Убеждена: физика как учебный предмет уже по своей сути должна
вызывать живейший интерес учащихся. Поэтому каждый учебный год во всех
классах, в которых я работаю, провожу необычные физические вечера по
темам, которые мы только что прошли. Ведь на уроках ученик, как правило,
заучивает необходимые определения и формулы, выполняет
регламентированные педагогом действия. Отсюда следует, что закреплять
знания, полученные на уроках, желательно в неофициальной обстановке:
например, на физическом вечере: это, кроме того, дает возможность
каждому развивать свои творческие способности, в том числе актерские
данные, проявлять себя в нестандартной обстановке.
Об одном из вечеров я хочу рассказать. После окончания темы
"Колебания и волны" каждый класс должен создать команду, которая будет
защищать его интересы на вечере. Все получают домашнее задание —
придумать:
- название команды, связанное с темой вечера;
- приветствие жюри и соперникам;
- что включить в программу.
На подготовку уходит приблизительно две недели. Вечер строится как
хорошо организованный экспромт. Я никогда не навязываю ребятам своих
идей, замыслов и. самое интересное, даже не знаю, что будет. Мои
условия: чтобы было смешно и грамотно с точки зрения физики; я доверяю
инициативе учеников.
Начинается вечер: в жюри выбираем представителей от каждого класса,
классных ру- ководителей, студентов, которые проходят педагогическую
практику в нашей школе. Каждый член жюри получает листок (см. табл.) с
программой вечера и колонками, в которые нужно внести число баллов за
выполненное задание, полученное классами.
Задания и этапы проведения вечера
Этап 1. Приветствие (домашнее задание). Ученики должны
придумать название команды, отражающее тему (например. "Маятники"),
приветствие, и котором тоже необходимо обыграть тему "Колебания". Это
творческое задание: каждый класс может проявить инициативу, знание
предмета, склонность к юмору.
Части программы вечера |
Баллы, полученные классом (командой) 11-Г 11-Д 11-Е 11-Ж |
1. Приветствие |
... |
2. Жизнь формул |
... |
3. Кроссворд |
... |
4. Кто больше? |
... |
5. Конкурс капитанов |
... |
6. Сценарии |
... |
7. Пантомима |
... |
8. Перевертыши |
... |
Итого: |
... |
Вот что получилось на вечере: 11-Г сделал классическое приветствие:
11-Д переделал стихотворение "Однажды в студеную, зимнюю пору...",
"подстроив" его к теме: 11-Ж и 11-Е придумали сценки: один класс обыграл
формулу,
а другой — урок музыки. на котором ученик играл "Собачий вальс" под
стук метронома.
Прозвучали ученические стихи:
Колебания, колебания,
Вы — мучения и страдания.
Механические, электрические — разные колебания.
Вот период один,
Вот другой уж настал:
Как меня он добил.
Как меня он достал!
Этап 2. Жизнь формул. Командам раздали чистые листы бумаги,
на которых нужно написать формулы, связанные с колебаниями любой природы
(электрическими, механическими и т.д.). Сколько формул написано,
столько баллов и набирает команда.
Этап 3. Кроссворд. Команды получают листки с кроссвордом на
тему "Колебания". Жюри фиксирует время — начало работы. Побеждает та
команда, которая быстрее справится с заданием. (Кроссворд можно взять в
газете "Физика" — № 27 за 1997 г. — или предложить составить его
старшеклассникам.)
Этап 4. Кто больше? Командам вручают листочки со словом
"электромагнетизм", НУЖНО как можно больше составить слов на тему
"Колебания" из букв этого слона. Кто напишет больше, тот и победит.
Этап 5. Конкурс капитанов. Каждый капитан получает прибор,
изображенный на рисунке. Задание: с его помощью показать различные
колебательные процессы и объяснить их с точки зрения полученных в XI
классе знаний. Кто больше сможет показать и объяснить явлений, тот и
победитель.
"Один Маятникник возвращался с дискотеки и увидел помпезную
Скорость. Она томилась у подъезда в ожидании Резонанса. Но Резонанс не
пришел... Скорость стала всхлипывать с большой Частотой, но тут в ее
кармане зазвонил сотовый телефон. Это звонил Сдвиг Фаз. Он сообщил, что
Резонанс погиб в автомобильной катастрофе, столкнувшись с Графиком. Дама
Скорость знала, что не сможет жить без Резонанса. Что делать? Настал
самый тяжелый Период в ее жизни..."
Этап 7. Пантомима. Капитан вытаскивает жребий-задание, где
указана сценка, которую должна разыграть и показать команда (например,
изобразить резонанс, двигающийся маятник, колебательный контур), другие
команды должны отгадать, что именно изображено.
Этап 8. Перевертыши. Эта часть программы дополнительная,
запасная. Суть конкурса в том. чтобы для каждого слова в предложенной
фразе или словосочетании придумать как можно быстрее противоположное по
смыслу. Такие фразы (словосочетания) заранее придумывают все команды, а
ответы пишут их команды-соперники. Например, дается словосочетание
"колебательное движение", а фраза-перевертыш: "неповторяющийся покой",
Мои опыт показал, что вечера, подобные описанному, ребятам нравятся
своей творческой жилкой; они к ним готовятся с удовольствием, а главное –
у всех повышается интерес к предмету.
|