Развивающие цели игры:
- Побуждение учащихся к познавательной
деятельности;
- Развитие логического мышления;
- Реализация межпредметных связей физики и химии;
- Развитие сообразительности.
Воспитательная цель игры:
- Воспитание любознательности, наблюдательности,
изобретательности, внимательности.
Оборудование:
- компьютер,
- проектор,
- портреты ученых физиков и химиков,
- модели кристаллических решеток,
- выставка литературы из серии "Занимательная
физика и химия”.
Технология игры: (по принципу
телевизионной игры "Своя игра” в форме
презентации через программу Power Point) Из учащихся
9-х классов выбираются две команды по 7 человек
(можно команду девочек и команду мальчиков), один
из которых назначается капитаном команды. Даётся
домашнее задание: придумать название команды,
девиз, приветствие, эмблему. Ведет игру ученик
11-го класса.
План игры.
- Вступительное слово ведущего.
- I тур: Представление команд – соперниц, название
и девиз команды, эмблема.
- II тур: Блиц – турнир.
- III тур: Конкурс капитанов.
- IV тур: Домашнее задание.
- Подведение итогов.
Сценарий игры.
Ведущий: Сегодня мы с вами проверим
свои знания и умения по химии и физике в форме
игры, отвечая на вопросы физико-химических
процессов.
Учитель химии:
Без химии жизни, поверьте, нет.
Без химии стал бы тусклым весь свет,
С химией ездим, живем и летаем,
В разных точках Земли обитаем,
Чистим, стираем, пятна выводим,
Едим, спим, и с прическами ходим,
Химией лечимся, клеим и шьем,
С химией мы бок о бок живем!
Так что вы без нее пропадете,
Если значение ее не поймете!
Учитель физики:
Физика, физика – это наука!
Но вижу в глазах у детей только муку.
Формулы скачут, мелькают подряд,
Ох, как же трудно их выстроить в ряд!
Но без физики не объяснить
И кран подъемный, и гвоздь как забить,
И почему самолеты летают,
И корабли в моря уплывают,
Как у нас лампочки светят в квартире,
Как мы программу смотрим в эфире,
Как в Космос летаем, машины водим,
И почему по Земле так просто мы ходим.
Ведущий:
А чтобы больше и лучше все знать,
Надо науки эти понять.
Сегодня играют: сборная команда девушек 9-х
классов и сборная команда юношей 9-х классов.
Судит нашу игру очень компетентное жюри:
директор школы, завуч школы, учителя математики,
физики, химии.
Итак, начинаем первый тур нашей игры: капитаны
команд представляют название, девиз и эмблему
команды.
Ведущий: Переходим ко второму туру
игры: команды по очереди выбирают вопросы из
четырех номинаций (атомы и химические
соединения, строение вещества, химические
соединения, тепловые явления). Вопросы
отличаются по степени сложности: два, три, четыре
и пять баллов.
Атомы и химические элементы |
2 |
3 |
4 |
5 |
Строение вещества |
2 |
3 |
4 |
5 |
Химические соединения |
2 |
3 |
4 |
5 |
Тепловые явления |
2 |
3 |
4 |
5 |
Перечень вопросов:
I. Атомы и химические элементы.
- 2 балла:
Я – металл серебристый и легкий,
Я зовусь самолетный металл,
И покрыт я оксидною пленкой,
Чтоб меня кислород не достал. - 3 балла: Вставьте пропущенное
слово: Изотопы – это разновидность химического
элемента с одинаковым количеством ………, но
разным количеством ………
- 4 балла: Самый активный металл?
- 5 баллов: Какие металлы называются
щелочными и почему?
II. Строение вещества.
- 2 балла: Одинаковы ли объемы и
состав молекул у различных веществ? Приведите
примеры.
- 3 балла: Какое вещество получает
иное название при переходе его из одного
состояния в другое? Назовите эти переходы.
- 4 балла: Можно ли сказать, что
объем газа в сосуде равен сумме объемов его
молекул?
- 5 баллов: Один кувшин с молоком
поставили в холодильник, а другой оставили в
комнате. Где сливки отстоятся быстрее?
III. Соединения химических элементов.
- 2 балла: Назовите химическую
формулу соды.
- 3 балла: Определите пропущенное
вещество X: Fe --- Fe2O3 --- FeCl3
--- X --- Fe2O3
- 4 балла: Напишите краткое ионное
уравнение получения осадка сульфата бария.
- 5 баллов: Какой объем газа
выделится при взаимодействии10 граммов мрамора с
соляной кислотой?
IV. Тепловые явления.
- 2 балла: Зачем оболочку
стратостата и самолета красят серебристой
краской?
- 3 балла: Прежде, чем налить в
стакан кипяток, в стакан опускают чайную ложку.
Объясните, для чего это делают?
- 4 балла: Почему в мороз лопаются
водопроводные трубы, а при длительных остановках
автомобиля из радиатора сливают воду?
- 5 баллов: Почему коньки легко
скользят по льду, а по стеклу, поверхность
которого более гладкая, на коньках невозможно
кататься?
Ведущий: Переходим к следующему туру
нашей игры. Это конкурс капитанов. По итогам
предыдущего тура, игру начинает капитан
лидирующей команды. Капитаны команд по очереди
исключают любую из пяти строк, так чтобы в итоге
осталась только одна строка.
Капитаны рассаживаются за отдельные
компьютеры и работают.
1 |
Химия |
2 |
Физика |
3 |
Химия |
4 |
Физика |
5 |
Химия |
1 Химия: Сколько весит одна молекула кислорода?
2 Физика: Почему в мороз скрипит снег под ногами?
3 Химия: Какой коэффициент должен стоять перед
формулой азотной кислоты?
Cu + HNO3 = Cu(NO3)2 + NO + H2O
4 Физика: Почему соль, брошенная на раскаленные
угли, трещит?
5 Химия: Заполните пропуски:
Ca(OH)2 + ….. = CaCO3 + H2O
….. + H2O = HNO3
Al (OH)3 + H2SO4 = ….. + H2O
Ведущий: Пока капитаны работают,
переходим к проверке домашнего задания. Каждая
команда заранее получила творческое задание: в
виде сценки, пантомимы, песни, стихотворения и
т.д. представить свою команду.
По результатам игры жюри подводит итоги.
Ведущий:
Знаем мы, что встреча наша – лишь игра,
И расставаться нам пришла пора.
Будем мы с улыбкой вспоминать,
Как пытались баллы добывать,
Но не важен в баллах результат,
Дружба побеждает – это факт.
А находчивость по жизни нас ведет,
Знатокам всегда, везде везет!
|