Цель урока: изучить факторы, влияющие на скорость химической реакции;
уметь объяснить влияние каждого фактора, расширить понятия «катализ»,
«индгибиторы»; продолжить обработку навыков работы с лабораторным
оборудованием, реактивами; продолжить формирование у учащихся
исследовательских навыков: проведение экспериментов, наблюдение,
обобщения, умение делать выводы; формировать у учащихся интеллектуальные
умения: сравнивать, обобщать, анализировать; умение слышать партнера,
уважать чужое мнение.
Ход урока.
I. Актуализация опорных знаний.
- Что изучает химия? Что такое химическая реакция?
Химическая реакция – вот подлинная душа химии. Ежесекундно во всем
мире их протекает бесчисленное множество. Я говорю, вы думаете –и в
вашем мозгу (голове) совершаются миллионы химических реакций. В стакан
крепкого чая вы кладете кусочек лимона, и цвет напитка бледнеет:
произошла химическая реакция. Первобытный человек, который научился
разжигать костер, был и химиком. Он провел первую химическую реакцию –
реакцию горения. Что такое взрыв? Самая обыкновенная химическая реакция,
сопровождающаяся выделением большого количества газов. Это пример
моментально протекающего химического процесса, например, взрыв динамита.
Эта реакция – «молния». Есть и реакции «черепахи». В стеклянном сосуде
смешаем два газа – Н2 и О2. Сосуд может стоять сколько угодно: день,
месяц, год. Похоже, что Н2 не соединяется с О2. Да нет, соединяется, но
только очень медленно.
II. Изучение нового материала.
- Что необходимо для того, чтобы прошла химическая реакция?
Учащиеся выдвигают различные гипотезы, предлагают факторы, которые
могут ускорить процесс столкновения и взаимодействия молекул (например,
при более высокой температуре молекулы начинают двигаться быстрее, а
значит и скорость должна быть быстрее).
Класс делится на группы (постоянные или вновь сформированные).
Каждая группа получает задание и набор реактивов для проверки каждой гипотезы (заранее скорректированное учителем).
I группа.
Карточка. Природа реагирующих веществ.
Налейте в 2 стакана воды. В один стакан поместите стружку железа. Во второй стакан – кусочек Na (натрия).
-Что вы наблюдаете? Найдите элементы Na и Fe в периодической системе,
сравните их по активности в вытеснительном ряду. Сделайте выводы.
II группа.
Карточка. Концентрация реагирующих веществ.
Поместите в ложечку для сжигания веществ немного серы. Расплавьте на
пламени спиртовки. Что вы наблюдаете? Внесите горящую серу в пробирку с
О2 . Сделайте выводы. Где сера сгорит быстрей? Почему?
III группа.
Карточка. Площадь соприкосновения.
Возьмите два одинаковых кусочка мела, один измельчите, положите на
руку порошок и кусочек. в каком случае контакт с рукой больше? Почему?
Поместите мел в две чашки. Прилейте кислоты. Где процесс закончился
раньше? Объясните.
IV группа.
Карточка. Температура.
В две пробирки с Zn прилейте разбавленную серную кислоту. Одну пробирку осторожно подогрейте. Что наблюдаете? Объясните.
V группа.
Карточка. Добавление специальных веществ.
В две пробирки налейте перекись водорода H2О2. В одну добавьте MnO2.
Что наблюдаете? Изменился ли оксид марганца после проведения реакции?
Какова его роль? Сделайте вывод.
После обсуждения в группах, сделав выводы, учащиеся сообщают о своем
решении всему классу. Учитель добавляет сведения о каждом факторе
(энергия активации, образование промежуточного соединения с
катализатором, имеющим меньшую энергию активации, ингибиторах).
Как измерить скорость химической реакции?
учащиеся записывают формулу.
Vxp= , где ? С = С1-С2
? t = t2 - t2
III. Тренировочные упражнения.
1. Решение задачи из учебника стр. 43, зад.№ 1.
2. Как увеличить скорость химических реакций
2 Hg ===2Рg +O2 – Q
S+ O2 ===SO2 + Q
IV. Организация домашнего задания.
|