Традиционно физика считается одним из самых сложных школьных
предметов. Поэтому в своей деятельности уделяю большое внимание
внеклассной работе по предмету. Внеклассные мероприятия по физике
способствуют развитию творческой фантазии и инициативы учащихся,
позволяют им применить полученные на уроках знания в новой
нестандартной ситуации, учат смотреть, видеть и задумываться,
осмысливать свой бытовой повседневный опыт, анализировать окружающий мир
на основе физических законов. Важно при этом создавать такие условия,
при которых учащиеся не боятся самостоятельно высказываться, уважают
своё и чужое право на ошибку, сопереживают и объективно оценивают друг
друга. Чёткая организация, тщательная подготовка, учёт возрастных
особенностей учащихся, атмосфера сотрудничества позволяют организовать
яркое, живое, интересное и запоминающееся мероприятие. В
непринуждённой, весёлой и доверительной обстановке у детей пропадает
страх перед предметом, приходит удовольствие от общения друг с другом и
физикой.
Предлагаю вашему вниманию вариант проведения игры-соревнования по
физике для 9 классов. Предложенная разработка может использоваться для
подготовки внеклассного мероприятия в рамках недели физики и математики
наук. Продолжительность игры 45 минут.
Организация подготовки игры
Игра проводится в виде соревнования двух команд. Команды
комплектуются из учеников параллельных классов. Состав команды 6 - 7
человек. Каждая команда выбирает капитана способного к организаторским
действиям, авторитетного, хорошо знающего физику. Капитан организует
подготовку команды к соревнованию и подготовку болельщиков. За неделю
до проведения мероприятия даётся задание: подготовить эмблему,
придумать название команды, девиз, подготовить физический опыт с
последующим объяснением (например: нагревание воды в бумажной кастрюле,
таинственная вертушка). Заранее формируется состав жюри: учащиеся
старших классов, учителя цикла естественных наук. Содержание игры и
условия, на которых оцениваются отдельные конкурсы, командам
объявляются заранее. В процессе игры члены жюри не только объявляют
промежуточные результаты конкурсов, но и комментируют их.
Цели:
- Обобщить и систематизировать знания по предмету, сформировать
системно-информационный подход к анализу окружающего мира.
- Повторить пройденный материал и раскрыть способности
воспитанников в усвоении материала сверх школьной программы.
- Развитие познавательного интереса к изучению физики через
игру.
- Развить аналитико-синтезирующее мышление, умений действовать
самостоятельно и в команде, выдвигать гипотезы при решении
поставленных вопросов.
- Воспитать у учащихся устойчивый интерес к изучаемому
предмету, положительное отношение к знаниям, культуру поведения,
чувство ответственности, умение работать в коллективе.
План проведения.
- Первый раунд - представление команд.
- Второй раунд - разминка.
- Третий раунд - теоретический.
- Четвёртый раунд – поединок капитанов.
- Пятый раунд - литературный.
- Шестой раунд - "физические величины”.
Подведение итогов.
Конкурсы оцениваются по пятибалльной системе.
Ход занятия
Вводное слово: Добрый день, ребята! Мы знаем, что
физика - наука о природе, это экспериментальная наука, в её основе
лежат фундаментальные исследования. Но в изучении физики, как и в
спорте, часто важно участие, а не результат. Сегодня мы будем говорить о
физических явлениях, явлениях природы, о людях делавших историю, о
будущем науки и техники. Итак, начнем наш «Физический турнир». В
сегодняшней игре вам пригодятся находчивость, знания, смекалка, юмор,
бойцовские качества и умение дружить. Вы должны помогать друг другу, а
не винить за ошибки и неудачи. Будьте весёлыми, изобретательными,
дружными и успех придёт к вам! Ведущими являются ученики 11…класса.
1-й Ведущий. Бывают ли на свете чудеса?
2-й Ведущий. Что за вопрос? Конечно, нет, ответит
каждый! Они возможны только в сказках. Баба-яга, змей-горыныч и добрые
феи выдуманы для маленьких детей, которым не хочется спать.
1-й Ведущий. А я, думаю, что они бывают –
телевизоры и холодильники, самолёты и автомобили. А мой новенький
мобильный телефон – разве не чудо?
2-й Ведущий. Эти чудеса созданы трудом человека
благодаря применению законов физики.
1-й Ведущий. Да, необыкновенная наука.
2-й Ведущий. Сегодня мы собрались на «Физический
турнир» между ребятами 9-х классов.
1-й Ведущий. Итак, что такое игра?
2-й Ведущий. Игра – это среда, под воздействием
которой вся людская масса диссоциирует на болельщиков и игроков.
1-й Ведущий. Игроки выигравшей команды заряжаются
положительно.
2-й Ведущий. Проигравшей – отрицательно.
Жюри – электрически нейтрально.
Наш главный закон – закон сохранения успеха.
1-й Ведущий. Полный запас успеха обеих команд
постоянен.
Он может только переходить от одной команды к другой.
Силы взаимодействия сражающихся команд противоположны по
направлению, но не равны по величине.
Равнодействующая всех сил направлена в сторону побеждающей команды.
1-й Ведущий. Наш турнир судят …
Первый раунд - Представление команд.
Команды по очереди представляют название, эмблему, девиз.
Второй раунд - Разминка: «Вопросы из волшебного мешочка»
Вопросы из волшебного мешочка будут задаваться по очереди каждой
команде. За каждый правильный ответ два балла.
- Под действием какой силы происходит свободное падение физического
тела?
- Как называется изменение взаимного расположения тел с течением
времени?
- Как называется отношение длины пути ко времени, затраченному, на
его прохождение?
- Как называется тело, размерами которого в данных условиях задачи
можно пренебречь?
- Как называется движение, при котором скорость тела не изменяется?
- Как называется движение, при котором не меняется ускорение?
- Какая величина характеризует инертность тела?
- Как называется прибор для измерения силы?
- Чему равен вес тела, если оно находится в покое?
- Кто первым измерил атмосферное давление?
- Как направлено ускорение тела при движении по окружности?
- Что называют импульсом тела?
- От чего зависит механическая работа?
- Единица измерения работы.
- Что такое 1Дж?
- Как называются механизмы для преобразования силы?
- Какой энергией обладают упругодеформированные тела?
- Какой энергией обладает любое движущееся тело?
- Десятичная кратная приставка, обозначающая тысячное увеличение
исходной величины?
- Множитель в формуле, выраженный буквами.
- В честь какого учёного названа сила, выталкивающая физическое
тело из жидкости?
- По фамилии какого учёного названа единица силы в системе СИ?
- Какую часть от Па составляет один кило-Па?
- Какую часть метра составляет квадратный сантиметр?
- Если плотность тела больше плотности жидкости, то тело …
- Как называются вещества непроводящие электрический ток?
- Что показывает порядковый номер химического элемента таблицы
Менделеева?
- Атом, потерявший один или несколько электронов, называется?
- Назовите прибор для измерения скорости.
- Назовите величину, характеризующую скорость выполнения работы.
Третий раунд - Теоретический.
Командам выдаются конверты с физическими величинами, в течение 3
минут необходимо составить формулы, дать названия закона, представить
его объяснение. За правильное выполнение 2 балла.
Карточки с физическими величинами:
- Заряд, масса, сила,
- Сопротивление, изменение температуры,
- Напряжение, сила тока,
- Количество теплоты, ускорение,
- Гравитационная постоянная,
- Радиус.
Четвёртый раунд – Поединок капитанов.
Капитаны представляются. По просьбе "ведущих" называют свой рост и
вес. Вес должен быть назван в ньютонах. Капитаны по очереди показывают
опыты и объясняют их. За правильный ответ два балла.
Пятый раунд – литературный.
Командам предлагается разгадать литературно - физический кроссворд.
а2-а9. Ж.Верн. Опыт доктора Окса.
По теории доктора Окса, все замечательные свойства человеческого
духа – доблесть, остроумие, воображение – обусловлены воздействием
особого газа, который он умел получать "в больших количествах и без
особых затрат, причём он не пользовался марганцевокислым натрием … а
попросту разлагал слегка подкисленную воду с помощью изобретённой им
батареи".
Какой газ хотел использовать доктор Окс?
б4-б9. Ж.Верн. Робур-Завоеватель.
"Окружённое серебристой бахромою, оно походило на гигантский
раскрытый веер, занимавший половину небосвода. Во все стороны от него
расходились яркие электрические лучи; некоторые из них, постепенно
угасая, достигали зенита… То было поистине величественное зрелище!"
Назовите явление. Оно бывает и южным и северным.
в3-в10.Г.Р.Хаггард. Копи царя
Соломона.
"С каждой минутой… тьма неумолимо и величественно наплывала на
лунные кратеры. Казалось, что огромный бледный шар приблизился к земле и
стал ещё больше. Луна приобрела медный оттенок, а затем та часть её
поверхности, которая не была ещё охвачена мраком, стала пепельно-серой…
Кольцо тени всё больше и больше закрывало луну – оно теперь уже
заволокло более половины её кроваво-красного диска… а багровая мгла
сгущалась всё больше и больше."
Какое явление вы узнаёте в отрывке?
г1-г9. А.М.Волков. Волшебник
Изумрудного города.
"Скоро путешественники оказались среди необозримого макового
поля. Запах мака усыпляет, но Элли этого не знала и продолжала идти,
беспечно вдыхая сладковатый и усыпляющий аромат… Веки её отяжелели, и
ей ужасно захотелось спать".
Какое явление усыпляло Элли?
д3-д9. И.С.Лесков. Соборяне.
"Реяли молнии; с грохотом несся удар за ударом, и вдруг Туберозов
видит пред собою тёмный ствол дуба, и к нему плывёт светящийся, как
тусклая лампа, шар; чудная искра посредине дерева блеснула ослепляющим
светом, выросла в ком и разорвалась. В воздухе грянуло страшное
бббах!.. Дерево было как ножом срезано у самого корня и лежало на
земле…"
Как называют молнию, описанную в эпизоде?
е2-е10.А.Р.Беляев. Последний человек из Атлантиды.
"У самого берега возвышался знаменитый Посейдонский маяк – одно
из мировых чудес. Он имел форму конуса, усечённая вершина которого,
казалось, упиралась в небесный свод. Маяк был сложен из громадных
каменных кубов красного, чёрного и белого цвета, расположенных красивым
узором… Бронзовые зеркала собирали свет и бросали в океан на много
десятков миль".
На каком явлении основано действие подобного маяка?
ж1-ж8. К.Г.Паустовский. Подарок.
Дед Митрий узнал о том, что в Москве для приготовления пищи
используют электрический ток. Он спросил о нём у Рувима: "А ты этот
электрический ток видал? Как же ты его видал, когда он видимости не
имеет, вроде как воздух?"
Назовите частицу, движение которых образуют электрический ток?
з4-з8. Г.Х.Андерсен. Снежная
королева.
"Герда начала читать "Отче наш"; было так холодно, что дыхание
девочки сейчас же превращалось в густой …".
Во что превращалось дыхание Герды?
и4-и10. А.П.Чехов. Степь.
"Егорушка… разбежался и полетел с полуторасаженной вышины. Описав
в воздухе дугу, он упал в воду, глубоко погрузился, но дна не достал;
какая-то сила, холодная и приятная на ощупь, подхватила его и понесла
обратно наверх. Он вынырнул и… опять нырнул… Опять та же сила, не давая
ему коснуться дна и побывать в прохладе, понесла его наверх".
Вспомните учёного, в честь которого названа сила, помешавшая
Егорушке?
к4-к9.Ж.Верн. Пятнадцатилетний капитан.
Негоро положил под компас железный брусок. "Железо притянуло к
себе стрелку компаса… стрелка сместилась на четыре румба… после того,
как из-под нактоуза был убран железный брусок, стрелка компаса заняла
вновь нормальное положение и указывала своим остриём прямо на магнитный
полюс".
Как называется тело, к которому притягивается железо?
а5-к5. В данной строке находится ключевое слово. Оно обозначает
письменную форму искусства.
Ответы: КИСЛОРОД, СИЯНИЕ, ЗАТМЕНИЕ, КОНВЕКЦИЯ, ШАРОВАЯ, ОТРАЖЕНИЕ,
ЭЛЕКТРОН, ТУМАН, АРХИМЕД, МАГНИТ.
Ключевое слово: ЛИТЕРАТУРА.
Шестой раунд – Физические величины.
Игроки команд по очереди называют физические величины, не повторяясь,
в течение одной минуты. Выигрывает та команда, которая последней
назовёт физическую величину и зарабатывает два балла.
Жюри объявляет итоги физического поединка. Награждение команд
дипломами.
Заключительное слово: Сегодня мы с вами открыли ещё
одну страницу неизвестной, загадочной физики. Всё, что нам даёт знание
физики,- полезно для жизни.
Спасибо за участие.
|