сначала, все исчезает наконец.
Ужель и моим "Началам” пришло забытье и конец?

(Появляются два гнома.)

1-й гном: Что за старик сидит и бормочет?

2-й гном: Да, это же Евклид!

1-й гном:

– Давай подойдем и старика расспросим,
Отчего он здесь нам рассказать попросим.

(Подходят.)

2-й гном:

– О великий Евклид, наш учитель почтенный!
Как попал ты сюда, в этот век просвещенный?

Евклид:

– Мне интересно посмотреть и увидеть,
Живет ли все то, что сумел я предвидеть.
Только узнать, что мой труд не пропал,
Есть еще, кто бы его изучал.

1-й гном:

– Что же это можно, тебе не наскучит,
Твою геометрию все еще учат.
Дети расскажут, чему научились.
Как твои книги им пригодились.

Гномы (вместе):

– Эй, фигуры, быстро стройся,
Геометрия, откройся!
Точка и прямая /вместе/:
– Построения начиная, нас с подругой не забудь.
Только точка и прямая есть любой фигуры суть.
Мы фигуры не простые, мы фигуры основные.
Вам без нас не обойтись. Эй, друзья, посторонись!

Отрезок:

Я– отрезок, часть прямой, но что сделали со мной?
Меня с концом разлучили.

Евклид: Кто у тебя концы твои же отнял?

Отрезок: Алексей Васильевич Погорелов.

Евклид: Но кто же от этого страдает?

Отрезок:

– Почти никто, учитель – знает,
А ученик – тот редкий понимает.

(На сцену вбегает Угол).

Угол:

– Постойте, что же вы, погодите.
Что же, без меня прожить хотите?
Нет, вам это не удастся.

2-й гном: Кто вы?! Придется вам признаться.

Угол:

– Могу быть острым, как кинжал,
Прямым, как столб, тупым как ученик,
Который бездельничать привык.
Могу быть развернутым.

Евклид: Так кто же ты, скажи нам точно.

Угол:

Полупрямые две с начальной общей точкой.
Зовусь углом.

Треугольник:

– А вот и я – треугольник,
Со мной хлопот не оберется школьник.
Три точки, не лежащие на прямой, соединяют три отрезка.

Другой треугольник: Я вот брат его родной и ему равен.

1-й гном:

– А ну, ребята, посмотрите,
Назвать их равными помогите.

(Показывает на доске два равных треугольника. Сидящие в зале называют у них равные элементы.)

Евклид:

– Вот молодцы, вот это ловко,
Тут нужны знания и сноровка.

Четырехугольник:

– А вот и я, меня-то знают:
На плоскости четыре точки, столько же отрезков их соединяют.
И три точки на прямой лежать не могут.
Тут уж точно мне помогут.
Ведь это знает каждый школьник, Что я – четырехугольник.

Параллелограмм:

– Постойте, меня вы забыли. Я параллелограмм,
Стороны мои попарно параллельны,
Достоинства мои беспредельны.

2-й гном:

– Расхвастался, а вот сейчас скажи:
В кого же ты превратился?

(Растягивает параллелограмм.)

Параллелограмм:

– Что вы наделали!
В моей родне таких встречать не приходилось мне.

1-й гном:

– А кто все же твоя родня ?
Что-то о них не слышал я.

Параллелограмм:

– Да это знает каждый школьник –
Квадрат, ромб и прямоугольник.

Прямоугольник, квадрат, ромб /вместе/:

– Да здесь мы, всем большой привет,
Для всех готов у нас ответ.

Прямоугольник:

– Прямоугольник я, мои диагонали равны, и все углы прямые.
Еще добавлю, чтоб вы знали, рядом со мной – братья родные.

Ромб:

– Я заявляю с апломбом:
Параллелограмм, чьи стороны равны, зовется ромбом.
Диагонали суть биссектрисы,
Перпендикулярны меж собой.

Квадрат:

– А я – квадрат и ромбу брат,
Посмотрите, какой я замечательный:
Мои стороны равны, а углы прямые,
Где вы найдете еще свойства такие?

2-й гном:

– Вы все, действительно, похожи,
В чем же состоит семейственность?

Квадрат:

– Ну, брат, ты туповатый все же…
Сторон противоположных параллельность!

2-й гном: Мы давно уже ждем ответа – что за фигура, что же это?

(Показывает трапецию.)

Все: Трапеция!

Трапеция:

– Здесь кто-то звал меня,
А вот и я – несравненная трапеция.
Скажу вам без лишних слов, четырехугольник я таков,
Что лишь основания мои параллельны,
Продолжу я черед признаний –
Средняя линия моя есть полусумма оснований.

Евклид:

– Ну, а теперь я задам вам задачу.
Кто же из вас попытает удачу?

Почтальон читает телеграмму: "Проездом из Индии, устал, встречайте. Подпись: знаменитый математик и звездочет Могамет-Али-Ахмед-Мирза-Абдурахман-Хусаин, короче-Хоттабыч”.

(Хоттабыча вносят на носилках, он приветствует всех по-восточному: прижав руку к сердцу, губам и лбу.)

Хоттабыч: "Достопочтенные учащиеся школы, пусть будет успешным ваш нелегкий труд! Да будут благословенны дирекция школы и педагогический коллектив!

Всю свою жизнь я посвятил изучению наук и постиг многое.

Уважаемые присутствующие! Сколько будет дважды два?”

Ученик: "Ой, Хаттабыч! Вот так тайна! Да каждый первоклассник ответит, будет 4”.

Хоттабыч: "Хе-хе, ты ошибаешься сын мой. Не 4, а 5. И я тебе это докажу.

(Хоттабыч пишет на доске.)

– 80 = – 80, верна ли эта запись?”

Ученик: "Конечно! И спрашивать нечего!”

Хоттабыч: "Теперь я запишу эти числа так: 64 – 144 = 100 – 180.

И прибавлю к обеим частям 81.

Ученик: 64 – 144 + 81 = 100 – 180 + 81.

Хоттабыч: Посмотри на левую и правую части этого равенства. Нельзя ли применить к ним знакомую тебе формулу?

Ученик: Конечно. Это квадрат разности двух чисел:

8² – 2 × 8 × 9 + 9² = 10² – 2 × 9 × 10 + 9², (8 – 9)² = (10 – 9)².

Хоттабыч : Извлеки, о лучший ученик, квадратный корень из обеих частей.

Ученик: 8 – 9 = 10 – 9.

Хоттабыч: Прибавь к обеим частям по 9.

Ученик: 8 = 10.

Хоттабыч: Я разделю обе части на 2 и получу, что 4 = 5, т.е. 2 × 2 = 5.

Ученик: Тут что-то не так!

Хоттабыч: Думай, как хочешь, сын мой! Законы математики неопровержимы.

Ведущий: Ребята, давайте вместе подумаем, где здесь ошибка.

– Спасибо, ребята! Теперь я уверен –
Развития науки путь беспределен.

Категория: МАТЕМАТИКА | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, конспект урока, в помощь учителю, примеры, геометрия, учителю матеиатики, методическая копилка, уравнение, урок математики, алгебра
Просмотров: 1245 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 39
Гостей: 39
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0