Цель:..
научить анализировать реальные ситуации с помощью
накопленногоматематического аппарата.
Задачи:образовательная:
выработать
умение решать задачи с экономическим содержанием;
развивающая:
развитие
познавательного интереса;
воспитательная:
развитие
культуры общения.
Тип занятия (по форме проведения): практикум по решению
задач.
Оборудование: листы новых знаний; раздаточный материал для
поведения игры «Компетентность»; плакаты с задачами.
Структура занятия.
Этапы
занятия
Содержание изучаемого материала
Методические рекомендации
I этап
Организационный
момент.
Цель:
научить анализировать
реальные ситуации с помощью накопленногоматематического аппарата.
Вступительное слово
учителя:
В
настоящее время идет бурное развитие финансовой математики. Основным
ее
понятием, которое вошло в нашу жизнь является понятие «проценты».
Проценты
творят чудеса. Зная их, бедный может стать богатым, вкладчик
сбережений
учится жить на проценты, грамотно размещая деньги в прибыльное дело.
Ознакомление
с темой занятия, постановка цели.
II этап
Повторение.
Викторина «Что мы помним, что мы знаем из прошедших
школьных лет…».
Что
называется процентом?
Назовите
1% метра.
Выразитепроценты в виде
десятичной дроби:
140%, 60%, 12%, 8%,
1,5%, 1000%; 0,6%.
Без
чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики?
В
Московском Кремле находятся царь-пушка и царь-колокол. Масса колокола
200
тонн, а масса пушки составляет 20% массы колокола. Сколько весит
пушка?
Выразите
в процентах число:
3;0,02;0,1; 0,16; 1,27;0,457.
Брату
13 лет, а сестре 6. сколько лет исполнится сестре, когда брату будет
18?
85%
студентов одного вуза учат английский язык, 75% студентов этого же
вуза учат
немецкий язык. Как такое может быть, ведь все студенты вуза составляют
100%?
Для
лучшего усвоения материала необходимо провести работу по повторению
темы:
«Проценты».Ее можно организовать в
виде викторины. Вопросы могут быть не только по данной теме, но и
развлекательного характера.
III этап
Практикум
по решению задач экономического характера.
Задача 1. В одной из газет сообщалось, что по сравнению с
ноябрем увеличилась на 24,7 стоимость набора из 25 основных продуктов
питания
и составила 691,3 руб. Сколько стоили «продовольственная корзина» (так
называют этот набор) в ноябре?Решение. 100% - х руб, 124,7% - 691,3
рубх=691,3·100/124,7»554,37. Ответ: 554,37 руб.
Задача 2. Один из договоров о годичном страховании имущества
от несчастных случаев предусматривает оплату 2,14% страховой суммы при
скидке
30% для постоянных клиентов. Определите величину страхового платежа
для
повторного страхования дачного домика на сумму12000
рублей.Решение.100% - 30% = 70%12 000·0,0214·0,7=179,76Ответ: 179,76 руб.
Задача
3. в
осенне-зимний период цена на свежие фрукты возрастала трижды: на 10%,
на 20%
и на 25%. На сколько процентов возросла зимняя цена по сравнению с
летней?Решение. Пусть А0 –
начальная цена фруктов, А3 – цена после трех повышений,
тогдаА3=А0·(1+0,01·10)·(1+0,01·20)·(1+0,01
· 25)= 1,65·А0А3
- А0=1,65 А0 - А0=0,65 0,65
– 65%Ответ: цена возросла на 65%.
Перед
решением задач полезно проанализировать часто встречающиеся объявления
об
изменении цен. Использовать только такие задачи финансовой математики,
которые выразительно демонстрируют практическую ценность математики и
позволяют активизировать учебную деятельность.
Прийти к выводу, что
задачи финансовой
математики представляют интерес не только для будущих финансистов, но и
для
всех людей. С такими задачами приходится иметь дело при оформлении
сберегательного вклада или кредита, покупке товаров в рассрочку, при
выплате
пени, налогов , страховании и т. д.
IVэтап
«Сложные
проценты»:
Новый
материал.
Решение
задач.
Игра
«Компетентность»
«Сложные
проценты».
______________________________
Лист новых знаний.
Формула вычисления
«сложных процентов»
An=
Ao(1+0,01p)n
An=
Ao(1+0,01p1) (1+0,01p2)… (1+0,01pn)
где
Ao – исходное значение величины А (сумма
начального
вклада, первый взнос и т. п.);
N – количество увеличений величины А (время
вклада,
срок кредита и т. п.).
______________________________
Задачи
на процентный прирост и вычисление «сложных процентов».
Экономический отдел предприятия.
На
вашем предприятии выработка продукции возрослаза
прошлый год на 4%.За этот год планируется
повысить выработку
ещена 8%. Найдите средний годовой
прирост (в процентах) за эти 2 года.
A2= Ao(1+0,01· 4) (1+0,01· 8)
A2= Ao(1+0,01· х)2
Составляем
уравнение:
(1+0,01· 4) (1+0,01· 8) = (1+0,01· х)2
Экономический отдел банка.
При
одном из видов кредитования заем в 6000 рублей погашается в течении
года по
500 рублей ежемесячно, вносимых в последний день месяца одновременно с
уплатой 5% в месяц, начисляемых по формуле сложных процентов на
совершаемы
платеж. Надо найти размер всей платы за кредит.
А
= 500· (1- 0,05) + 500 ·
(1- 0,05)2+ 500 ·
(1-
-0,05)3
+ 500 · (1-0,05)4+ … + 500 ·
(1-0,05)12=
=
2356,3
Бухгалтериямагазина.
Владелец
магазина купил товар по себестоимости: 51,2 руб. за единицу товара. По
пути к
прилавку цена поднималась трижды на один и тот же процент. Товар
продавался
плохо, и коммерсант распорядился трижды сделать скидку на тот же самый
процент. В итоге цена оказалась равной 21,6 руб.Требуется
найти процент изменения цены.
A3 =Ao
(1+0,01х)3A6 = A3
(1 - 0,01х)3
A6 = Ao (1+0,01х)3 (1- 0,01х)3
21,6
= 51,2 ·(1+0,01х)3·(1 - 0,01х)3
Каждому
ученику выдать лист «Новых знаний», на котором записана формула
сложных процентов с пояснением величин, входящих в нее, приведенпример решения одной задачи. Объяснение
по этому листу, без вывода и без
записей на доске. Закрепить теорию можно с помощью несложных задач в
форме
дидактической игры.
Решениезадач можно
провести в форме дидактической игры «Компетентность».
Цель: выработать умение решать задачи на «сложные
проценты». Организовать работу в группах по 4 – 5 человек, каждая
группа
будет представлять предприятие, отдел или некоторую семью. Во время
работы
учитель должен оказывать помощь затрудняющимся. После выполнения
задания
каждая группа делает вывод и сообщает его всему классу.
Если
времени на решение уравнений к задачам недостаточно, то можно
попросить
просто составить уравнение или числовое выражение, обратить внимание
на то,
что используется формула «сложных процентов» и со знаком «-».
Vэтап
Каждая
группа делает вывод по итогам своей работы и сообщает его всему
классу.
Чтобы
помочь сформулировать вывод, на карточках с задачами записываются
такженаводящие вопросы.
VI этап
Подведение
итогов.
Постановка
домашнего задания
Поговорить
о экономическом состоянии нашей страны. Сделать вывод о необходимости
компетентных людей в области экономики и о необходимости развития
финансовой
математики.
Дать
нескольким ученикам исторический материал о математиках (для
подготовки
выступлений на следующем уроке).
Беседа, (с преобладающими
ответами учеников, а не учителя) о финансовой математике и ее значении.