Цель: сформировать знания о составе, ЭГП
Европейского Севера и расширить знания об
особенностях природы района.
Задачи:
- Определить состав Европейского Севера.
- Выявить особенности и дать оценку ЭГП района.
- Определить какими природными условиям и
ресурсами обладает Европейский Север (на основе
сравнения Кольско-Карельской и Двино-Печорской
частей района).
- Озвучить фрагмент фильма.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: административная карта России,
карта транспорта России, экономическая и
физическая карта Европейского Севера,
мультимедийный проектор, экран, раздаточный
материал: коллекции минералов и горных пород,
карточки с текстом и заданиями;
Ход урока
Орг. Момент (обучающиеся
рассаживаются перед началом урока по трём
группам).
Слова учителя: "Здравствуйте ребята, на
сегодняшнем уроке мы продолжим знакомство с
экономическими районами нашей страны. Сразу хочу
обратить ваше внимание на критерии оценивания на
сегодняшнем уроке, которые написаны на доске:
За краткий устный ответ 1 балл
За устный развёрнутый ответ 2 балла
За дополнение 0,5 баллов
За работу в группе от 1 до 3 баллов
Мотивация.
А теперь внимание на экран! (на экране идёт
демонстрация фрагмента фильма о Европейском
Севере России, продолжительность 1,5 минуты)
После демонстрации учитель задаёт вопрос:
"Ребята, о каком районе Западного макрорегиона
пойдёт речь на уроке?”
Ответ обучающихся: " О Европейском Севере”
Изучение нового материала.
У: "Совершенно верно, тема нашего урока
Европейский Север. Факторы формирования и
особенности природы района (дети записывают тему
в тетрадь)
У: " Исходя из темы, сформулируйте,
пожалуйста, цель сегодняшнего урока”
Обучающиеся пытаются сформулировать цель.
Затем осуществляется проверка формулировки
цели
У: "Для достижения данной цели необходимо
решить следующие задачи”
У: "С чего традиционно начинается
характеристика любого экономического района
страны?”
Об: "С определения состава района”
У: "Используя административную карту России,
определите, какие субъекты федерации входят в
состав Европейского Севера” На выполнение
задания отводится 2 минуты.
Один из обучающихся выполняет это задание на
оборотной стороне доски.
Проверка осуществляется с помощью слайда
презентации. Обучающиеся записывают правильный
ответ в тетрадь
У: "Что является следующим пунктом плана
характеристики района?”
Об: " Определение особенностей ЭГП”
У: "Правильно, используя карты и типовой план
описания, выяснить особенности ЭГП Европейского
Севера, результаты занесите в тетрадь” 5 минут
По истечении времени учитель просит одного из
обучающихся охарактеризовать ЭГП Европейского
Севера у карты (в это же время осуществляется
проверка)
При демонстрации карт транспорта Европейского
Севера, учитель ставит к ним ряд вопросов:
1. В чём особенность расположения ж/д путей? 2
. Какого значение Северного морского пути? 3.
Назовите единственный не замерзающий порт
Европейского Севера, объясните причину этого
явления? 4
.Назовите водный путь, связывающий
Европейский Север с Центральным районом?
Проанализировав карты транспорта, учитель
просит дать оценку ЭГП района и обосновать свой
ответ.
Об: "Европейский Север имеет выгодное ЭГП,
так как:
- Граничит с развитыми государствами и самыми
мощными в хозяйственном отношении районами
страны;
- Имеет выход к Баренцеву и Белому морям”.
У: "Специфика ГП района определила
своеобразные природные условия. Назовите
главные особенности природных условий
Европейского Севера?”
Об: "Вечная мерзлота, заболоченность,
суровый климат”
Обучающиеся выписывают их в тетрадь
У: "По особенностям природы территорию
района подразделяют на две части:
Кольско-Карельскую и Двино-Печорскую. Ваша
задача, используя текст учебника(§21) и карты
атласа, определите, какими природными ресурсами
обеспечен Европейский Север на примере
Кольско-Карельской и Двино-Печорской частей”
(работа по группам) (5 минут)
Задания для каждой из групп находятся на
столах.
Учитель подходит к каждой группе и забирает
отложенные минералы, затем осуществляется
проверка на основе
Учитель оценивает работу каждой группы.
У: "Кроме полезных ископаемых, какие ещё
ресурсы мы относим к природным”
Об: "Лесные, водные, почвенные и т. д.”
У: "Дайте оценку обеспеченности района этими
ресурсами”
Обучающиеся оценивают лесные и водные ресурсы.
Закрепление изученного материала
У: "Мы с вами рассмотрели особенности ЭГП и
природных условий Европейского Севера, а теперь,
основываясь на имеющихся и приобретённых
знаниях о данной территории, попробуйте озвучить
фрагмент фильма, который вы видели в начале
урока, используя тот материал, который указан в
задании № 2 на ваших
столах (идёт повторная демонстрация фильма).
На выполнение задания отводится 4 минуты.
В озвучивании фильма принимают участие 1 и 2
группа, 3 группа оценивает их выступление по
критериям, которые находятся у них на столах. Свою оценку они
аргументируют.
Подведение итогов урока.
Объявляется количество баллов набранных за
урок, обучающиеся сами определяют свою оценку.
Рефлексия.
У: "Выделите ключевое слово или
словосочетание являющееся ключевым на
сегодняшнем уроке”
Об: "Европейский Север”
У: "Назовите, что вы знали о Европейском
Севере до сегодняшнего урока?”
Всё, что называют обучающиеся, записывается на
доске под стрелкой "знали”
У: "Теперь назовите, что нового вы узнали на
сегодняшнем уроке?”
Всё, что называют обучающиеся, записывается на
доске под стрелкой "узнали”
У: "Скажите, что бы вы хотели ещё узнать об
этом районе?”
Всё, что называют обучающиеся, записывается на
доске под стрелкой "хотели бы узнать”
У: "Что вы считаете лишним, не нужным для
изучения по данной теме?”
Всё, что называют обучающиеся, записывается на
доске под стрелкой "не нужно знать”
Учитель вслух анализирует получившуюся схему.
Домашнее задание |